СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Здоровый образ жизни" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлена рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса. на 1 четверть. 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Здоровый образ жизни" 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»






Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ

_____/Ж.М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»

Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ________/А.В.Серебренников/

от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №____

от «___» августа 2017г.







Рабочая программа



Наименование элективного курса: Здоровый образ жизни


Класс: 9


Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 год


Рабочую программу составила: Садоева Татьяна Григорьевна























с. Коргон, 2017 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид элективного курса.

Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Здоровый образ жизни" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки.

Актуальность программы элективного курса «Здоровый образ жизни» заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой школы по программе “Здоровье».

Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни.

Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.

Элективный курс "Здоровый образ жизни" способствует профориентации обучающихся, помогая применить полученные знания и навыки поддержания здоровья при выборе будущей профессии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс биологии, что дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами.

Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.

Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий элективного курса:

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;

- применение активных методов самореализации обучающихся.

Цель курса:

Создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное  отношение к  здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам  и нормам здорового образа жизни.

Задачи курса:

Образовательные:

  • приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья школьников;

  • формирование знаний о влиянии наркотических веществ и вредных привычек на здоровье человека.

Развивающие:

  • развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;

  • развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, в том числе в выборе профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

  • воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.

Формы и методы изучения курса

Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования, экскурсий.

Формы организации занятий:

  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

  • создание проектов по темам исследований;

  • самостоятельная работа по добыванию биологической информации с помощью ИКТ;

  • выполнение практических и лабораторных работ;

  • организация экскурсии в медицинские учреждения;

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;

  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

Методы:

Эмпирические методы:

  • Изучение литературы;

  • наблюдение;

  • анализ;

  • опросы, анкетирование;

  • тестирование;

Теоретические методы:

  • Сравнение;

  • обобщение;

  • анализ;

  • классификация.

Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, видеофильмы, справочник «Твое питание и здоровье», микроскоп, дополнительная литература и печатные издания.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Изменение статуса «здоровья»  в системе ценностных ориентиров школьников.

  • Расширение знаний школьников  в области здоровья, закрепление навыков ЗОЖ,  укрепление здоровья.

  • Повышение интереса к предмету биологии. 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • факторы, разрушающие здоровье человека;

  • этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать, анализировать и делать выводы.

  • участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.

  • выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.

  • выполнять исследовательские работы.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышения работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека.

Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как норма жизни поведения.

Режим дня и здоровье человека

Режим дня; распределение времени на все виды деятельности и отдых в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Повышение работоспособности, сохранение здоровья, предупреждение перенапряжения и переутомления за счет эффективно организованного режима дня. Основные компоненты режима дня школьника: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; полноценный сон.

Практические работы

  1. Составление рационального режима дня школьника.

  2. Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

Рациональное питание и здоровье человека

Правильное питание и здоровье человека. Роль рационального питания: в обеспечении правильного роста и формирования организма, в сохранении здоровья. Энергетические и пищевые потребности организма человека. Сбалансированность пищевого рациона в соответствии с потребностями человека, его профессией, возрастом и полом. Рацион здорового питания. Неправильное питание и его последствия.

Практические работы

3.Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания.

Личная гигиена и здоровье человека

Личная гигиена и здоровье человека. Предупреждение грибковых заболеваний. Уход за волосами. Влияние шампуней, гелей, красителей для волос. Предупреждение педикулеза. Гигиенические требование к одежде и обуви, материалам, из которых они производятся.

Закаливание как средство оздоровления организма. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, улучшении кровообращения и нормализации обмена веществ. Основные принципы закаливания: систематичность, постепенность, последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль.

Практические работы

4.Создание проекта «Моя система закаливания»

Влияние вредных привычек на здоровье человека

Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Содержание в табачном дыме высокотоксичных и канцерогенных веществ и их воздействие на организм человека. Никотиновая зависимость и ее воздействие на нервную систему. Курение и дыхательная система. Увеличение риска заболевания раком, пневмонией, хроническим бронхитом и другими легочными болезнями. Влияние курения на сердечно– сосудистую

систему. Влияние курения на здоровье женщины осложнения при беременности. Пассивное курение.

Токсикомания и наркомания - заболевания, обусловленные употреблением различных веществ, вызывающих состояние опьянения, и проявляющиеся в постоянной потребности приема этих веществ, расстройствах психической деятельности. Синдромы психической и физической зависимости.

Поражающее действие алкоголя на организм.

Практические работы

5. Действие алкогольных напитков на белок.

Экология и здоровье (1час)

Экология жилища. Экологически чистые продукты. Генномодифицированные продукты. Влияние нитратов на здоровье. Действие радиоактивних веществ на здоровье.

Практические работы

6.Создание проекта «Чистый дом».

Защита проекта (2 ч)

Выступление группы с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результата проекта.

Учебно-тематический план



Тема занятия

Кол-во

часов

Тип занятия

Организационная форма

1


Здоровый образ жизни

Режим дня и здоровье человека


1 ч


вводное занятие

Лекция с элементами беседы.

2



Исследовательская работа

«Составление индивидуального режима дня»



практическое занятие


Пр. работа

1.Составление рационального режима дня школьника.


3


Рациональное питание и здоровье человека



информационно- обобщающие занятия

Пр. работа

2.Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

4


Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника»


исследовательская работа

Пр. работа № 3

«Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания»

5


Личная гигиена и здоровье человека

Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма


семинарское занятие


Пр. работа №4

Создание проекта «Моя система закаливания»

6


Влияние вредных привычек на здоровье человека


занятие-презентация

Пр. работа №5

«Действие алкогольных напитков на белок»

7

Экология и здоровье

1 ч

практическое занятие

Пр. работа №6

«Создание проекта «Чистый дом».

8


Защита проекта



зачетное занятие

Конференция

«За здоровый образ жизни».






3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата по плану/

Дата по факту

Тема

Организационная форма

Тип занятия

Домашнее задание

1

05.09/


Здоровый образ жизни

Режим дня и здоровье человека


Лекция с элементами беседы.

вводное занятие

Повторить конспект в тетради

2

12.09/

Исследовательская работа

«Составление индивидуального режима дня»


Пр. работа

1.Составление рационального режима дня школьника.


практическое занятие


Составить режим дня

3

19.09/

Рациональное питание и здоровье человека


Пр. работа

2.Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

информационно- обобщающие занятия

Составить режим питания

4

26.09/

Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника»

Пр. работа № 3

«Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания»

исследовательская работа

Повторить конспект в тетради

5

03.10/

Личная гигиена и здоровье человека

Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма

Пр. работа №4

Создание проекта «Моя система закаливания»

семинарское занятие


Повторить конспект в тетради

6

10.10/

Влияние вредных привычек на здоровье человека

Пр. работа №5

«Действие алкогольных напитков на белок»

занятие-презентация

Повторить конспект в тетради

7

17.10/

Экология и здоровье

Пр. работа №10

«Создание проекта «Чистый дом».

практическое занятие

Повторить конспект в тетради

Приготовить проект

8

24.10/

Защита проекта


Конференция

«За здоровый образ жизни».

(обсуждение проектов).

зачетное занятие


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учителя

  1. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.

  2. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.

  3. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.

  4. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.

  5. Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.

  6. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.

  7. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.

  8. Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.

  9. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  10. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  11. Ресурсы Интернет.


для учащихся


  1. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.

  2. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.

  3. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.

  4. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г

  5. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  7. Ресурсы Интернет.