Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____/Ж.М. Серебренникова/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 2017г. «___» августа 2017г. Приказ №____
от «___» августа 2017г.
Рабочая программа
Наименование элективного курса: Здоровый образ жизни
Класс: 9
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018 год
Рабочую программу составила: Садоева Татьяна Григорьевна
с. Коргон, 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид элективного курса.
Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Здоровый образ жизни" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки.
Актуальность программы элективного курса «Здоровый образ жизни» заключается в том, что она комплексная и экспериментальная, ее создание обусловлено работой школы по программе “Здоровье».
Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом осмыслении включает культуру познания, т. е. знание о своем здоровье и о том, что и как делать для сохранения своего здоровья; культуру отношения, т.е. эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью, мотивы, желания: человек должен знать, для чего ему нужно быть здоровым; культуру поведения, жизни, которая позволяет реализовать все приобретенные знания, эмоциональные установки в практических действиях, поступках, жизни.
Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника. Немаловажное значение имеет настоящий курс в воспитании и самовоспитании школьников. На занятиях курса уделяется должное внимание борьбе с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками, что актуально в этом возрасте.
Элективный курс "Здоровый образ жизни" способствует профориентации обучающихся, помогая применить полученные знания и навыки поддержания здоровья при выборе будущей профессии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнения ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс биологии, что дает возможность учащимся познакомиться с интересными, нестандартными вопросами.
Данный элективный курс позволяет не только обобщить понятие о здоровом образе жизни, но и развивать умения и навыки по его соблюдению, сформировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по его сохранению.
Новизна заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий при проведении занятий элективного курса:
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
- применение активных методов самореализации обучающихся.
Цель курса:
Создать возможности для углубления знаний учащихся о собственном здоровье, воспитывать позитивное отношение к здоровью как непреходящей ценности, обучить принципам, правилам и нормам здорового образа жизни.
Задачи курса:
Образовательные:
приобретение знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья школьников;
формирование знаний о влиянии наркотических веществ и вредных привычек на здоровье человека.
Развивающие:
развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Воспитательные:
воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, в том числе в выборе профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
воспитание культуры ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.
Формы и методы изучения курса
Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и методов обучения: проектной деятельности, семинарских занятий, ролевых игр, поисковых бесед, лабораторных занятий, подготовки и обсуждения докладов, викторин, анкетирования, экскурсий.
Формы организации занятий:
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
создание проектов по темам исследований;
самостоятельная работа по добыванию биологической информации с помощью ИКТ;
выполнение практических и лабораторных работ;
организация экскурсии в медицинские учреждения;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
Методы:
Эмпирические методы:
Изучение литературы;
наблюдение;
анализ;
опросы, анкетирование;
тестирование;
Теоретические методы:
Сравнение;
обобщение;
анализ;
классификация.
Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, видеофильмы, справочник «Твое питание и здоровье», микроскоп, дополнительная литература и печатные издания.
Ожидаемые результаты обучения:
Изменение статуса «здоровья» в системе ценностных ориентиров школьников.
Расширение знаний школьников в области здоровья, закрепление навыков ЗОЖ, укрепление здоровья.
Повышение интереса к предмету биологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
факторы, разрушающие здоровье человека;
этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать, анализировать и делать выводы.
участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения.
выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни.
выполнять исследовательские работы.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышения работоспособности человека, продление его творческого долголетия. Влияние биологических и социальных факторов на здоровье человека.
Основные элементы здорового образа жизни - плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек, закаливание. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как норма жизни поведения.
Режим дня и здоровье человека
Режим дня; распределение времени на все виды деятельности и отдых в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. Повышение работоспособности, сохранение здоровья, предупреждение перенапряжения и переутомления за счет эффективно организованного режима дня. Основные компоненты режима дня школьника: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное питание; полноценный сон.
Практические работы
Составление рационального режима дня школьника.
Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.
Рациональное питание и здоровье человека
Правильное питание и здоровье человека. Роль рационального питания: в обеспечении правильного роста и формирования организма, в сохранении здоровья. Энергетические и пищевые потребности организма человека. Сбалансированность пищевого рациона в соответствии с потребностями человека, его профессией, возрастом и полом. Рацион здорового питания. Неправильное питание и его последствия.
Практические работы
3.Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания.
Личная гигиена и здоровье человека
Личная гигиена и здоровье человека. Предупреждение грибковых заболеваний. Уход за волосами. Влияние шампуней, гелей, красителей для волос. Предупреждение педикулеза. Гигиенические требование к одежде и обуви, материалам, из которых они производятся.
Закаливание как средство оздоровления организма. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, улучшении кровообращения и нормализации обмена веществ. Основные принципы закаливания: систематичность, постепенность, последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль.
Практические работы
4.Создание проекта «Моя система закаливания»
Влияние вредных привычек на здоровье человека
Вредные привычки и их влияние на организм человека. Табакокурение. Содержание в табачном дыме высокотоксичных и канцерогенных веществ и их воздействие на организм человека. Никотиновая зависимость и ее воздействие на нервную систему. Курение и дыхательная система. Увеличение риска заболевания раком, пневмонией, хроническим бронхитом и другими легочными болезнями. Влияние курения на сердечно– сосудистую
систему. Влияние курения на здоровье женщины осложнения при беременности. Пассивное курение.
Токсикомания и наркомания - заболевания, обусловленные употреблением различных веществ, вызывающих состояние опьянения, и проявляющиеся в постоянной потребности приема этих веществ, расстройствах психической деятельности. Синдромы психической и физической зависимости.
Поражающее действие алкоголя на организм.
Практические работы
5. Действие алкогольных напитков на белок.
Экология и здоровье (1час)
Экология жилища. Экологически чистые продукты. Генномодифицированные продукты. Влияние нитратов на здоровье. Действие радиоактивних веществ на здоровье.
Практические работы
6.Создание проекта «Чистый дом».
Защита проекта (2 ч)
Выступление группы с сообщениями по изученным темам. В ходе выступления группы сообщают о проделанной работе, делают выводы и вносят предложения по решению изученной проблемы, демонстрируют собранный материал, обсуждают результата проекта.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Организационная форма |
1 | Здоровый образ жизни Режим дня и здоровье человека | 1 ч | вводное занятие | Лекция с элементами беседы. |
2 | Исследовательская работа «Составление индивидуального режима дня» | 1ч | практическое занятие | Пр. работа №1.Составление рационального режима дня школьника. |
3 | Рациональное питание и здоровье человека | 1ч | информационно- обобщающие занятия | Пр. работа №2.Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп. |
4 | Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника» | 1ч | исследовательская работа | Пр. работа № 3 «Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания» |
5 | Личная гигиена и здоровье человека Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма | 1ч | семинарское занятие | Пр. работа №4 Создание проекта «Моя система закаливания» |
6 | Влияние вредных привычек на здоровье человека | 1ч | занятие-презентация | Пр. работа №5 «Действие алкогольных напитков на белок» |
7 | Экология и здоровье | 1 ч | практическое занятие | Пр. работа №6 «Создание проекта «Чистый дом». |
8 | Защита проекта | 1ч | зачетное занятие | Конференция «За здоровый образ жизни». |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану/ Дата по факту | Тема | Организационная форма | Тип занятия | Домашнее задание |
1 | 05.09/ | Здоровый образ жизни Режим дня и здоровье человека | Лекция с элементами беседы. | вводное занятие | Повторить конспект в тетради |
2 | 12.09/ | Исследовательская работа «Составление индивидуального режима дня» | Пр. работа №1.Составление рационального режима дня школьника. | практическое занятие | Составить режим дня |
3 | 19.09/ | Рациональное питание и здоровье человека | Пр. работа №2.Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп. | информационно- обобщающие занятия | Составить режим питания |
4 | 26.09/ | Исследовательская работа «Составление ежедневного рациона питания школьника» | Пр. работа № 3 «Составление индивидуального суточного меню с учетом возрастных норм здорового питания» | исследовательская работа | Повторить конспект в тетради |
5 | 03.10/ | Личная гигиена и здоровье человека Гигиена одежды, обуви человека. Закаливание организма | Пр. работа №4 Создание проекта «Моя система закаливания» | семинарское занятие | Повторить конспект в тетради |
6 | 10.10/ | Влияние вредных привычек на здоровье человека | Пр. работа №5 «Действие алкогольных напитков на белок» | занятие-презентация | Повторить конспект в тетради |
7 | 17.10/ | Экология и здоровье | Пр. работа №10 «Создание проекта «Чистый дом». | практическое занятие | Повторить конспект в тетради Приготовить проект |
8 | 24.10/ | Защита проекта | Конференция «За здоровый образ жизни». (обсуждение проектов). | зачетное занятие | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для учителя
Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.
Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Ресурсы Интернет.
для учащихся
Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г
Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
Ресурсы Интернет.