МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«Согласовано» Руководитель МО _____/Азарова Т.В./ «__» _____ 20 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Худолей М.П./ «__» _____ 20 г. | «Утверждаю» Директор школы _______/Останина Н.А./ «___» ____ 20 г. |
Рабочая программа
элективного курса по математике для 9-го класса
«Математический практикум»»
Выполнил:
Азарова Татьяна Владимировна
учителя математики и информатики
МКОУ Здвинской СОШ №1
2017- 2018 учебный год
Пояснительная записка
Экзамен по алгебре ГИА 9 не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к
нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычны еработы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке кразличного рода экзаменам, в частности, к ГИА.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики при подготовке к ГИА.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к
итоговой аттестации в форме ГИА.
Воспитательное назначение курса.
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность,
творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
исследования элементарных функций.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке, тестов. Итоговый контроль – 2 диагностические работы в форме тестов, заданий
с кратким и развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.
Содержание
Арифметика
Тема № 1 Натуральные числа 9 час.
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения 7 час.
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. 6 час.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства 3 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии 2 час.
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
Учебно – тематический план
Тема | Формы работы | Формы контроля | Количество часов |
Теоретическая часть | Практическая часть |
I Арифметика | | | | |
Тема №1 Числа | | | | 9 |
1. Натуральные числа. Действия над натуральными числами | Беседа-диалог | Практикум | Устная работа | 1 |
2. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | Беседа | Практикум | Устная работа | 1 |
3. Дроби. Действия с дробями | Беседа | Практикум | тест | 1 |
4. Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
5. Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
6. Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
7. Процент. Задачи на проценты. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
II Алгебра | | | | |
Тема №2 Буквенные выражения | | | | 7 |
8. Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | Беседа | Практикум | тест | 1 |
9. Преобразование алгебраических выражений. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
10. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | Работа с математической литературой | Практикум | тест | 1 |
11. Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | Беседа | Практикум | тест | 2 |
12. Действия с алгебраическими дробями. | Беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. | | | | 6 |
13. Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | Работа с учебником | Практикум | тест | 1 |
14. Дробно-рациональные уравнения | Работа с учебником Работа над алгоритмом решения | Практикум | Самостоятельная работа | 2 |
15. Уравнения с модулем. | Лекция, беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
16. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | презентация | Практикум | тест | 2 |
Тема №4 Неравенства. Системы неравенств. | | | | 3 |
17.. Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | Работа с учебником | Практикум | Устная работа | 1 |
18. Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | Работа с учебником, беседа | Практикум | тест | 2 |
Тема №5 Прогрессии | | | | 2 |
19. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | беседа | Практикум | тест | 1 |
20. Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | беседа | Практикум | Самостоятельная работа | 1 |
Тема №6 Функции и графики | | | | 3 |
21 Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции. | лекция | Практикум | Устная работа | 1 |
22. Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | лекция | Практикум | тест | 1 |
23. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. | беседа | Практикум | Практическая работа | 1 |
Итоговый тест | | | | 2 |
Диагностическая работа №1 | | | | 2 |
Итого | | | | 34 часа |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Печатные пособия:
ГИА-2018 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2018.
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА -2018: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов –на-Дону: Легион-М. 2018.
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2017: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2018.
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 20018
Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2010.
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор.
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Интернет- ресурсы:
Открытый банк задач: http:// opengia.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам: http://sdamgia.ru/
Образовательный портал для подготовки к экзаменам http://alexlarin.net/