СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс " Решение задач по химии для 9 классов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большее количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс " Решение задач по химии для 9 классов"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2 города Евпатории Республики Крым»


«Согласовано» Руководитель МО учителей естественного цикла ________ Гинкул Л.И. Протокол № ___ от «___» ______ 2015г.

«Согласовано» Заместитель директора поУВР МБОУ «СШ №2» ___________/ Е.Г. Джебик

«___»___________2015___г.

«Утверждаю» Директор «МБОУ СШ №2»

____________/ С.А. Головко /

Приказ № _____ от«___»___________2015___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гинкул Людмилы Ивановны, специалиста высшей категории, элективный курс «Решение задач и упражнений по химии» для 9А, 9Б, 9В классов





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 09 от «28» 08. 2015 года




Программа элективного курса «Решение задач и упражнений по химии» для 9 класса составлена на основании:

- Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089, - основной образовательной программы ООО (6-9 классы) МБОУ «СШ № 2», утвержденной приказом МБОУ «СШ № 2» от 28.08.2015 г. № 433,

- Авторской программы : Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзити-

са, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/

Н.Н. Гара – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2013.

-Учебника: Химия. 9 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014.

- Свердлова Н.Д. Экспресс-диагностика. Химия: 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2015





2015 – 2016 учебный год



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»


«Согласовано» Руководитель МО учителей естественного цикла ________/ Гинкул Л.И. .Протокол от «___» ______ 2015г. №____

«Рассмотрено» на заседании методического совета протокол от «___»___________2015г. № _____


«Принято» на заседании педагогического совета протокол от «___»___________2015г. № _____

«Утверждаю» Директор «МБОУ СШ №2» ____________/ С.А. Головко/ Приказ № _____ от «___»___________2015г.


Лист корректировки рабочей программы педагога Гинкул Людмилы Ивановны, специалиста высшей категории, элективный курс по химии в 9А, 9Б, 9В классах


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

9А, Б, В

Выражение состава вещества и его анализ с помощью формулы

24.09.2015

Объявлен выходным днём в Крыму

На данную тему отводилось

2 урока, проведено уплотнение материала

28.09.2015

9А, Б, В

Кристаллогидраты

23.11.2015

ЧС. Объявлен выходным днём

Смещение дат

30.11.2015

9А, Б, В

Решение задач по уравнениям с участием растворов.

30.11.2015

ЧС.

Смещение дат

07.12.2015

9А, Б, В

. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. Объёмные отношения газов.

07.12.2015

ЧС.

Смещение дат

14.12.2015

9А, Б, В

Решение комбинированных задач

14.12.2015

ЧС.

Смещение дат

21.12.2015

9А, Б, В

Генетическая связь между основными классами неорганической химии

21.12.2015

ЧС.

Слияние тем

уроков за 14.12 и 21.12


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса для 9 классов «Решение задач и упражнений по химии» составлена на основании

- Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089, - основной образовательной программы ООО (6-9 классы) МБОУ «СШ № 2», утвержденной приказом МБОУ «СШ № 2» от 28.08.2015 г. № 433,

- Авторской программы : Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.Н. Гара – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2013.

-Учебника: Химия. 9 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2014.

- Свердлова Н.Д. Экспресс-диагностика. Химия: 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2015

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей: освоение основных понятий и законов химии; овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8-9-х классах и по 1 часу в 10-11-х классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Предлагаемый курс имеет, прежде всего, практическую направленность, так как предназначается не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчетных задач различных типов. Данный курс рассчитан на учащихся 9-х классов и связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).Химическое содержание многих задач, предложенных программой курса, выходит за рамки базового уровня, т. к. предполагает, что курс выберут школьники серьезно интересующихся химией. Изучение курса предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем и к конкурсным экзаменам – ГИА и ЕГЭ.

Актуальность курса: задачи в химии решаются не только ради получения правильного ответа как такового. Решение задач способствует развитию логического мышления, прививает навыки самостоятельной работы и служит оценкой степени усвоения теоретических знаний и практических умений. Курс расширяет и углубляет знания учащихся по химии, раскрывает роль химии в решении глобальных проблем человечества, показывает зависимость свойств веществ от состава и строения, направленность химической технологии на решение экологических проблем. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

Основные задачи:

  • обеспечение школьников основной и главной теоретической информацией;

  • отработать у учащихся навыки решения задач разных типов, в том числе усложненных.

  • формирование связи между теоретическими и практическими знаниями учащихся;

  • подготовить необходимую базу для решения различных типов задач в старших классах.

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

  • расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к обучению, социализация учащихся через самостоятельную деятельность.

Общая характеристика курса

Содержание элективного курса соответствует минимальным требованиям стандарта образования, а также содержит некоторый материал по углублению курса химии в 9 классе, на который следует обратить внимание для успешного изучения далее (кристаллогидраты, различные способы выражения состава раствора, различные способы приготовления необходимого раствора; качественные реакции). Каждая тема содержит небольшой теоретический материал, а главное – большее количество различных задач. Это необходимо для формирования и развития навыков анализа, сравнения, обобщения, самоанализа и самоконтроля, умений устанавливать причинно – следственные связи между различными фактами, умений делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Вниманию учащимся предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от учащихся активной познавательной деятельности.
Данный курс предлагается всем учащимся, которые желают получить более глубокие знания по предмету.

Формы и методы обучения: решение химических задач с использованием логических приемов, работа с учебниками, задачниками и периодической литературой. Предусматривается и активная форма обучения, выполнение учащимися самостоятельных работ по решению задач.

Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся: выполнение заданий двух типов:

  • с выбором ответа;

  • со свободным ответом;

Методы преподавания курса:

  • поисковый;

  • учебный диалог;

  • решение проблемных задач;

  • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретических вопросов, изученных в 8 классе и изучаемых в   9классе, их углубление и расширение;

  • применение теоретических знаний на практике;

  • знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;

  • решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести   имеющиеся знания с их практическим применением;

  • обучение самостоятельному решению задач.

Итоговое занятие может быть проведено в форме олимпиады, по итогам которой можно составить таблицу рейтинговых  показателей достижений учащихся.

Продолжительность курса: 16 часов и предполагает изучение его по 0,5 часа в неделю

в год (одно полугодие – по 1 часу в неделю)


Учебный план:


Разделы (совокупность тем)

Всего часов

Теоретические занятия

Практические  занятия

Контроль

1. Введение.

1

1

 

 

2. Химическая формула вещества.

3

1

2

 

3. Количество вещества.

4

1

3

 

4. Уравнения химических реакций.

1

 

1

 

5 Растворы.

3

1

2

 

6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД.

3

1

2

 

7.Итоговая проверка знаний.

1

 


1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1 Введение (1 ч)

Основные этапы в истории развития химии. Алхимия. Смеси. Чистые вещества.
Химический элемент.

Тема 2. Химическая формула вещества. (3 ч)

Формулы в химии. Выражение состава вещества и его анализ с помощью формулы Качественный и количественный анализ состава вещества

Расчётные задачи. Вычисление массовой доли элемента в веществе, массовых отношений элементов в веществе.



Тема 3. Количество вещества. (4 ч)

Количество вещества. Пересчитанные частицы. Молярный объём газа.
Относительная плотность газа. Комбинированные задачи.

Расчётные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества, молярной массы, массы, количества вещества, числа структурных частиц в определённом количестве вещества, объёма газа при нормальных условиях, относительной плотности газов.

Тема 4. Уравнения химических реакций. (1 ч)

Основные типы химических реакций. Составление уравнений химических реакций.

Расчётные задачи: простейшие расчёты по уравнениям химических реакций: вычисление массы, объёма, количества вещества реагентов и продуктов реакции.

Тема 5. Растворы. (3 ч)

Растворимость. Растворы. Разные способы выражения состава раствора. Кристаллогидраты. Растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность

Расчётные задачи: Вычисление массовой доли и массы растворённого вещества в растворе, вычисление массовой доли и массы растворённого вещества при смешивании растворов.

Тема 6. Основные классы неорганической химии в свете ТЭД. (3 ч)

Расчёты по уравнениям химических реакций. Объёмные отношения газов Качественная реакция на ионы Генетическая связь между основными классами неорганической химии.

Расчётные задачи: задачи на вычисления связанные с объёмными отношениями газов в химических реакциях, комбинированные задачи.

Тема 7. Итоговая проверка знаний. (1 ч)

Школьный тур олимпиады среди учащихся 9 класса, посещающих курс



Учебно-тематический план:

Последовательность  тем в разделе

Последовательность занятий в теме

Базовые понятия

Ожидаемы результаты

1. Введение.

1. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии.

Алхимия. Смеси. Чистые вещества.
Химический элемент.

Примут установку на продуктивную работу.

2. Химическая формула вещества

1 Формулы в химии

2-3 Выражение состава вещества и его анализ с помощью формулы

Формула вещества.

Качественный и количественный анализ состава вещества

Уметь проводить анализ состава вещества по его формуле, решать задачи на массовые отношения элементов в веществе




3. Количество вещества.

1 Количество вещества.
Пересчитанные частицы.
.2. Молярный объём газа.
3. Относительная плотность газа.
4. Решение комбинированных задач.

Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, атом, молекула.

Умеют решать задачи используя различные формулы нахождения количества вещества; осуществлять переход от одной формулы к другой; находить количество атомов в молекуле данного вещества.

4.Уравнения химических реакций.

1. Основные типы химических реакций. Составление простейших уравнений химических реакций.

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс.

Уметь составлять простейшие уравнения реакции соединения; определять тип химической реакции; расставлять коэффициенты в уравнении согласно закону сохранения массы веществ; проводить простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

5. Растворы.

1. Растворимость. Растворы.
Разные способы выражения состава раствора.
2. Кристаллогидраты.
3. Решение задач по уравнениям с участием растворов.










Растворы, растворитель, растворимое вещество, массовая доя раствора, мольная доля, молярность, нормальность, кристаллогидраты.

Уметь решать задачи используя формулы выражения состава раствора; проводить расчёты по уравнениям химических реакций.












6. Основные классы неорганической химии   в свете ТЭД.

1. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.
Объёмные отношения газов.
2. Решение комбинированных задач.
3 Генетическая связь между основными классами неорганической химии.

Качественная реакция на ионы, генетическая связь, реакции ионного обмена, количество вещества.

Умеют составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов неорганической химии и разбирают их в ионном виде; проводят расчёты по уравнениям химических реакций; проводят качественные реакции на простейшие ионы.

7. Итоговая проверка знаний.

1. Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 9 кл.)

 

Успешное выполнение олимпиадной работы школьного тура для учащихся 9 класса.



Календарно – тематический план.

Дата

Тема

Оборудование

план

факт

1

07.09


Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.
Основные этапы в истории развития химии.

Репродукция гравюр «Алхимики», портреты учёных; высказывания известных людей о химии

2

14.09


Формулы в химии

Химические символы алхимиков; дидактический материал

3

4

24.09

28.09

28.09

Выражение состава вещества и его анализ с помощью формулы

дидактический материал

5

05.10


Количество вещества.
Пересчитанные частицы.

Демонстрация веществ количеством 1 моль;

дидактический материал

6

12.10


Молярный объём газа.

Демонстрация куба объёмом 22,4 л (1 моль)

дидактический материал

7

19.10


Относительная плотность газа.

дидактический материал

8

26.10


Решение комбинированных задач.


дидактический материал,

справочные материалы

9

09.11


Основные типы химических реакций. Составление простейших уравнений химических реакций


дидактический материал,

справочные материалы

10

16.11


Растворимость. Растворы.
Разные способы выражения состава раствора.

дидактический материал,

справочные материалы

11

23.11

30.11

Кристаллогидраты.

дидактический материал

12

30.11

07.12

Решение задач по уравнениям с участием растворов.

дидактический материал

13

07.12

14.12

. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций. Объёмные отношения газов.

дидактический материал

14

14.12

21.12

Решение комбинированных задач.

дидактический материал

15

21.12

21.12

Слияние

тем 14-15 уроков

Генетическая связь между основными классами неорганической химии.

Таблица «Генетическая связь между классами неорганических соединений»

дидактический материал

16

-


Итоговая проверка знаний (школьный тур олимпиады среди учащихся 9 класса, посещающих курс.)

дидактический материал

справочные материалы








Формы контроля образовательных достижений учащихся:

  • контрольные работы, зачеты по материалу каждой темы;

  • олимпиада по материалу всего курса.

Работа ученика на занятии  может быть оценена по двум основным параметрам: активность и правильность самостоятельного решения задач.

Критерии оценивания умений учащихся решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.



Критерии оценивания письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.



Ожидаемый результат:

  • Успешное обучение в последующих классах;

  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;

  • Умение проводить простейшие расчёты;

  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;

  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

После изучения данного курса учащиеся могут иметь различный уровень качества образования:

  • Минимальный – решение простейших задач по алгоритму.

  • Достаточный – решение незнакомых задач и выполнение упражнений, для решения которых используются известные алгоритмы.

  • Творческий – выполнение заданий и решение задач направленных на развитие творческого потенциала личности.



Литература для учителя:

1.Гранкина Т.М. Задачник с «помощником». Химия. 8-9, Харьков «Ранок», 2011 г.

2. Григорович А.В. Химия. Сборник задач и упражнений. Харьков, «Ранок»,2009 г.

3. Данильченко В.Е. Как решать задачи по химии. Харьков «Краiна мрiй», 2008 г.

4. Доронькин В.Н. Химия. Подготовка к ГИА – 2014. 9класс.Ростов-на-Дону «Легион», 2013

5 Кочерга И.И. и др. Олимпиады по химии (сборник задач). Харьков «Ранок», 2002г.

6. Свердлова Н.Д. Химия. Экспресс-диагностика. 9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2015

7. Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.М.:

«Просвещение», 1999

8. Турищева Л.В. Как решать химические задачи. Харьков, «Основа», 2003 г.
9. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”. М. «Новая волна», 1999 г. 10. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.М. «Новая

волна», 2000 г.


Литература для учащихся:

Радецкий А.М. Химический тренажер по неорганической химии. Симферополь «Ната», 2004 г.