программа элективного курса
«Учимся писать сочинение»
Пояснительная записка.
Элективный курс «Учимся писать сочинение» рассчитан на учащихся 9х классов. Данный курс является предметно-ориентированным и представляется особенно актуальным, так как на государственном экзамене по русскому языку в части С учащиеся должны написать сочинение, к которому предъявляются особые требования.
ЦЕЛИ КУРСА:
Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
Подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.
Способствовать интеллектуальному развитию ученика.
Для реализации этой цели необходимо:
ознакомиться с критериями экзаменационного сочинения и понять их значение;
сформировать навыки работы с тестом для понимания главной мысли;
расширить словарный запас учащихся;
продолжить формирование грамотной речи учащихся;
научиться применять полученные знания при написании сочинений.
Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетентности.
Теоретической основой данного курса являются:
лингвистический, стилистический анализ текста;
система языковых понятий и функционирование;
различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Дидактический материал, кроме реальных экзаменационных тестов и заданий, содержит материал, подобранный с учетом занимательности. Литературный материал для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Принципы, на которых базируется программа курса:
учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
уважение к результатам их деятельности в сочетании с требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
выразительность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
системность и последовательность;
прочность полученных знаний;
активность и сознательность обучения.
Формы организации работы с учащимися в рамках данного элективного курса:
лекции, практикумы, консультации, то есть формы, требующие пополнения теоретических знаний и практических умений. Это главная отличительная особенность курса: кроме необходимого минимума теоретического материала, излагаемого в доступной форме, учащимся предлагается большое количество материала практического.
Виды работ учащихся:
Составление планов, тезисов, таблиц по прослушанному материалу;
«Пошаговая» работа с текстом;
Устные и письменные развернутые ответы на вопросы;
Самостоятельная работа по написанию сочинений;
Редактирование написанного;
Анализ работ одноклассников.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
работать с разнообразной информацией, извлекать необходимый материал из различных источников и использовать ее в творческих работах;
правильно определять и формулировать основную мысль текста;
создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
выражать собственное мнение по различным проблемам;
аргументировано доказывать собственную точку зрения;
приводить доводы и примеры как из текста, так и собственные;
не нарушать речевое оформление текста;
соблюдать фактологическую точность в фонофом материале.
Содержание контроля.
Разделы, темы. | Уровень контроля | Требования к знаниям | Требования к умениям | Общеучебные навыки |
Основные цели изадачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | Уровень знакомства (распознавания) | Знать основные требования к работе. | Разбираться в нормах оценках. | Оформлять записи в тетрадях. |
Общие навыки работы с текстом. Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста. | Репродуктивный | Знать речеведческие понятия, приемы разворачивания основной мысли текста и средства, обеспечивающие связность текста. | Производить лингвистический анализ Применять полученные навыки при создании собственных высказываний | Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте. Строить собственное высказывание. |
Создание собственного текста. Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише. Оформление работы | Уровень трансформации | Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета. | Создавать связное высказывание, используя полученные знания: адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение, подбирать убедительные доказательства. | Планировать работу, выбирать необходимую информацию, логично и образно излагать свои мысли |
Редактирование собственного сочинения. Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста. Типы ошибок | Уровень полноценных знаний | Знать типы ошибок | Самостоятельно производить анализ текста | |
Структура и содержание курса.
Курс рассчитан на 17 часов.
Имеет 3 раздела.
Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом.
Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция. Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. Работа со средствами, обеспечивающие связность текста.
РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста.
Работа над вступлением. Работа над основной частью. Работа над заключением. Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Абзацное членение. Речевые клише.
Оформление работы
РАЗДЕЛ 3. Редактирование собственного сочинения.
Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п ДАТА | Содержание занятия | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
1 | Вводное занятие. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | 1 | Запись лекции |
| РАЗДЕЛ 1. Общие навыки работы с текстом. | | |
2 | Определение темы и основной мысли текста. Авторская позиция | 1 | Запись теоретических сведений. Самостоятельная работа с текстом |
3 | Освоение приемов разворачивания основной мысли текста. | 1 | Построение логических схем. Разворачивание тезиса. |
4 5 | Работа со средствами, обеспечивающие связность текста. Единая тема и последовательность микротем. Синтаксические и лексические средства связи: связь предложений в тексте (цепная, параллельная, смешанная); Контекстные синонимы и антонимы; | 2 | Анализ предложенных текстов. |
6 | Средства связи частей текста и цель использования. | 1 | Заполнение таблицы. |
7 | Лингвистический анализ текста | 1 | Практическая работа |
| РАЗДЕЛ 2. Создание собственного текста. | | |
10 | Работа над вступлением Цель вступления. «Магнит» для вступлений | 1 | Таблица с «магнитами» Самостоятельное написание вступления |
11 12 | Работа над основной частью Формулировка позиции автора. Выражение своего мнения Аргументирование своего мнения Оценочные слова и речевые клише. | 2 | «Копилка мудрых мыслей» Запись теоретического материала. Самостоятельное написание основной части |
13 | Работа над заключением. Цели заключения Приемы написания заключений | 1 | Запись теоретического материала Самостоятельное определение заключения предложенных текстов. |
14 | Приемы, помогающие сделать текст эмоциональным. Приемы диалогизации текста. | 1 | Составление таблицы |
15 | Абзацное членение. Речевые клише. Оформление работы | 1 | Запись лекции учителя. Написание собственного высказывания |
16,17 | Редактирование собственного сочинения. Анализ содержания с точки зрения единства текста и правильности текста. Типы ошибок | 2 | Редактирование написанных текстов с учетом требований к сочинению |
Литература для учителя.
Кобзарева Л.А. «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» 9класс.
Волгоград. «Учитель» 2012
Тимошенко Т.Е. «Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом» 9 класс
М. «Дрофа» 2012
Литература для учащихся.
Мамона Т.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к сочинению»
М. «Экзамен» 2013
Никитина Е.И. Учебник для 9 класса «Русская речь. Развитие речи»
М. «Дрофа» 2000
Пичугов Ю.С. Учебное пособие для 8-9 классов «Родное слово»
М. Сантакс-Пресс» 1996
Цыбулько. И.П. «ГИА – 2014Экзамен в новой форме. Русский язык 9 класс»
Тренировочные варианты экзаменационных работ.
М. «Астрель» 2013
Егораева «Тренировочные варианты экзаменационных работ по русскому языку в 9 классе»
М. «Астрель» 2013