СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс Выбор профессии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование своего дальнейшего обучения, а в перспективе и своего дальнейшего жизненного пути должно строиться на знании человеком своих личностных особенностей, способностей и возможностей, на знании психологических законов межличностных отношений. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

 Цель курса – оказать учащимся 9-го класса психолого-педагогическую помощь в выборе профессии – помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс Выбор профессии»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение:

Донская основная общеобразовательная школа



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ: Донская ООШ

Приказ от 27.08.2014 № 113

________________

(Т.В. Соколина)





Рабочая программа по

элективному курсу «Выбор профессии»

(учебный предмет)

Уровень общего образования (класс) 9


основное общее

Количество часов 33


Учитель: Крючкова Марина Владимировна


Программа разработана на основе

авторская программа по предпрофильной

подготовке « Выбор профессии» Г.В.Резапкиной.














2015-2016 учебный год




Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации российского образования является введение профильного обучения и предпрофильной подготовки. Но профессиональное самоопределение школьников невозможно, если не сформирована их психологическая готовность к выбору профессии. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределённости, либо сделали свой сомнительный и примитивный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Планирование своего дальнейшего обучения, а в перспективе и своего дальнейшего жизненного пути должно строиться на знании человеком своих личностных особенностей, способностей и возможностей, на знании психологических законов межличностных отношений. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Цель курса – оказать учащимся 9-го класса психолого-педагогическую помощь в выборе профессии – помощь в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры и видения перспективы дальнейшего трудоустройства.

Задачи курса:

- формирование актуального для подростков «информационного поля», приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии;

- ознакомление учащихся с различными видами труда, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.;

- активизация процесса самопознания, осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей, способностей;

- активизация жизненной позиции учащихся, повышение чувства ответственности за себя и своё профессиональное будущее;

- создание атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.

Представленная программа описывает систему организации занятий по психологии в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и построена с учетом возрастных особенностей данного периода. В это время формируется личная идентичность, усиливается стремление к рефлексии, познанию собственного «Я». Остается чрезвычайно значимым общение со сверстниками, что делает актуальным необходимость развития коммуникативных навыков. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Учащиеся примеривают на себя различные роли, строят планы. И важно научить их соотносить жизненные, в том числе и профессиональные цели с собственными возможностями.

Методологической основой курса является деятельностный подход и положения гуманистической психологии. Курс построен с использованием программы учебного курса «Выбор профессии» Г.В.Резапкиной.

Рабочая программа элективного курса "Выбор профессии" для 9 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г.

  • Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004 г.

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом директора школы № 113 от 27.08.2014г.

  • Авторская программа по предпрофильной подготовке « Выбор профессии» Г.В.Резапкиной

  • Учебно-методического комплекса:

Учебно- методическое пособие для педагогов «Психология и выбор профессии» Резапкина Г.В. Москва: Генезис -2006год

Рабочая тетрадь учащегося «Психология и выбор профессии» Резапкина Г.В. Москва: Генезис -2007год.

Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, психологически наиболее трудными являются моменты перехода от общеобразовательной школы к сфере профессионального труда, а в рамках средней и старшей школы — от общепринятого обучения к профильному, так как причины возможных трудностей в выборе профессии или профиля обучения во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие. Как известно, любое психическое явление актуализируется в соответствующих жизненных ситуациях. Проведение занятий по элективному курсу «Выбор профессии» связано как с применением различных методов профориентационной работы: элементов активного профинформирования и профконсультирования, профдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств, так и с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) – компьютерные презентации, буклеты для учащихся, тестирование On-line (сайт «Методический кабинет профориентации Г. Резапкиной» (www.metodkabi.net.ru).

Реализация программы позволяет заложить базу, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно сделать выбор профессии, учитывая свои возможности, способности, строить профессионально-личностный план развития. Курс предполагает ознакомление учащихся с самооценкой и темпераментом, чувствами и эмоциями, истоками негативных эмоций, тревожностью, типами мышления, вниманием и памятью, знакомство с классификацией профессий, формулой профессии, строить профессионально- личностный план, определять профессионально важные качества, познакомит со способностями общими и специальными, мотивами и потребностями, предостережет об ошибках при выборе профессии, познакомит с современным рынком труда, узнают о путях получения профессии, получат навыки самопрезентации.

Показателями эффективного освоения курса «Выбора профессии» следует считать рост самосознания учащихся, повышение их адаптации к условиям обучения в школе, решение ими своих жизненных проблем – в частности, выбора профессии и «образа жизни».

Методические рекомендации:

Программа реализуется педагогом-психологом. Допустимо обучение учителем, имеющим психологическое образование. Занятия проводятся в учебном классе, имеющем возможность организации пространства для тренинговых занятий. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания (приложение №1).

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля)

1 - «Что я знаю о своих возможностях»

2 - «Что я знаю о профессиях»

3 - «Способности и профессиональная пригодность»

4 - «Планирование профессиональной карьеры»

Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Контроль усвоения материала осуществляется путем контрольных вопросов, устного опроса или практическое проигрывание. На учебных занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований техники безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Формы аттестации учащихся: текущая (конспекты, участие в деловых играх, тестировании, выполнение профориентационных упражнений и т.д.) приложение № 1,2,3 и итоговая проектная работа «Моя будущая профессия» (написание сочинения «Моя будущая профессия» или подготовка компьютерной презентации «Профессии, которые мы выбираем» Приложение №4).

Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу «Выбора профессии» Тестовые и проверочные работы оцениваются по системе Беспалько: 0-40% - «2», 40-60% - «3», 60-80% - «4»,80-100% - «5» (Приложение №5). В течение года предусмотрено проведение 3 самостоятельных работ и 1 итоговое тестирование.

Программа курса рассчитана на 35 часа в год. В соответствие с учебным планом МБОУ: Донская ООШ на изучение элективного курса «Выбор профессии» отводится 1 час в неделю, всего 33часа в год (праздничный день 1 мая и 29 мая -9 классе окончен учебный год)

Количество часов в 1 четверть-8

Количество часов во 2 четверть- 9

Количество часов в 3 четверть - 8

Количество часов в 4 четверть – 8


Тематическое планирование элективного курса «Выбор профессии»

№ п/п

Раздел

Кол-во

часов.

дата

Что я знаю о своих возможностях

8

01.09-20.10

Что я знаю о профессиях

9

03.11-29.12

Способности и профессиональная пригодность

8

12.01.- 15.03.

Планирование профессиональной карьеры

8

29.03 - 24.05

Всего

33



Тематическое планирование элективного курса по темам «Выбор профессии»


темы

Занятия, час

Дата

Тео

рия

Прак-

тика

Сам.

раб

всего

По плану

фактич

1 четверть. Что я знаю о своих возможностях (8 часов)


Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.

1



1

01.09.


Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

0,5

0.5


1

08.09


Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

0,5

0.5


1

15.09.


Урок 4. Стресс и тревожность.

0,5

0.5


1

23.09.


Урок 5. Определение типа мышления.


1


1

29.09.


Урок 6. Внимание и память.


1


1

06.10.


Урок 7. Уровень внутренней свободы.


1


1

13.10.


Урок 8. Обобщающий.



1

1

20.10.


2 четверть. Что я знаю о профессиях (9часов)


Урок 1. Классификации профессий. Признаки профессии.

1



1

03.11.


Урок 2. Определение типа будущей профессии.


1


1

10.11.


Урок 3,4. Профессия, специальность, должность. Формула профессии

2



2

17.11.

24.11


Урок 5. Интересы и склонности в выборе профессии.

0,5

0.5


1

01.12.


Урок 6. Определение профессионального типа личности.

0,5

0.5


1

08.12.


Урок 7 Профессионально важные качества.

0,5

0.5


1

15.12.


Урок 8. Профессия и здоровье.

1



1

22.12.


Урок 9. Обобщающий.



1

1

29.12


3 четверть Способности и профессиональная пригодность( 8 часов)


Урок 1. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

0,5

0.5


1

12.01.


Урок 2 Способности к интеллектуальным видам деятельности

0,5

0.5


1

19.01



Урок 3. Способности к профессиям социального типа

0,5

0.5


1

26.01.


Урок 4. Способности к офисным видам деятельности

0,5

0.5


1

02.02.


Урок 5 Способности к предпринимательской деятельности.

0,5

0.5


1

09.02.



Урок 6. Артистические способности.

0,5

0.5


1

16.02


Урок 7. Уровни профессиональной пригодности.

1



1

01.03.


Урок 8. Обобщающий.



1

1

15.03.


4 четверть. Планирование профессиональной карьеры ( 8 часов)


Урок 1. Мотивы и потребности

1



1

29.03


Урок 2. Ошибки в выборе профессии

1



1

05.04.


Урок 3. Современный рынок труда

1



1

12.04.


Урок 4. Пути получения профессии

1



1

19.04.


Урок 5. Навыки самопрезентации.

0,5

0.5


1

26.04.


Урок 6. Стратегия выбора профессии.

0,5

0.5


1

10. 05.


Урок 7. «Планирование профессиональной карьеры


1


1

17.05


Урок 8 Защита проекта «Моя будущая профессия»


1


1

24.05


Всего

16.5

13.5

3

33




По окончании курса

Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Моя будущая профессия» (написание сочинения «Моя будущая профессия» или подготовка компьютерной презентации «Профессии, которые мы выбираем»).


Содержание программы

1 четверть «Что я знаю о своих возможностях»

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. Стресс и тревожность. Определение типа мышления. Внимание и память. Уровень внутренней свободы. Обобщающий.

2 четверть «Что я знаю о профессиях»

Классификации профессий. Признаки профессии. Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессионально важные качества. Профессия и здоровье. Обобщающий.

3 четверть «Способности и профессиональная пригодность»

Вводная часть. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности. Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности. Уровни профессиональной пригодности. Обобщающий.

4 четверть «Планирование профессиональной карьеры»

Мотивы и потребности. Ошибки в выборе профессии. Современный рынок труда. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации. Стратегия выбора профессии. Обобщающий. «Моя будущая профессия»

Тематическое планирование элективного курса «Выбор профессии»

№п\п

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока,

его форма

Элементы содержания

Требования к основным видам к учебной деятельности учащихся

Задание для индиви

дуальной работы

1.четверть Что я знаю о своих возможностях (8 часов)

1.

01.09.


Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

. Самооценка. Выявление уровня самооценки. Упражнение «Я и мое имя» Приложение №1

Знать и понимать:

- «самооценка»

- выявлять уровень собственной самооценки


2

08.09


Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

Темперамент. Типы темперамента. Определение темперамента.

Упражнение «Характеристика»

Знать определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; типы нервной системы и их различия; типы темперамента.

Уметь характеризовать типы темперамента человека по его поведению; характеризовать свой тип нервной системы; выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик


3

15.09.


Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

Работа с эмоциями (нарисуй , угадай назови эмоции)Тест Басса –Дарки

Упражнение « Зато…»

Приложение №1

Знать определение эмоции,

- виды агрессии уметь определять их.

Уметь контролировать агрессию в разных ситуациях

Охарактеризовать литературного героя

4

22.09.


Урок 4. Стресс и тревожность.

1

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы

Тревога, причины ее и воздействие на человека. Определение уровня тревожности, оценка школьных ситуаций,

Знать определение понятия «стресс и тревожность»;

- виды конфликтов; способы снятия тревожности.

Уметь проектировать индивидуальные модели поведения в тревожных и стрессовых ситуациях

Описать стрессовую ситуацию и решения проблемы

5

29.09.


Урок 5. Определение типа мышления.

1


Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

Определение мышления, основные черты мышления. Определение типа мышления. Приемы развития мышления

Знать определения понятий «Мышление», «основные черты»; типы мышления и их различия; типы приемы развития мышления.

Уметь характеризовать типы мышления и профессии свойственные для каждого типа характеризовать свой тип мышления


6

06.10.


Урок 6. Внимание и память

1


Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания.

Знать определение понятия «память»; процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение); виды памяти; особенности отдельных приемов запоминания.

Уметь использовать приемы запоминания в конкретных случаях.

Прочитать отрывок из письма лорда Честерфильда своему сыну. И высказать свое мнение

7

13.10.


Урок 7. Уровень внутренней свободы.

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Определение уровня внутренней свободы

Знать свой уровень внутренней свободы

Проанализировать два высказывания

8

20.10.


Урок 8. Обобщающий.

1

Самостоятельная работа

Приложение №3

Обобщение полученных знаний

Тестовое задание


2 четверть. Что я знаю о профессиях (9 часов)

1.

03.11.


Урок 1. Классификации профессий. Признаки профессии.

1

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»


2.

10.11.


Урок 2. Определение типа будущей профессии.

1

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Знать:

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

Уметь:

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

Записать названия профессий родителей, знакомых

3.,4

17.11.

24.11


Урок 3,4. Профессия, специальность, должность. Формула профессии

2

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями

«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

Формула профессий

Знать:

Этапы профессионального самоопределения;

- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Выбрать самую привлекательную профессию и записать формулу

5

01.12.


Урок 5. Интересы и склонности в выборе профессии.

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

Прочитать отрывок Марка Твена « приключение Тома Сойера»

6.

08.12.


Урок 6. Определение профессионального типа личности.

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Определение профессионального типа личности

Знать типы личности


7.

15.12.


Урок 7. Профессионально важные качества.

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Знать:

- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

- виды профессиональной пригодности, их сущность.

Уметь:

- пояснять сущность профессиональной пригодности.


8.

22.12.


Урок 8. Профессия и здоровье.

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Медицинские ограничения профессиональной пригодности. Мое здоровье. Приемы уверенности в себе

Знать профессиональные ограничения, свое состояние здоровья,

Приемы уверенности в себе.

Уметь: Анализировать факторы профессионального выбора

Найти пословицы о здоровье и труде и проанализировать

9

29.12


Урок 9. Обобщающий.

1

Самостоятельная работа

Приложение №4

Обобщение полученных знаний портрета

Тестовое задание


3 четверть Способности и профессиональная пригодность(8 часов)

1

12.01.


Урок 1. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач


Способности. Виды способностей: общие и специальные. Определение технических способностей

Знать:

- понятие «способности»;

- виды способностей: общие и специальные;

Уметь:

- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

Прочитать Н.С. Лескова «Левша»

2.

19.01


Урок 2 Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

Знать:

- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

-типы интеллекта.

Прочитать О, генри « Последний лист»

3

26.01.


Урок 3. Способности к профессиям социального типа

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением проблемных задач

Конфликтология. Поведение в конфликте.

Упражнение «Комплименты»

Знать пути решения конфликтных ситуациях

Описать конфликтную ситуацию и тупи решения разными вариантами.

4

02.02.


Урок4. Способности к офисным видам деятельности

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Атрибуты. Тест Интеллектуальная лабильность

Знать требования к профессиональной деятельности офисного типа

Прочитать рассказ О. Генри « Дороги, которые мы выбираем»

5

09.02.


Урок 5 Способности к предпринимательской деятельности.

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач

Я- руководитель. Работа с рассказом. Тест «Акулы и дельфины»

Знать требования к руководящим должностям.

Проанализировать нравственный принцип в хозяйствовании.(2004г.)

6

16.02.


Урок 6. Артистические способности.

1

Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением проблемных задач

Талант и его понятия

Тест « Мыслитель и художник». Определение ведущего полушария

Знать «Специальные способности», различия на физиологическом уровне «художников» от «мыслителей»

Написать о своей творческой удаче.

7

01.03.


Урок 7. Уровни профессиональной пригодности.

1

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Профессиональная непригодность к конкретной профессии.

Знать степени профессиональной непригодности

Уметь определять уровень пригодности и делить на типы


8

15.03.


Урок 8. Обобщающий.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа. Приложение №3

Построение карты своих способностей.

Уметь:

- провести сравнительный анализ своих способностей, составлять карту своих способностей




4 четверть. Планирование профессиональной карьеры (8 часов)

1

29.03


Урок 1. Мотивы и потребности

1

Урок обобщения и систематизации новых знаний.

Мотивационные факторы выбора профессии.

Определение мотивации. Рекомендации по выбору профессии

Упражнение «Уверенный , неуверенный, грубый»

Приложение №1

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии.

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

Иерархия потребностей

2

05.04.


Урок 2. Ошибки в выборе профессии

1

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Беседа с решением проблемных задач

Престиж профессии. Интерес к профессии.

Игра «Оптимист и скептик»

Знать ошибки выбора профессии.

Уметь находить истинный интерес к профессии.

Ответить на вопросы

3

12.04.


Урок 3. Современный рынок труда

1

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Тренинг общения Приложение №2

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

- Компоненты и субъекты рынка труда.

Уметь:

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

Найти в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу.

4

19.04.


Урок 4. Пути получения профессии

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Матрица профессионального выбора.

Пути получения образования

Знать профессиональные образовательные учреждения и этапы получения проф.образования

В справочнике найти учебные заведения…

5

26.04.


Урок 5. Навыки самопрезентации.

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Резюме. Понятие и построение личного профессионального плана


Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

Подготовка проекта «Моя будущая профессия» приложение №4

6

10. 05.


Урок 6. Стратегия выбора профессии.

1

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

Знать:

- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда


7

17.05


Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Контрольный тест по курсу «Выбор профессии» приложение № 5

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП

Уметь:

- провести сравнительный анализ изучения курса «Профессия и выбор профессии»;

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии


8

24.05


Урок 7. Защита проекта «Моя будущая профессия»

1

. Защита проекта





Список литературы


  1. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы. М., 2003.

  2. Дусавицкий В.Н. Формула интереса. М., 1989.

  3. Дружинин В.Н. Варианты жизни. М., 2000.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1991.

  5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.

  6. Пряжников Н.С. психологический смысл труда. Воронеж, 1997.

  7. Пряжников Н.С, Активные методы профессионального самоопределения. М. МГППИ

2001

  1. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.

  2. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в

жизни. М., 2000.

  1. Хозиев В.Б. Психология: Учебное пособие для 10-11 классов. М., Воронеж,2000.

  2. Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

  3. Журнал школьный психолог


Плакат с изображением эмоций.

.Таблица темпераментов Обозов Н.Н. “Темперамент и характер”




Интернет-ресурсы по профориентации

  1. Обзор интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения

  2. Сайт http://www. Proforientator. Ru «Профориентация: кем стать?»

  3. Сайт http:/www. Pkariera. My1.ru центра профориентации и самоопределения учащихся «карьера»

  4. Сайт http:/www. Msu. Ru/work/ является разделом «профориентация и трудоустройство»

  5. Сайт http:/www. Metodkabi. Net. Ru «методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной

  6. Персональный сайт психолога Юрия Тюшева http:/www.profor. Ru «профориентация для всех».

  7. Сайт http:/www.proftime. Edu. Ru «Время выбрать профессию».

  8. Общероссийская информационно-справочная система «абитуриент» http://www. Urc. Ac. Ru/abiturient/index. предназначена для поступающих в вузы и школы России.

  9. Сайт www.proftester. Ru предназначен для широкого круга пользователей, однако в первую очередь адресован школьникам и студентам.

  10. Сайт «Образование и карьера» www.start4you. ru - информационносправочный ресурс, предназначенный для школьников выпускных классов и студентов

  11. Сайт «Кто кем работает» http://www. kto-kem. ru/ адресован молодым людям.

  12. Учеба. www.ucheba. ru является крупнейшим образовательным сайтом, Сайт «профессию выберите для себя» http://rodn-i-k. Narod. Ru/ разработан специалистами факультета психологии санкт-петербургского государственного университета и посвящен выбору профессии.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры и упражнения

  1. «Я и мое имя». Учащиеся по очереди называют свои имена и характерные черты на первую букву имени: Алена – активная, Елена – единственная и неповторимая…

  2. «Кто Я?» Учащиеся пишут десять ответов на вопрос «Кто Я?». Получившиеся списки зачитываются.

  3. «Мы похожие. Мы разные». Упражнение выполняется в парах или мини-группах. Учащимся предлагается написать по 10 черт, которые есть у каждого из них, и по 10 черт, подчеркивающих индивидуальность каждого.

  4. «На лугу». «Ты лежишь на зеленом лугу, и над тобой по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака… Ты любуешься ими и ни о чем не думаешь. Тебе хорошо и спокойно. Облака безмятежно проплывают мимо. И уносят с собой все заботы и тревоги. Ты дышишь ровно и глубоко. С каждым вдохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух. Все выше и выше, к самым облакам. Ты поднимаешься к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот ты уже лежишь на этом облаке. Почувствуй, как приятно парить на нем в вышине. Ты чувствуешь, как тебя наполняют новые силы, уверенность, счастье. Эти чувства останутся с тобой на весь день. Тебе пора вернуться. Облако медленно плывет вниз, все ближе и ближе к земле. Потянись, открой глаза и улыбнись своему облаку и всем ребятам».

  5. «Зато…» Учащимся предлагается найти позитивные стороны в стрессовых ситуациях: «Родители не отпустили тебя на дискотеку. Зато…», «Ты поругалась с любимым человеком. Зато…», «Ты получила единицу за контрольную работу. Зато…» и т.д.

  6. «Уверенный. Неуверенный. Грубый». Учащимся предлагается продемонстрировать уверенное, неуверенное и грубое поведение в нескольких ситуациях: «Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь...», «Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь...», «Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь...». После завершения необходимо обсудить, как ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные, в чем достоинства уверенного поведения.

  7. «Характеристика». Учащимся предлагается написать характеристику на Волка из сказки «Красная шапочка» с позиции его мамы, лучшего друга, учителя, Красной шапочки.

  8. «Комплименты». Учащиеся в парах в течение 2 минут говорят друг другу разнообразные комплименты и отвечают на них. Затем пары меняются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Итоговые вопросы к зачету по теме «Что я знаю о своих способностях»

  1. Что такое психология?

  2. Формулу счастья вывел?

  3. Память –это…и внимание –это….

  4. Руководить людьми труднее всего -

  5. Типы темперамента.

  6. Понятие и виды эмоций.

  7. Типы мышления-

  8. Психолог, автор учения о стрессе.

  9. Потребности и мотивы.

  10. Понятие и виды самооценки.

Итоговые вопросы к зачету по теме «Что я знаю о профессиях»

  1. Понятие и виды способностей.

  2. Общение и его виды общения.

  3. Понятие конфликта.

  4. Стили поведения в конфликте.

  5. Психологическое здоровье.

  6. Профессия. Должность. Специальность.

  7. Классификация профессий.

  8. Типы профессий.

  9. Важнейшее условие правильного выбора профессии

  10. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.

Итоговые вопросы к зачету по теме «Способности и профессиональная пригодность»

  1. Самый эффективный способ поведения в конфликтных ситуациях.

  2. Высшая степень пригодности.

  3. Раздел в психологии изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.

  4. Тип личности, воспринимающей себя и других людей как товар, который можно продать.

  5. Правила поведения на собеседовании.

  6. Побуждение к действию

  7. Индивидуально-психологические особенности человека

  8. Автор теста, изучающего поведение человека в конфликтных ситуациях.

  9. Уточни принадлежность слов «Мыслитель» и «Художник»



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тренинг общения

  1. Разминка:

«Найди пару». Цель – раскрепощение учащихся, развитие выразительного невербального поведения, стремления быть внимательным к другим.

Участники садятся в круг. Психолог: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"». Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, сам тоже принимает участие в упражнении). «Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

  1. Основная часть:

«Другими словами». Цель – отработка навыка перефразирования, адекватного отражения мыслей.

Учащиеся разбиваются на пары. Один произносит фразу, другой старается передать ее содержание другими словами (по три фразы каждый).

«Гвалт». Цель – овладение навыком привлечения внимания собеседника, осознание трудностей одновременного общения.

Группа разбивается на пары-тройки. Им даются темы – например: «Как вы провели сегодняшнее утро?», «Расскажите свою любимую сказку», «Постарайтесь убедить партнера в том, что ваша будущая профессия – самая лучшая». После этого все начинают говорить одновременно, пытаясь заставить собеседника замолчать и выслушать себя. Необходимое условие: нельзя повышать голос, кричать. Время разговора – 1-2 минуты.

«Передай эмоцию». Цель – отработка навыков невербального общения, эмпатии.

Учащиеся по кругу передают загаданные эмоции, пользуясь только невербальными средствами общения.

«Карусель». Цель – отработка навыков общения, умения быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Учащиеся встают в два круга. Внутренний круг создает определенную ситуацию, участники внешнего круга должны постараться адекватно на нее отреагировать. Роли для внутреннего круга: плачущий малыш; одноклассник, не отдающий необходимую вещь; рассерженный учитель; подруга, с которой давно не виделись и т.д. Время на общение в каждой ситуации 1-2 минуты. Затем учащиеся меняются местами.

«Моя проблема в общении». Цель – помощь в решении коммуникативных проблем.

Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются, сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа помогает, предлагает свои варианты.

  1. Заключение:

«Собираем чемодан». Цель – рефлексия.

Учащиеся по кругу «собирают чемодан» – говорят, какие чувства, качества, умения они хотели бы взять с собой с занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИТОГАМ КУРСА «ВЫБОР ПРОФЕССИИ»


Сочинение «Моя будущая профессия» / Компьютерная презентация «Профессии, которые мы выбираем»


1.Значение профессии _______________ в жизни общества. Её перспективы (дальнейшее развитие).

2.Каков характер и содержание работы (что делает представитель профессии? Как? Разновидности специальностей).

3.Условия труда (где работают, режим работы, льготы, зарплата в период обучения и после обучения). Возможности для повышения профессионального мастерства.

4.Значение знаний и практических навыков (связь с учебными предметами или со школьной производственной практикой).

5.Требования профессии к человеку:

- к состоянию здоровья и физическим качествам;

- к характеру, интересам и способностям человека;

- к уровню подготовленности (общая, специальная подготовка).

6.Как я готовлюсь к освоению этой профессии?

7.Где можно приобрести профессию (возможные пути обучения и дальнейшего роста квалификации)? Мои планы относительно получения профессионального образования.

8.Мои ближайшие и отдаленные жизненные планы (основные и резервные варианты профессионального пути).


ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу «ВЫБОР ПРОФЕССИИ».


Вариант 1.


1.Цель профориентации – это:

А) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;

Б) изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них;

В) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;

Г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.

2.Должность – это:

А) профессия;

Б) специальность;

В) призвание;

Г) служебная обязанность.


3.Учитель начальных классов – это:

А) профессия;

Б) специальность;

В должность;

Г) призвание.

4.Безработными признаются:

А) лица, не достигшие 16 лет;

Б) инвалиды 1 и 2 группы;

В) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;

Г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5.Учащийся, который любит заниматься конкретными вещами, требующими ручных умений, ловкости, настойчивости относится к:

А) интеллектуальному типу;

Б) практическому типу;

В) социальному типу;

Г) предприимчивому типу.

6.Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:

А) программиста;

Б) бухгалтера;

В) коммерсанта;

Г) брокера.

7.Для усидчивого, исполнительного, дисциплинированного человека, отдающего предпочтение четко сформулированным действиям, наиболее подходящей будет профессия:

А) художника;

Б) журналиста;

В) парикмахера;

Г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).

8.Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:

А) научной деятельностью;

Б) конкретным практическим трудом;

В) воспитательной работой;

Г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.

9.Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:

А) словесные способности;

Б) организаторские способности;

В) счетные способности;

Г) способности к пространственному мышлению.

10.Пространственное мышление наиболее необходимо в профессии:

А) экскурсовода;

Б) музыканта;

В) врача;

Г) конструктора.

11.Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:

А) сангвиника;

Б) холерика;

В) флегматика;

Г) меланхолика.

12.Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:

А) холерику;

Б) флегматику;

В) сангвинику;

Г) меланхолику.

13.Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:

А) холерику;

Б) флегматику;

В) сангвинику;

Г) меланхолику.


14.Для меланхоликов в профессии врача будет неудачной специализация:

А) терапевта;

Б) окулиста (лечащего болезни глаз);

В) хирурга;

Г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).

15.Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек – техника», наиболее пригодна работа:

А) кассира;

Б) механика;

В) оператора ПК;

Г) секретаря-машинистки.

16.Профессия «бухгалтер» относится к типу:

А) «человек – человек»;

Б) «человек – техника»;

В) «человек – художественный образ»;

Г) «человек – знаковая система».

17.К типу «человек – художественный образ» относится профессия:

А) экскурсовода;

Б) цветовода;

В) медсестры;

Г) дизайнера.

18.Специального профессионального отбора требует профессия:

А) геолога;

Б) летчика;

В) следователя;

Г) журналиста.

19.Для успешного выбора профессии необходимо:

А) принять решение по совету родственников;

Б) получить ту же профессию, что и лучший друг;

В) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои возможности и особенности;

Г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.

20.Для успеха в трудовой деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является:

А) романтичность;

Б) хорошие условия труда;

В) высокая зарплата;

Г) заинтересованность в деле.


Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу «ВЫБОР ПРОФЕССИИ».


Вариант 2.

1.Психолог-консультант:

А) составляет медицинское заключение учащимся в соответствии с выбранной ими профессией;

Б) обучает осознанному, самостоятельному выбору профессии;

В) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;

Г) дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии.

2.Профессия – это:

А) род трудовой деятельности;

Б) вид занятий в рамках трудовой деятельности;

В) служебная обязанность;

Г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.

3.Старший лаборант – это:

А) профессия;

Б) специальность;

В) должность;

Г) общественная деятельность.

4.Безработными не признаются:

А) инвалиды 3-й группы;

Б) лица, не достигшие 18-летнего возраста;

В) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения от одного варианта подходящей работы;

Г) лица, не зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.

5.Учащийся, любящий риск, находчивый, инициативный, стремящийся к лидерству, относится к:

А) артистическому типу;

Б) практическому типу;

В) социальному типу;

Г) предприимчивому типу.

6.Учащемуся со стандартным профессиональным типом личности более подходит профессия:

А) военного;

Б) учителя;

В) геолога;

Г) фотографа.

7.Для учащегося с развитым творческим воображением, словесными способностями, чувствительного, наиболее подходящей будет:

А) артистическая деятельность;

Б) организаторская деятельность;

В) административная деятельность;

Г) коммерческая деятельность.

8.Предпочитаемым занятием для учащегося с социальным типом личности будет:

А) создание конкретных изделий;

Б) научные разработки;

В) обслуживание людей;

Г) обработка буквенной и цифровой информации.

9.Для успешной деятельности у инженера более всего должны быть выражены:

А) словесные способности;

Б) счетные способности;

В) способности к общению;

Г) административные способности.

10.Счетные способности меньше всего необходимы в профессии:

А) экономиста;

Б) модельера;

В) столяра;

Г) критика.

11.Для холерика наиболее подходящей будет работа:

А) монотонного характера;

Б) малоподвижная;

В) в изоляции от людей;

Г) цикличная (чередующая нагрузки и спокойную деятельность).

12.С работой, требующей тонких ручных умений, высокой точности, легче справиться:

А) холерику;

Б) флегматику;

В) сангвинику;

Г) меланхолику.

13.Для сангвиника наименее подходящей будет профессия:

А) коммерсанта;

Б) оператора ПК;

В) профессионального футболиста;

Г) официанта.

14.Руководить людьми труднее человеку, имеющему темперамент:

А) сангвиника;

Б) холерика;

В) флегматика;

Г) меланхолика.

15.Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек – природа», наиболее пригодна профессия:

А) машиниста;

Б) биолога;

В) кондитера;

Г) адвоката.

16.Профессия «парикмахер» относится к типу:

А) «человек – человек»;

Б) «человек – техника»;

В) «человек – художественный образ»;

Г) «человек – знаковая система».

17.К типу «человек – художественный образ» относится профессия:

А) садовода;

Б) связиста;

В) цветовода;

Г) настройщика пианино.

18.Без профессионального отбора можно получить профессию:

А) гонщика;

Б) летчика;

В) коммерсанта;

Г) дегустатора.

19.Для успешного выбора профессии более всего необходимо:

А) учесть потребность общества в данной профессии;

Б) принять решение по совету родственников;

В) ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнеся ее со своими возможностями;

Г) связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом.

20.Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является:

А) умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми;

Б) наличие соответствующего темперамента;

В) хорошие бытовые условия;


Тестовые и проверочные работы состоят из 2 вариантов по 20 вопросов, оцениваются по системе Беспалько: 0-40% - «2», 40-60% - «3», 60-80% - «4»,80-100% - «5»


Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, неполный ответ -1 балл.

оценка «5» - 40-32 баллов,

оценка «4» - 31-24 баллов,

Оценка «3» - 23 – 16 баллов,

Оценка «2» - менее 15 баллов.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!