Пояснительная записка.
Программа элективного курса по профориентации «Выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Внеурочная деятельность «ВЫБОР ПРОФЕССИИ » состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Общая характеристика учебного предмета.
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Предмет «Выбор профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Курс рассчитан на 16 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.
При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбор профессии» Е.Н. Прошицкой, а также авторские программы.
Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;
овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;
получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.
Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов:
активная лекция ;
поисковая беседа;
самодиагностика;
деловая игра,;
практическая работа с элементами тренинга и др.
Формы работы:
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися:
активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг.
Контроль:
Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.
Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.
По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся 9 класса должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся 9 класса должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание программы.
Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
1.Психология личности
Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.
2. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
3.Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»
4. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
5. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.
Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.
Основы трудового законодательства.
Документы, необходимые при поступлении на работу:
паспорт;
трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);
документ о наличии специального образования или диплом;
справка о состоянии здоровья.
Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.
Различные способы поиска работы.
Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.
Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы программы. Основное содержание по темам. | Кол-во часов. | Дата по плану | Дата по факт. |
1 | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. | 1 | | |
2 | Типы профессий. | 1 | | |
3 | Характеристика труда | 1 | | |
4 | Индивидуально-психологические особенности в выборе профессии | 1 | | |
5 | Жизненное и профессиональное самоопределение | 1 | | |
6 | Характеристика профессий по типам человека | 1 | | |
7 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо». | 1 | | |
8 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе | 1 | | |
9 | Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность. Медицинские противопоказания. | 1 | | |
10 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах | 1 | | |
11 | Система профессионального образования. | 1 | | |
12 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. | 1 | | |
13 | Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | | |
14 | Построение личного профессионального плана. | 1 | | |
15 | Новые профессии | 1 | | |
16 | Службы занятости населения | 1 | | |
Результаты освоения предмета и система их оценки.
Ожидаемые результаты:
Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.