СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Выбор профессии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс рассчитан на 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Выбор профессии"»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса по профориентации «Выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Внеурочная деятельность «ВЫБОР ПРОФЕССИИ » состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Общая характеристика учебного предмета.

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.

Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.

Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.

Предмет «Выбор профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Курс рассчитан на 16 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбор профессии» Е.Н. Прошицкой, а также авторские программы.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

  • сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

  • овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

  • получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов:

активная лекция ;

поисковая беседа;

самодиагностика;

деловая игра,;

практическая работа с элементами тренинга и др.

Формы работы:

При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися:

активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг.

Контроль:

Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки.

Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

Учащиеся 9 класса должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • правила выбора профессии;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся 9 класса должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Содержание программы.

Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

1.Психология личности

Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

2. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3.Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»

4. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

5. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.

Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.

Основы трудового законодательства.

Документы, необходимые при поступлении на работу:

  • паспорт;

  • трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);

  • документ о наличии специального образования или диплом;

  • справка о состоянии здоровья.

Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.

Различные способы поиска работы.

Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.

Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.



Календарно-тематическое планирование

Разделы программы. Основное содержание по темам.

Кол-во
часов.

Дата по плану

Дата по факт.

1

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

1



2

Типы профессий.

1



3

Характеристика труда

1



4

Индивидуально-психологические особенности в выборе профессии

1



5

Жизненное и профессиональное самоопределение

1



6

Характеристика профессий по типам человека

1



7

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо».

1



8

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе

1



9

Возможности личности в профессиональной деятельности. Профпригодность. Медицинские противопоказания.

1



10

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах

1



11

Система профессионального образования.

1



12

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.

1



13

Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1



14

Построение личного профессионального плана.

1



15

Новые профессии

1



16

Службы занятости населения

1



















Результаты освоения предмета и система их оценки.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.