Урок №3. Элементы комбинаторики.
Преподаватель математики
АЭК
Пезуева Мадина Бекмурзаевна
Наш девиз
В рутине будничных забот
Не потерять бы время зря.
Творить добро, познать себя.
Вот основная цель моя!
Цели урока
- 1 . Образовательная .Выявить уровень осознания понятия элементов комбинаторики..
- 2. Рaзвивaющaя - рaзвивaть умения применять знaния нa прaктике, спoсoбствoвaть рaзвитию лoгическoгo мышления, вoли и сaмoстoятельнoсти, рaзвитие умений учебнoгo трудa (умение рaбoтaть в темпе).
- 3. Вoспитaтельнaя - сoздaвaть услoвия для вoспитaния интересa к изучaемoй теме, вoспитaния мoтивoв учения, пoлoжительнoгo oтнoшения к знaниям, вoспитaния дисциплинирoвaннoсти, oбеспечивaть услoвия успешнoй рaбoты в кoллективе.
В тетрадях для тестов. Дата урока Тест №2
1-
2-
3-
4-
5-
Напротив номера вопроса впишите букву правильного ответа
1. Подсчёт различных комбинаций, которые можно составить из некоторого множества дискретных объектов –это
- Теория вероятностей
- Программирование
- Комбинаторика
- Арифметика
2.Если вероятность события равна 0, то оно называется
- невозможным
- достоверным
- равновозможным
- случайным
3.Выберите событие, являющееся достоверным
- После окончания колледжа я получу премию
- В 2019 году в Хасавюрте откроется Медицинская Академия
- Все граждане России получают паспорт
- Все студенты колледжа знают о золотом сечении
4 . Перестановки – это
- различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга хотя бы одним объектом.
- комбинации, состоящие из одних и тех же различных объектов и отличающиеся только порядком их расположения.
- различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга как составом объектов в выборке, так и их порядком .
5 . Размещения - это
- различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга хотя бы одним объектом.
- комбинации, состоящие из одних и тех же различных объектов и отличающиеся только порядком их расположения.
- различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга как составом объектов в выборке, так и их порядком .
Ключ к тесту
Ситуационная задача
Банка с медом весит 500 граммов. Та же банка с керосином весит 350 граммов. Керосин легче меда в 2 раза. Сколько весит пустая банка?
Ответ:
Пустая банка весит 200 граммов.
Элементы комбинаторики
Комбинаторика – это подсчёт различных комбинаций, которые можно составить из некоторого множества дискретных объектов .
Объекты – это какие-либо обособленные предметы или живые существа – люди, звери, грибы, растения, насекомые и т.д. Принципиально важно, что эти объекты поддаются перечислению – их три (дискретность) и существенно то, что среди них нет одинаковых.
- Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же различных объектов и отличающиеся только порядком их расположения.
- Размещениями называют различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга как составом объектов в выборке, так и их порядком .
Сочетаниями
- называют различные комбинации из объектов, которые выбраны из множества различных объектов, и которые отличаются друг от друга хотя бы одним объектом, в которой не важен их порядок (расположение).
Закрепление.
Задача 1
- Сколькими способами можно рассадить 5 человек за столом?
Задача 2
- Сколько четырёхзначных чисел можно составить из четырёх карточек с цифрами 0, 5, 7, 9?
Хорошенько подумайте над задачей! Вообще, это характерная черта комбинаторных и вероятностных задач – в них НУЖНО ДУМАТЬ. И зачастую думать по-житейски, как, например, в разборе вступительного примера с фруктами.
Закрепление.
Пример 1 . Наудачу выбрано натуральное число, не превосходящее 10. Какова вероятность того, что это число является простым?
Пример 2 . Подбрасываются две симметричные монеты. Чему равна вероятность того, что на верхних сторонах обеих монет оказались цифры?
- Пример 3 . Какова вероятность того, что в наудачу выбранном двузначном числе цифры одинаковы?
Решение. Обозначим буквой D событие "на верхней стороне каждой монеты оказалась цифра".
В этом испытании 4 равновозможных элементарных исходов: (Г, Г), (Г, Ц), (Ц, Г), (Ц, Ц). (Запись (Г, Ц) означает, что на первой монете герб, на второй - цифра). Событию D благоприятствует один элементарный исход (Ц, Ц). Поскольку m = 1, n = 4 , то P(D)=1/4=0,25
Решение. Двузначными числами являются числа от 10 до 99;
всего таких чисел 90.
Одинаковые цифры имеют 9 чисел (это числа 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99). Так как в данном случае m = 9, n = 90, то P(A)=9/90=0,1 , где А -событие "число с одинаковыми цифрами".
Пример 7 . Из букв слова дифференциал наугад выбирается одна буква. Какова вероятность того, что эта буква будет: а) гласной, б) согласной, с) буквой ч?
А) Р(А) = 5/12 ≈0,41
В) Р(А) = 7/12≈0,58
С) Р(А) = 0
Опережающее ДЗ
Решение задач с элементами комбинаторики План изучения:
- Задачи на перестановки
- Задачи на сочетания
- Задачи на размещения
- Источники: http :// www . myshared .
Рефлексия:
- Чем мы занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
Урок окончен.
Мы будем стремиться к вершинам знаний.
И отдалимся от лени и бестолковых исканий.