Этап занятия, его цель | Действия педагога | Дидактический материал |
1. Организационный момент. Цель: Включение обучающихся в продуктивную деятельность. Выделение содержательной области. | Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть всех вас на нашем очередном классном часе. Я рада, что вы все здоровы, в хорошем расположении духа и готовы продуктивно поработать на нашем занятии. | Компьютерная презентация, слайд № 1. (на слайде фотографии людей, выражающих разные эмоции) |
Взгляните, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (педагог поддерживает и подбадривает высказывания учащихся, дополняет их ответы, не выделяя слова «злость» и «обида») |
Посмотрите внимательно на слайд и скажите, какое слово не было вами названо?(Или – какое слово было главным) | Компьютерная презентация, слайд № 2. (множество вариантов эмоциональных проявлений, среди которых крупно выделено слово «Эмоции») |
Что означает слово «эмоция»? Как вы думаете? | |
Однако нас сегодня будут интересовать не все эмоциональные проявления, а только 2 из них. Какие, как вы думаете? | Компьютерная презентация, слайд № 3. (На экране появляются высказывания великих людей о злости и обиде). Затем появляются пояснения к высказываниям. |
Попробуйте дать название нашему классному часу. (Учитель поощряет предложения детей.) | Компьютерная презентация, слайд № 4. Тема: «Эмоции человекаи его поведение». |
2. Актуализация знаний. Цель: Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «злость» и «обида» как о эмоциональных и личностных проявлениях. | Как бы вы хотели сегодня поработать? К какому результату вы хотели бы прийти? Каким образом (как) мы можем узнать (получить информацию) об этих понятиях? Итак, попробуйте найти эти определения и записать их на предложенных вам листах бумаги. | Компьютерная презентация, слайд № 5. 1) узнать об этих эмоциях побольше и научиться их распознавать; 2) научиться их контролировать и не провоцировать; 3) научиться эффективным способам реагирования. На столах – словари и справочники.(Можно воспользоваться сетью Internet) |
Каждая группа представила свои результаты. Они получены из разных источников. Какой общий вывод вы можете сделать? |
3. Постановка проблемы Цели: Воспитание умения распознавать и понимать свои чувства, чувства окружающих людей. Формирование потребности в выработке и последующем соблюдении правил оптимального взаимодействия с людьми, провоцирующими на проявление злости и обиды. | Как вы думаете, почему мы обсуждаем эти разные эмоциональные проявления на одном занятии? (Потому что на один и тот же «раздражитель» разные люди реагируют по-разному: кто-то злится, а кто-то обижается). А способны ли вы распознавать эмоцию «злость» и эмоцию «обида»? Как это проверить? Могут ли помочь в этом картинки на вашем столе? Как? | Компьютерная презентация, слайд № 6. (Заставка – разные эмоциональные проявления) |
Мы уже говорили о том, что на один и тот же «раздражитель» разные люди реагируют по-разному: кто-то злится, а кто-то обижается. Что может являться этим «раздражителем»? Какой человеческий поступок? |
А как вы обычно реагируете на оскорбление или унижение? И как вы чувствуете себя после этого? При обсуждении данных вопросов педагог с помощью наводящих вопросов должен подвести учащихся к выводу о том, что в таких случаях большинство учащихся чувствует себя некомфортно, неуютно, незащищенными, ухудшается физическое состояние. |
4. «Открытие» учащимися нового знания Цель: Создание условий для установления детьми взаимосвязи между нарушением основных правил человеческого общения одним человеком и возникновением негативных чувств у другого человека. | Для того, чтобы этого не происходило, мы должны научиться правильно реагировать на грубость. А наша правильная реакция – это и есть контроль над ответной негативной реакцией. Детям предлагается разыграть стандартные ситуации со стандартными ответами. Вызываются 6 человек. Прокомментируйте ситуации. Как вы считаете, была ли достойной наша ответная реакция? Смог ли хам спровоцировать нас на грубый ответ? Мы опустились до его уровня? | Компьютерная презентация, слайд № 7. (Упражнение «Обратная связь») |
5. Первичное закрепление Цель: Развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения. | А теперь, поработав в группах, попробуйте придумать «стандартный ответ» на свою ситуацию. | Компьютерная презентация, слайд № 8. Учащимся на каждую подгруппу выдаются ситуации, происходящие в повседневной жизни. |
6. Повторение и построение проекта выхода из затруднения Цели: Формирование умения адекватно и эффективно реагировать на вызывающие злость или обиду поступки. Развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения. | Мы с вами поработали над реакцией на неприятный поступок. А как поступить, если собственная обида или злость раздирает вас на части? Как усмирить эти негативные эмоции? Как научиться их контролировать? Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик. Как бы вы прокомментировали увиденное? Во власти какой эмоции был герой данного видеосюжета? Способен ли был он адекватно воспринимать происходящее вокруг него? Кто пострадал в результате? | Компьютерная презентация, слайд № 9. (Фрагмент из тележурнала «Ералаш») |
Можете ли вы предложить своим одноклассникам способы борьбы над вашими личными негативными эмоциями? | Компьютерная презентация, слайд № 10. Учащимся на каждую подгруппу выдаются формы для заполнения «Как справляться с обидой и злостью», ручки |
В начале занятия мы хотели получить определённый результат. Что нам удалость сделать из задуманного? В обсуждении педагог с помощью наводящих вопросов должен подвести учащихся к мысли о том, что контроль своих негативных эмоций – это нелегкий (особенно на первых этапах), кропотливый, ежедневный труд, требующий множества усилий от ребят. Т.к. каждому человеку необходимо будет постоянно сдерживаться, уступать, быть внимательным к чувствам и настроению своего товарища, приходить на помощь (даже если сам уже устал) и т.д. | Компьютерная презентация, слайд № 14. (Возвращаемся к теме и задачам). |
А в завершении нашей сегодняшней встречи я предлагаю взять тот смайлик, который соответствует вашему пониманию и усвоению темы сегодняшнего занятия и прикрепить его на доску в соответствующий сектор. (Далее можно оговорить д/з) Спасибо за работу на занятии. | Компьютерная презентация, слайд №15. (Смайлики). |