Эмоциональное благополучие детей как критерий счастья родителей.
Под эмоциональным благополучием, касательно детского и подросткового возраста в определении Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Каждый человек достоин счастья и благополучия. Без условий, без исключения! Просто потому, что появился на свет, потому что есть! Рождаясь в этот мир, маленький беззащитный человек преисполнен доверия к близким, которые заботятся и безгранично любят. Какой восторг для малыша радовать своей улыбкой, первыми успехами, получать похвалу, и чувствовать себя важным и значимым!
Подрастая, маленький человек встречается всё с более сложными задачами. У ребёнка появляются первые трудности. Он уже должен соответствовать нормам и подчиняться требованиям. Теперь он не всегда радует своих взрослых. Безусловная любовь не так очевидна и порой совсем незаметна.
К подростковому периоду отношения с родителями мягко говоря – не простые, доверия к ним становится всё меньше, значимыми становятся сверстники. Все неудачи, недовольства и несовершенства ставятся в упрёк уже таким «чужим» родителям, которые старались дать всё, что могли и воспитывали, как умели. Тем не менее, повзрослевший ребёнок недополучил любовь, ласку, заботу, поддержку и прочие блага. Он не доволен тем, что у него есть, не доволен собой, ощущает себя несчастным.
Так что же нужно для счастливого детства и счастливого будущего во взрослой жизни? Разбираемся вместе! Счастье, по материалам свободной энциклопедии ВикипедиЯ, это состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания. А внутренняя удовлетворенность условиями жизни связана с потребностями. У малышей это проявляется явно и однозначно – улыбка, смех и радость или плач, если возникает хоть малейший дискомфорт. Возрастные кризисы, капризы, упрямство, это также проявления недовольства и протеста, малышу очень сложно, порой он сам ещё не понимает свои чувства и желания, но ребёнок бунтует, что-то очень важное для него не учитывается.
Безусловно, самые важные потребности физиологические и, конечно, потребность в безопасности. Потребность в безусловной любви, в принятии и уважении, в поддержке и признании, потребность ощущать собственную значимость, также очень важны. Уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха. Здесь важно отметить, что при стойком неудовлетворении потребностей в признании и уважении, может сформироваться низкая самооценка и мотив избегания неудач. Высокая самооценка является залогом уверенности в себе, способствует положительному самоощущению и, соответственно эмоциональному благополучию, предполагающему психологический комфорт, позитивный настрой, успешность.
Зная потребности детей и учитывая их, с ребёнком можно договариваться, принимая и понимая желания, чувства, настроения, помогая научиться понимать себя и других, тем самым развивать эмоциональный интеллект. Выслушивать и рассуждать. Вместе думать, как поступить, как справиться с трудностями. Получая родительскую поддержку, ребёнок учится сам быть отзывчивым, добрым и дружелюбным, выстраивать гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Не всегда под силу родителям создать идеальные условия, оградить ребёнка от всех невзгод, как бы сильно этого не хотелось. Поэтому, важно учить детей преодолевать трудности, исправлять ошибки, верить в успех. Не забывать хвалить за любые старания, окружить заботой и любовью! Вместе радоваться малейшим успехам и достижениям ребёнка, ведь благополучие детей это счастье для родителей!