СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпиграфы к уроку

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка эпиграфов к различным типам ураков.

Просмотр содержимого документа
«Эпиграфы к уроку»


Эпиграф как средство мотивации и рефлексии на уроках химии

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

С. М. Бондаренко.

Эпи́граф (греч. επιγραφή — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

Использование эпиграфа на занятии - это способ лаконично вскрыть суть урока. Правильный его выбор является важным средством для реализации мотивационной и рефлексивной деятельности на уроке. Чаще всего в качестве эпиграфа используют цитаты или пословицы.

По содержанию выделяют следующие типы эпиграфов:
1.Содержание рассматриваемой на уроке учебной информации.
Такие эпиграфы целесообразно использовать на уроках изучения нового материала, а так же, на этапе формирования рефлексивных умений. Содержание таких эпиграфов конкретно и понятно для учащихся и направлено на формирование субъективного суждения, мнения по рассматриваемой проблеме на уроке.

2. Общепредметное или межпредметное содержание.
Такие эпиграфы можно использовать как на уроках изучения нового материала, в классах, где учащиеся уже обладают опытом реализации умений рефлексивной деятельности.
В этом случае параллельно формируется мнение как об учебном, так и общепредметном понятие. Если в классе большинство учащихся затрудняются в реализации такого типа умений, то целесообразнее использовать эпиграфы на уроках обобщения и систематизации знаний.

3. Сущность умения учебно-познавательной деятельности, формируемого и реализованного на уроке. Этот тип эпиграфов целесообразнее использовать на уроках закрепления знаний, а также на уроках обобщения и систематизации знаний.

Если рассмотреть содержание эпиграфа и использование его на уроках химии, то я, для себя, выделила их в группы для следующих типов урока или части урока. Соответственно в зависимости от текста эпиграфа он используется для мотивации в начале урока или рефлексии в конце урока.

  • Изучение нового материала


  1. «Quidquid discis, tibi discis». Петроний

Чему бы ты ни учился - ты учишься для себя

  1. «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

А. Дистерверг

  1. «Смысл нельзя дать его нужно найти». В. Франкл.

  2. «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». М. Монтель

  3. «Изучение химии имеет двоякую цель: одна – усовершенствование естественных наук, другая – умножение жизненных благ». М.В. Ломоносов

  4. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Б. Паскаль

  1. «Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат». Сенека.

  2. «Кто ясно не видит цели – очень удивляется, придя не туда». Марк Твен

  3. «Спорьте, ошибайтесь, ради бога, рассуждайте, пусть криво, но сами». Готхольд Лессинг

  4. «Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждения». Плутарх

  5. «Дело или занятие, не содержащие трудностей, не требующие полного напряжения ума и воли, недостойны человека». У. Чэннинг

  6. «В науке вижу две цели: предвидение и пользу». Менделеев.

  7. «Величие человека – в его способности мыслить». Б. Паскаль

  8. «Знать хорошее важнее, чем знать многое» Ж.Ж. Руссо

  9. «Nocte dieque labora: non datur e terris mollis ad astra via». Сенека

Работай денно и ночно: не дано легких путей от земли к звездам.

  1. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон

  2. Жить – это значит узнавать,
    Жить – это, значит, мечтать широко и привольно.
    Жить – это, значит, творить, трудясь без устали,
    С неисчерпаемым вдохновением! Д.И. Менделеев

18. Рене Декарт сказал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
  1. Ян Амос Коменский сказал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
  2. Повторенье - мать ученья. русская пословица

  3. Учи других и сам научишься. русская пословица

  4. Сперва аз да буки, а потом науки. русская пословица

  5. «Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании». Д.И. Менделеев

23. «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит». Д.И.Менделеев

24. «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели» О.Уальд.

25. «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность»

  1. «Знания только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» Толстой Л.Н

  2. «Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение». Конфуций
  3. «Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении». Конфуций

  4. «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

  5. Не позволяй душе лениться,
    Чтоб в ступе воду не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день и ночь,
    И день и ночь!

(М.Заболоцкий)

31. «Скажи мне – и я забуду,

покажи инее – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь»

  • Решение расчетных задач или упражнений

  1. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке»

В. А. Обручев

  1. «Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой». Д.Пойа

  2. «Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование». Протагор

  3. «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель

  4. Случается нередко нам и труд,

и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

И.А.Крылов

  1. «Знания без применения – тучи без дождя». Восточная мудрость.

  2. «Где нет простора для проявления способностей, там нет способностей» Л. Фейербах.

  3. «Никто не знает силы своих способностей, пока он не использует их». Д.Локк

  4. «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Демокрит

  5. culpa lata dolo comparatur

грубая небрежность приравнивается к умыслу

  1. Ян Амос Коменский: «Без примера ничему не выучишься».
  • Анализ контрольной работы

  1. «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций.

  2. «Когда узнаешь свои ошибки, имеешь шанс их исправить». Р.Бернс

  3. «Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний ещё хуже». Платон

  • Практическая работа

  1. Математик Н.М. Крылов сказал:

“Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна”.

  1. “Опыт – единственно верный путь спрашивать природу и слышать её ответ в лаборатории”. Д.И. Менделеев

  2. « Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» Древняя мудрость.

  3. «Высокая цель человечества проникать в самую сущность наблюдаемых явлений». Р. Роллана

  4. «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты». Леонардо да Винчи.

  5. «Я слышу – и забываю,
     я вижу – и запоминаю,
     я делаю – и понимаю».
     Конфуций

  6. «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоретические выводы» М.В.Ломоносов

  7. “Мыслящий ум не чувствует себе счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые”.

  8. “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением”. М.В.Ломоносов

Литература

Эпиграфы собраны по материалам различных публикаций, в том числе и «Химия в школе» , «Химия: праблемы выкладанья», «Народная асвета»

  1. http://wecomm.ru

  2. http://aphorismlist.com/poslovica.php

  3. http://festival.1september.ru/articles/415757/

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!