Муниципальный этап в рамках Всероссийского конкурса
«Учитель года России - 2022»
Конкурсное испытание – «Я - учитель»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Яковская основная школа
с. Яковское Сосновского муниципального района Нижегородской области
Эссе
учителя начальных классов и ОРКСЭ Курицыной Любови Николаевны
«Гражданская позиция современного учителя»
«Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы
своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были
красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке,
с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось
что-нибудь хорошее от тебя, от твоей души»
(В.А. Сухомлинский)
Каждый человек, живущий на нашей планете, был или является сейчас ребенком. Каждый ходил или ходит сейчас в школу. У каждого был или есть свой учитель. Оттого, с каким человеком свела тебя судьба, зависит твоя дальнейшая жизнь. Если учитель любит детей и свою работу всей душой, то и ученики отвечают тем же. Сеять разумное, доброе, вечное - призвание учителя. Как же стать для учеников таким учителем? В чём же предназначение учителя? Не всякий человек может стать им. Нелегко владеть этой профессией.
Учитель!!! - благородная профессия очень нужная, важная, а особенно учитель начальных классов, ведь учитель вкладывает душу в каждого своего ученика. Первоклашка – такой нежный, ранимый, беззащитный «стоит на пороге новых открытий». И только первый учитель вводит ребёнка в страну Знаний, учит их читать, писать, считать, а главное любить Родину.
Мозаика детской души для учителя очень сложна и многогранна. Чтобы собрать её воедино, необходимо изучить каждый её элемент, сделать это очень сложно. Я думаю, что труд учителя – это красивый большой мозаичный узор, где могут быть разные варианты, но важен конечный результат. Ведь за партами сидит будущее нашей страны - России. И в этом будущем предстоит жить и взрослым и детям. И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь и жизнь всех людей. У каждого ребёнка своя судьба, свой жизненный путь … Но заложить прочный фундамент нравственности в школьные годы ребёнку – самая главная задача учителя, это и моя задача.
Работая с детьми, окунувшись в водоворот школьной жизни, я перестаю ощущать движение времени, забываю о возрасте.
И только отражение в зеркале напоминает, что время неумолимо движется вперёд. Еще вчера я сама была ученицей Яковской школы. Очень часто с уважением и благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Балашову Людмилу Васильевну. Как она из другой деревни, более чем за 5 км до нашей школы, спешила каждое утро по сельской дороге к нам на уроки и в дождь, и в метель. Спустя годы, я понимаю её, почему у неё были грустные и усталые глаза, но стоило кому- то из ребят окликнуть её, как они загорались светом и теплом. Но, оказывается, и мой педагогический стаж уже чуть более 30 лет, которые я проработала в своей родной школе, недаром говорится: «Где родился, там и пригодился».
Оглядываясь в прошлое, вспоминаю, сколько было волнений и тревог, бессонных ночей, сотни проверенных тетрадей… А сколько их еще будет… Мои выпускники – это моя гордость, их победы – мое счастье. Многие сейчас уже стали взрослыми людьми, но для меня они остались теми же малышами. Так уж сложилось: дети всегда остаются детьми, а учителя – учителями.
В прошлом 2020 году ко Дню учителя моя бывшая ученица в соц. сетях написала: «Помнится мне, что будто было это вчера... Мои школьные годы... моя первая учительница Курицына Любовь Николаевна. Очень добрая, отзывчивая, мудрая. Все ее уроки проходили с теплотой и улыбкой. Я даже не помню, ругала ли она нас когда-нибудь. Она была наставником, пример для подражания. Поэтому я по-настоящему «влюбилась» в профессию учителя в школьные годы.
И вот уже 7 мимолетных лет как я работаю учителем начальных классов. Я люблю свою работу. Я живу ей: уроками, детским смехом, улыбкой своих учеников. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь мой ученик, выбирая будущую профессию, вспомнит обо мне и решит стать учителем».
Прочитав, эти строки наворачиваются слёзы радости… Значит, помнят обо мне мои ученики, как и я помню своего первого учителя. И от этого на душе становится тепло, значит я на «своём месте», труд мой был не напрасный, в который я вкладываю свою душу, сердце, а значит себя.
Вся моя работа целенапрввлена на гражданско-патриотическое воспитание учащихся, чтобы вместе с родителями воспитать в детях нравственность, научить принимать решения в любых жизненных ситуациях и стараться нести личную ответственность перед близкими родственниками, перед собой, а самое главное, перед Родиной. Я считаю , что первоосновой воспитания является привитие чувства любви к Родине. И оно должно , по моему, проходить через связь с природой. Недаром В. А. Сухомлинский сказал: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». Эти слова постоянно звучат в моем сердце и личным примером я на каждом уроке хочу доказать, что любоваться красотой природы можно в любую погоду , уметь находить что-то удивительное. С изумлением наблюдать на падающие снежинки, изучая неповторимое строение каждой из них Я убедилась в том, что ни какие книги не заменят живого общения с окружающим нас миром Встретилась старушка с вещами, надо помочь, нашли больного птенца– нужно вылечить, увидели, что около памятника героям лежит мусор-надо убрать Я должна научить детей не только правилам поведения, они не так важны , но я должна приучить детей их применять в повседневной жизни. Я стараюсь внушить своим ребятам, что от того, как он относится к окружающему миру прежде всего зависит жизнь всего человечества. Мои ученики должны отличать личные и общественные интересы и не ставить личное выше общественного.
Часто в классе я провожу акции «Посади дерево погибшим», «Чистота моего села», «Помоги стареньким», «Бессмертный полк». Наблюдая, я заметила, что дети стали ответственней относиться к обязанностям, часто сами предлагают сходить к ветеранам и помочь им, подписать посаженное дерево с именем погибшего земляка. А я горжусь, что мои усилия прошли не зря, что попытки воспитать в детях патриотизм, любовь к Родине дают какие-то, хотя и малые результаты моей работы.
Вспоминается притча о крылатом ученике, где мудрец говорит учителю: «…Если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым». Именно мы, учителя, учим летать, неокрепшие души наших детей. И я очень хочу, чтобы мои ученики не боялись отрываться от земли, чтобы могли познать радость полета. И в этом я вижу свое предназначение, как учителя.
Около 10 лет я преподаю курс ОРКСЭ. Это годы поисков, открытий, раздумий, разочарований, колебаний и определённых достижений. Преподавая этот курс, у меня возникают огромные возможности, чтобы каждый из моих учеников напитался духовной пищей, смог принять те ценности, которые дает нам жизнь, ее народ, его традиции, его культуру. На этих уроках я много говорю о добре и зле , как отличить и как обойти зло, говорю о соблюдении заповедей, о любви к ближнему, о справедливости , о любви к Родине Эти уроки учат нравственности, вместе с детьми учусь и я. Составляя «древо жизни», мои дети делятся впечатлениями о своих культурных корнях, стараются соблюдать православные каноны, что не «хлебом единым жив человек». Очень часто провожу уроки патриотизма и милосердия, где рассказываю о дружбе, о милосердии, о толерантности, о почитании, уважении старших и заботе о них, о любви к Отечеству, о президенте В.В. Путине.
Моя обязанность, как учителя ОРКСЭ, донести до детей все ценности жизни как духовные, так и нравственно- культурные. Я привожу пример слова В.В. Путин на встрече с воспитанниками центра «Сириус» 1 сентября 2015 года, где он выделил основные истинные ценности как «честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга». Я благодарна судьбе, что именно мне предстоит заложить фундамент детской души, где в дальнейшем будет возведен храм. И на сколько прочным он будет – все зависит от меня, и в этом моя гражданская позиция.