Конкурсное задание
Эссе
Матлахова И.В.,
город Дубна
Московская область
Я УЧИТЕЛЬ
Уже наступила полночь. Мои дети, сладко спят в своих кроватках. Потребовался ровно час, чтобы уложить маленького Никиту, которому только три годика, под нежные колыбельные песни. Муж попросил, как всегда, не засиживаться за компьютером, но я его не слышу, я целиком поглощена своей работой, своими мыслями, идеями.
Пытаюсь сосредоточиться на плане методического объединения, но перед глазами улыбающиеся лица моих любимых учеников на ритмике. Сегодня 1 «А» репетировал на сцене в актовом зале свой первый танец – вальс. Мальчики спрятались на сцене. Девочки спорили, чья пара будет выходить первой. А ученик 2 «А» класса, Максим, вместо того, чтобы танцевать «Яблочко», лежал на полу и говорил детям всякую ерунду, а по окончании урока так и не встал с пола. Пришлось выключить свет, показать, что закрываю дверь, а он даже никак не отреагировал.
А утром во время второго урока, придя за классом. Я наблюдала, как плачет ребёнок, ученик первого класса. Я его обняла, пожалела, успокоила.
Сколько же всего проносится за день эмоций, переживаний. Всё как всегда. А тут ещё курсы необходимо пройти, подготовить публикацию для интернет сайта, пополнить профиль в школьном портале.
Работают же люди поварами, водителями, строителями и без курсов, и без аттестации обходятся, наконец!
Двадцать лет в образовании! Я - то понимаю: я без этого никак.
Я учитель. Школа и дети моё призвание. С детства я пропадала с утра до вечера в школе: уроки, тренировки, спортивные сборы, соревнования, спортивные лагеря, слёты. Детства не было. Все девочки играли в куклы, смотрели мультики. А я тренировалась в спортивном зале, общалась только со спортсменами, говоря о произвольной программе, об мозолях на руках, о выполнении новых элементов. Играя в свободное время, я становилась тренером, подражала им, раздавала задания, уже тогда, в свои шесть лет, ставила девочкам оценки по произвольной программе. Так продолжалось десять лет. Мечтая, хотелось по быстрее стать мастером спорта, вспорхнуть ввысь.
Родители мои, учителя, тренера, друзья – все были уверены в моём педагогическом будущем. Бабушка моя- преподаватель русского языка, мама – воспитатель детского сада, а папа – настоящий полицейский, с твёрдым, решительным, волевым характером.
И всё же сегодня я – учитель. И в том, что школа, дети – моё призвание и моя жизнь, я убеждена.
Почему когда-то я выбрала эту профессию? И был ли мой выбор осознанным?
Встреча с первым тренером случилась в детском садике, когда он меня и еще двух девочек для секции гимнастики. И с этого момента начался путь к выбору профессии, путешествие в страну спорта и образования.
Считаю, что особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя, наставника. Мне очень повезло, их в моей жизни было много: Надежда Алексеевна Белкина, мой первый учитель физкультуры, Любовь Михайловна Соболева –тренер успокаивающий маленьких плачущих девочек, трясущихся от страха на высоченном бревне. Надежда Александровна Воронина, заставляющая терпеть все трудности, боль от растяжки шпагата, от падений с бревна или брусьев. Надо двигаться только вперёд, к своей победе. Биндусов Евгений Дмитриевич, заведующий кафедрой гимнастики поверил в меня. Уже на первом курсе он организовал для меня две группы детишек для тренировок гимнастикой. Я чувствовала восторг и страх, боялась, вдруг что-то не получиться. Если учишь других, учись сам. Всё получилось: и красный диплом, и подготовленные ученики-спортсмены.
И вот я учитель! Учитель физической культуры. Тренер школы художественной гимнастики и акробатики.
Дети говорят, что я самая справедливая, честная, самая улыбчивая, добрая.
Поначалу в школе не все удавалось, пробовала, ошибалась, наломала, как поётся в песне не мало дров. Я много пыталась требовать от детей, была строга. Как настоящий гимнаст, требовала жёсткой дисциплины. Но так приобретается опыт, развивается интуиция, позволяющая ежедневно решать педагогические задачки.
По мнению Л.Н Толстого, учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И, задумываясь об этом, понимаю, что главное мое предназначение – научить детей жить в этом мире, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу. Идти вперёд.
Сегодня на наших глазах изменяется страна, меняется школа. С течением времени меняются требования, предъявляемые государством к личности учителя. Сегодня президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителем задачу – не просто научить чему –то, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения знаний, их анализа и грамотного использования, дать возможность ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни. Мы живём в мире, когда взрослые всё реже могут сказать своим детям «Я знаю, как это бывает, я тоже был ребёнком», поскольку наши дети живут в другой среде. Сегодняшний школьник прекрасно ориентируется в мире информатизации, что, несомненно, развивает его интеллект, но не будит его душу. И сегодня больше, чем когда бы то ни было меня волнует внутренний мир ребёнка, его духовное и физическое здоровье, ибо одно немыслимо без другого. Поэтому я пытаюсь разбудить в каждом из них стремление работать над собой, никогда не терять веры в свои возможности.
Я верю, что слова учителя способно пробуждать в детской душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия.
Уроки, перемены, спортивные соревнования, слёзы неудач и счастье успехов. (Ура! Каникулы!). А потом вновь 1 сентября. Школьный двор, волнительный первый звонок.
Я начинаю новый учебный год, новый день. Каким он будет? Будет он днём открытий или просто обыкновенным днём?
Вспоминаю слова педагога и ученого Симона Соловейчика «Каждое утро повторяю как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне. Мне доверен ребёнок; это мой гость дорогой; я благодарен ему за то, что он есть... Выдающийся философ Авиценна писал: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Но мыслями о великом деле сыт не будешь. Пафосные разговоры о том, что учитель – это не профессия, а призвание, хороши для пламенных речей на собраниях. Не забудем и громадную социальную ответственность педагога: учитель отвечает за класс в котором работает, и за все, что случилось или может случиться с детьми: непонимание окружающих, ссоры в семье, конфликты в школе. При таком подходе к оценке обязанностей педагога, становиться понятно, что любить свою работу и выполнять её добросовестно может только тот, кто навсегда выбрал профессию учителя как дело своей жизни.
Выключаю компьютер. Завтра новый день, новые задачи, новые дороги знания, новые проблемы.