Пять лет назад, участвуя в конкурсе «Воспитатель года – 2013 года», я написала эссе «Мое педагогическое кредо», и сегодня я могу подписаться под каждым своим словом.
Эссе «Моё педагогическое кредо».
Работая с детьми уже 17 лет, я постоянно задумываюсь над вопросом: «Педагог – это призвание или диагноз?»
Бесспорно, в работе с детьми нужно призвание. На мой взгляд, основными составляющими призвания являются: любовь к детям, искренность, терпение и специальные способности. Рассмотрим каждую из этих составляющих.
Любовь к детям – это основа призвания воспитателя. Любовь – это когда ты уважительно и бережно относишься к каждому ребенку, не подавляя его начала, способствуешь возрастанию его личных качеств. Учишь жить в мире людей и для людей, уважать родителей, любить Родину, доброжелательно относиться к своим товарищам. Отвечать за свои поступки и держать данное слово. Быть благородными и честными. Любовь – это когда ты уже не замечаешь, что постоянно думаешь о детях, рассказываешь дома об их успехах и достижениях, переживаешь их неудачи, как свои личные. Как на крыльях «летишь» на работу. Во время отпуска скучаешь по своим воспитанникам. Сидишь по ночам, вырезая кружочки и квадратики… и думаешь, думаешь, думаешь… Как не ранить нежную детскую душу. Как сделать жизнь детей интересной и содержательной. Говорят, что любить каждый умеет. Но попробуйте любить так, как воспитатель. Любовь воспитателя деятельная, сопереживающая, всеобъемлющая.
Терпение – тоже важная составляющая призвания.
Принимая маленьких, только начинающих говорить детей, ты учишь их одеваться, пользоваться ложкой, держать карандаш, мыть руки, убирать игрушки, соблюдать правила в детском «Царстве – государстве». Выслушиваешь каждого ребенка, помогаешь справиться с трудностями. Спокойно и методично обучаешь, направляешь, воспитываешь. Иногда отчаиваешься: «Ничего не получается». И вдруг – ребёнок неожиданно радует тебя, выдает такое, что перекрывает во сто крат твои усилия и терпение.
Искренность. Ребёнка не обманешь, он чувствует любую, даже малую частицу фальши. Общаясь с детьми, всем сердцем живёшь их жизнью. Прыгаешь, бегаешь вместе с ними, искренне радуешься солнышку и первому снегу. Сотворчествуешь. Играя и танцуя с детьми, забываешь, что ты уже далеко не ребёнок.
Ну и, конечно же, воспитателю необходимы специальные способности. И уже не существует слов «не могу» или «не умею». Ты делаешь всё: поёшь, танцуешь, шьешь, рисуешь, лепишь. Перевоплощаешься то в Петрушку, то в Снежную Бабу и не имеешь права сыграть фальшиво. Ты, то дизайнер, то экскурсовод, то сценарист детских праздников. Проводишь родительские собрания. Придумываешь интересные занятия для детей и коллег.
А вечером, когда группа опустеет, ты вдруг явно представляешь, что тебе не хватает щебета детских голосов, сияния их глаз и улыбок и состояния постоянной деятельности.
Ты понимаешь, что неизлечимо болен, болен любовью к детям и к своей работе. И никуда уже не деться от этой любви. Не представляешь и не хочешь себе другой жизни. Всего себя отдаёшь детям и от них получаешь такую теплоту и заботу, что хочется делать для них ещё и ещё больше.
Касастикова Ольга Владимировна
воспитатель дошкольных групп МБОУ Пржевальская СШ.