муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Эссе
Тема: «Мой путь в профессию»
Выполнила
методист
высшей квалификационной категории
Белкина Людмила Эдуардовна
г. Ефремов
2021 г.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональный стандарт
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский
В профессию все приходят по-разному. Кто-то по совету родителей, кто-то по своему убеждению. На пути к достижению цели бывает много препятствий, но самое главное, чтобы выбранная профессия приносила радость.
Передо мною чистый лист бумаги. В голове множество вопросов. Пытаюсь понять себя, проанализировать свою деятельность и ответить на вопросы: «Как я пришла в систему дополнительного образования? Почему выбрала этот путь?».
Родилась я 24 февраля 1969 года в городе Тула, а через два месяца мама переехала в г.Ефремов. Здесь я и живу.
Окончила в 1986 году среднюю общеобразовательную школу №5, куда и пришла работать старшей вожатой, поступила в Тульский государственный педагогический университет на факультет «русского языка и литературы», который закончила в 1994 году.
Выбор будущей профессии не был случайным. Когда я училась в школе, мне казалось, что нет ничего лучше, чем участвовать в общественной жизни, коллективном творчестве. И, конечно, книги… Они были и остаются моими лучшими друзьями и наставниками, а учитель представлялся мне неким идеалом человека, который образован, добр, справедлив и честен. Ни одна профессия не казалась мне столь же интересной и важной, как профессия учителя.
Примером для меня стали замечательные педагоги, с которыми мне посчастливилось встретиться в школьной жизни и работать потом на протяжении 5 лет. Прошло уже 35 лет, а я с большой благодарностью вспоминаю своего мудрого и справедливого первого учителя Солопову Галину Тихоновну, орденоносца, заслуженного учителя СССР.
Помню самобытного учителя русского языка и литературы Василия Макаровича. На его уроках мы размышляли о судьбах великих писателей, не боялись откровенно выказывать свое отношение к литературным героям, их поступкам, что помогало нам нравственно расти. А практичные советы моего классного руководителя Прохоренко Жанны Ивановны мне очень пригодились в дальнейшей работе.
В школе был накоплен и важный опыт в органах ученического самоуправления от заместителя председателя совета дружины до секретаря комсомольской организации. Особую роль сыграл в моей жизни областной лагерь комсомольского актива в п. Хомяково с замечательным названием «Комиссары», откуда не хотелось уезжать. Наши комиссары Владимир Нарышкин, Елена Рогова, начинающий тогда Алексей Осокин и сегодня верны своим традициям.
Вожатский опыт не заменить ничем, «каждое дело – творчески, а иначе – зачем?». Он помогает мне всю мою трудовую жизнь. И, конечно, Всероссийский центр «Олимпиец», Всесоюзная комсомольская школа, в котором мне посчастливилось пройти экспериментальное обучение старших вожатых в течение полугода. Здесь я познакомилась с методикой коллективно-творческого дела И.П.Иванова, игровыми практиками С.Шмакова, «заболела» идеями этих замечательных людей.
Не могу не вспомнить еще одну судьбоносную для меня встречу в Институте повышения квалификации работников образования Тульской области с Алевтиной Ивановной Григорьевой, заведующей кафедрой воспитания и дополнительного образования (по-старому), а также с ее замечательными коллегами. Именно их считаю своими учителями и главными наставниками. Под руководством Алевтины Ивановны и сегодня на базе Дворца творчества работает областная базовая экспериментальная площадка.
В ноябре 1991 года, после того как Дом пионеров из скромного домика переехал в здание бывшего горкома партии я перевелась во «Дворец детского и юношеского творчества» на должность заведующая методическим отделом, которую совмещала с должностью методиста. С 2011 года – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист.
На протяжении всех лет под руководством замечательного человека, Профессионала с большой буквы Гладких Валентины Васильевны вместе с педагогическим коллективом переживала все победы и трудности.
Главная цель, которая была поставлена – создание условий для постоянного совершенствования педагогического мастерства педагогов дополнительного образования. Вместе мы разрабатывали первые дополнительные образовательные программы, конспекты занятий, выбирали темы по самообразованию в ключе общих методических тем МКУДО «ДДЮТ»: «Непрерывность дополнительного образования детей», «Личностное и профессиональное самоопределение учащихся», «МКУДО «ДДЮТ» как пространство жизнетворчества учащихся в контексте позитивной социализации».
Научно-исследовательская, экспертная деятельность, мастер-классы, проблемно-творческие группы, конкурсы методических и дидактических материалов позволили значительно повысить квалификационный уровень педагогических кадров Дворца. Такие формы работы, как педагогические гостиные, педагогические чтения, круглые столы, научно – практические конференции включают весь педагогический коллектив Дворца в процесс мыслительного эксперимента, позволяют сообща познакомиться с современными тенденциями образования.
К наиболее эффективным формам методической работы мы относим: консультации, отвечающие современному уровню, участие педагогов в работе методических объединений, научно – практических семинарах, работе педагогических мастерских, подготовку презентаций дополнительных общеобразовательных программ, авторских выставок и т.д.
Ещё одной полюбившейся формой методической деятельности в нашем учреждении дополнительного образования являются тематические недели и месячники, включающие в себя совместные коллективно – творческие проекты педагогов и учащихся: тематические недели, деловые игры, дни здоровья и т.д.
Отдельное слово – о конкурсах профессионального мастерства. Вы спросите, почему я считаю и себя участником замечательного праздника профессионального мастерства в исполнении уникальных мастеров своего дела, педагогов дополнительного образования нашего Дворца: Шаховцевой Ольги Владимировны, Чегринца Михаила Александровича, Паниной Светланы Викторовны, Вечеря Татьяны Валерьевны, Шереметьевой Аллы Викторовны, Тереховой Светланы Борисовны. Отвечу с гордостью: там есть и мой вклад. Готовясь и участвуя в конкурсах профессионального мастерства, педагогические работники не только имеют возможность проявить свой профессионализм и продемонстрировать творческие находки, но и поделиться своим профессиональным опытом. Испытав радость успеха, осознавая значимость и результат своей деятельности, ближайшую и дальнюю перспективы самосовершенствования, педагоги активизируют осознанный процесс саморазвития, который лежит в основе новой программы развития МКУДО «ДДЮТ».
Профессиональные и человеческие качества таких педагога являются ориентирами для подрастающих поколений, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».
Наиболее ярко и точно дал характеристику профессионального портрета педагога-внешкольника Ш.А. Амоношвилли: «Педагог-внешкольник - это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения».