Это гордое имя – Учитель!
«В школьном деле учитель – центральная
фигура. Высота уровня школьного преподавания,
его качество больше всего зависят от качества
самого учителя ».
Н.Н.Баранский.
В 1991 году я закончила 9 классов Сары-Обинской основной школы. Передо мной не встал вопрос: куда пойти учиться? Решение было принято давно. Я хотела стать учителем.
Еще в школьные годы меня увлекла эта загадочная, интересная и неведомая мне в то время профессия. Любимая игра детства – «В учителя». На дни самоуправления в школе, я в первых рядах – Учитель.
Большую роль в принятии моего решения сыграли мои любимые наставники: Чижикова Нина Александровна (моя первая учительница) и Осипова Наталья Николаевна (учитель математики и классный руководитель в старших классах).
Нина Александровна была для нас действительно второй мамой: мягкая и добрая, отзывчивая и вместе с тем требовательная, она научила нас читать и писать, решать первые задачи не только из учебника, но и из жизни.
Наталья Николаевна стала для нас самым лучшим классным руководителем (до нее было несколько учителей, которые не смогли справиться с нашим классом – примерными детьми мы никогда не были). Став нашим наставником, она не пыталась на нас «давить», никогда не навязывала свое мнение и мы с радостью приняли ее, а затем наши мероприятия стали самыми интересными в школе. Вместе мы проводили «Поле чудес» (тогда только набиравшее популярность), и Новый год, и с азартом собирали фантики от конфет к пионерскому костру. Она смогла сплотить наш класс и повести за собой. А как проходили уроки математики?! На контрольных работах весь класс соревновался: кто быстрее всех решит, и «высшим пилотажем» считалось решение за урок сразу двух вариантов. Сложнейший школьный предмет математика для меня был легким и любимым.
Итак, я поступила в Акмолинское педагогическое училище имени Майкутова, пройдя большой конкурс (пятнадцать человек на место). Многим обучение в данном учебном заведении далось не легко (почти половину группы отчислили в первый же семестр за неуспеваемость), но только не мне. Знания, полученные в родной школе, стали мощной базой, которая помогла закончить педагогическое училище на «4» и «5».
В 1995 году я вновь вернулась в Сары-Обинскую основную школу, но уже в качестве учителя. Теперь я сама стала для кого-то чем-то неведомым и загадочным, умным и интересным – Учителем.
Когда встал вопрос: куда пойти учиться дальше? Сомнений и раздумий тоже было мало. Конечно же, на учителя географии! Ведь география – особое видение мира, эта наука сочетает в себе знания из всех областей: здесь встречаются математика и история, языки и естествознание.
Кокшетауский Государственный Университет имени Шокана Уалиханова я закончила с отличием. И снова впереди следующая ступень – закончить университет по специальности физика.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя. Идет сложная перестройка работа средней общеобразовательной школы. В практику обучения вводятся интегрированные курсы. Учитель получил возможность не следовать (как ранее) строгим методическим предписаниям, а практически полностью ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения.
В этих условиях усложняются социально-профессиональные функции учителя, остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.
Возможность проявлять творчество в работе требует от учителя глубоких и прочных знаний методики своего предмета и вместе с тем большого искусства в организации деятельности школьников. Но творчество возможно лишь на базе хорошего знания основ методики, на основе методических умений, обеспечивающих выполнение различных функций учителя.
Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя физики, предполагают сформированность у него умения работать с научной и методической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования по методике обучения физике, свободно владеть новыми информационными технологиями.
Несомненно, что в новых условиях жизни общества школа обязана существенно изменить содержание своей деятельности, образование должно стать более гибким, систематически обновляемым, но при условии опоры на классические положения методики.
Что же такое творчество учителя? В чем оно проявляется? Творчество учителя – составной элемент педагогической деятельности, специфическая сторона личности педагога, его чувствований, поведения, действий. В творчестве представлены знания и мастерство, своими лучшими сторонами сплавлены педагогическая наука и ее составная часть – методика предмета и педагогические искусство. Творчество учителя, как правило, подтверждает и в редких случаях опровергает то или иное теоретическое положение методики.
Источники творчества учителя – общение с учащимися, собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, жизненный опыт и профессиональная интуиция.
Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», который предполагает осмысливание учителем большого фонда педагогических фактов, явлений, проявления этого в педагогической деятельности. Все это аккумулируется в более эффективном использовании форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания. Эта деятельность обеспечивает достижение максимально возможных результатов при рациональном расходовании времени и усилий как учителя, так и учащихся.
Только человек, соединивший в себе знания и творчество, может называться настоящим Учителем. Не только обучать, но и воспитывать учащихся – наша задача. Изменения в современном образовании обусловлены коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информатизации и глобализации всей своей деятельности. Нарастает всеобщая коммуникация человечества, усиливаются гуманистический и культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины «Физика», которая на международном уровне признана, наряду с математикой, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов. Только на уроках физики школьники изучают пространственное разнообразие жизни и деятельности людей, роль человека и человечества в окружающей среде, вклад людей в развитие мировой цивилизации, т.е. жизнь во всем ее многообразии.
Вот почему к числу наиболее важных задач школьной физики следует отнести задачу развития и формирования у школьников научной культуры – составной части общей культуры человека.
Знания по физике, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в развитие мировоззрения учащегося. Изучая физику, школьники усваивают такие ведущие идеи, как целостность мира, развитие во времени и пространстве всех компонентов и комплексов оболочки, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Физика – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек - хозяйство». Кроме собственно физических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геометрии, алгебры, математики, экономики и др.
Изучая этот предмет из года в год, я узнаю что-то новое для себя и стараюсь донести это до учащихся. Носить гордое имя – Учитель не просто, стать настоящим учителем еще сложнее. Учить и учиться, творчески подходить к работе, не уставать искать новые подходы и решения – вот следующая моя ступень…