Эссе
Моя педагогическая философия
Кто из нас не играл в детстве в школу? Кто не подражал своему первому учителю? Я не ошибусь, если скажу, что почти все дети. И я была не исключением. Как Эмма Федоровна Гусева, мой первый учитель, на цыпочках входила в комнату, словно в класс, рассаживала кукол и плюшевых мишек, зайцев и тихим ровным голосом просила повторить таблицу умножения. Вспоминаю об этом с улыбкой.
В жизни каждого из нас был свой первый учитель. Человек, который открыл для нас новый мир, проводил с нами много времени, который значим для нас в той или степени.
Вот и я стала для кого-то его первым учителем.
С началом 90-х годов в нашу жизнь стали входить компьютеры, компьютерные игры. Я тоже пыталась со своими сыновьями играть в компьютерные игры, смотреть фильмы, которые их интересуют.
В это время уходили и приходили новые учебники и программы. Школа также менялась. Также как и в компьютерной игре мне приходилось переходить на другие уровни.
Перед учителем, как и перед учеником стоит вопрос о выборе правильной опции. Каждый учитель знает чему надо научить, а как - это уже дело каждого учителя. Ведь каждый урок можно сделать как обычно, а можно сделать его необычным. Творческая основа учителя, его способность сделать урок не таким как обычно является тем ключом к раскрытию вопроса как учить.
Чтобы посеять зерна доброты в душах своих учеников, надо быть доброй. Воспитать творческую личность может только саморазвивающийся учитель, не останавливающийся на достигнутом.
Всё чаще мне приходит в голову мысль: «Нельзя ходить в школу как на работу». Это нечто другое. Ведь если школа – место работы, то получается, что ученик – рабочий материал?! Звучит как – то неестественно, грубо. Ребёнок ведь не машина, не механизм, которые, если сломаются, можно починить. Каждый ребёнок – уникальная, целостная личность. У-ни-каль-на-я! Одна. Единственная. И ученик, впервые севший за парту, убеждён, что именно он самый лучший, самый талантливый. Но со временем осознание собственной уникальности куда – то пропадает, вернее, не пропадает, а залегает глубоко – глубоко на дно души. А если оно не выйдет из этих глубин? Получается посредственность?… И от таких мыслей становится страшно…
Чем больше изучаешь педагогическую литературу, тем яснее осознаёшь, как много тонкостей надо учитывать. Понимаешь какая огромная ответственность ложится на плечи учителя. Возникают вопросы: Как не навредить ребёнку? Как не погасить тот самый огонёк в его глазах, свидетельствующий о стремлении к открытиям, к неизведанному? Как организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы максимально реализовать возможности ребёнка?
Пытаясь ответить на эти вопросы, я пришла к убеждению, что моя задача как учителя – помочь ребёнку в личностном росте. А это значит создать такие условия, которые помогли бы школьникам научиться ставить цели, уметь оценивать свои и чужие действия. Это значит учить творчеству, «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение. Ученик – исследователь, учитель – направляющий. И только так! Творчество, исследовательский поиск считаю основным способом развития личности ребёнка. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы… Поэтому так важны для ребёнка помощь и поддержка. Поддержкой я называю душевный отклик учителя на естественное доверие детей, которые ищут у него помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Говоря о поддержке, вспоминаю три принципа Ш.А. Амонашвили, отражающие самую её сущность:
любить ребёнка;
очеловечить среду, в которой он живёт;
прожить в ребёнке своё детство.
Мне кажется, настоящий учитель должен суметь сохранить в себе ощущение детства. Настоящий учитель видит в каждом ребёнке целостную личность, всегда понимает его и всё, что с ним происходит, мудро относится к поступкам детей, верит, что ребёнок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом. Настоящий учитель никогда не думает о ребёнке плохо и, самое важное, не ломает детскую индивидуальность, а исправляет и направляет её развитие, памятуя, что ребёнок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Да, учитель – не профессия, учитель – призвание. Как бы высокопарно ни звучала фраза, понимаешь, что это истина…
«Нашла ли я свое место в жизни?» - спросите вы. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, активно участвую в конкурсах и семинарах, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников. Мы вместе открываем мир, узнаем жизнь, вместе влюбляемся в этот мир, находим новых друзей. На глазах растут ЛЮДИ, и я расту вместе с ними. Я постоянно ищу, пробую, творю, учусь. Я стала учителем, как и играла в детстве, и ничуть не жалею.
Я учитель!!!