Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 «Радуга»
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Подготовила:
Воспитатель
Фирсова Светлана Вячеславовна
Балабаново 2024
Выбрать профессию по душе не так просто, как это кажется. Многие люди находятся в поиске всю жизнь. Мне повезло. Я с детства мечтала работать с детьми. Детский сад находился напротив моего дома и часто с подружками я забегала сюда, чтобы поиграть с маленькими детьми. Сначала я не знала, будет ли моим местом работы школа или детский сад, но твердо верила, что мир детства навсегда поселится в моей душе.
Так и случилось. Я пришла работать в детский сад – удивительный дом, где дарят детям тепло и радость, где взрослые оставляют в каждом ребенке частицу своей души. Взамен маленькие человечки делятся с нами неиссякаемой энергией, давая возможность нам долго оставаться молодыми.
В детской литературе мы встречаем яркие примеры персонажей, занимающихся воспитанием детей: Фрекен Бок, Мэри Поппинс и др. У каждой из них есть своя педагогическая философия. Какую же философию должна я определить для себя? Несомненно, в первую очередь, это любовь к детям. Без этого невозможно работать в детском саду. А что же еще? Максим Горький говорил: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое … дело, требующее таланта и широкого знания жизни»
Свою профессиональную деятельность я представляю себе в виде поезда, мчащегося вперед по проложенному пути. Рельсы – это основание нашего пути, при их отсутствии поезд не тронется. А что является основой деятельности воспитателя? Законодательная база. Какие бы новые технологии не разрабатывались, все они должны соответствовать нормативно- правовым документам. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования мы реализуем пять направлений развития детей. И это вагоны моего профессионального состава.
В первом вагоне мы занимаемся физическим развитием и это очень важный аспект, так как здоровая личность – это залог успеха, залог полноценного развития, создания здорового общества и процветания нашей страны. Основной принцип для меня здесь – «Движение – это жизнь». Ведь развитие движений у детей - это не только укрепление их здоровья, но и развития интеллектуальных способностей. Поиск новых форм, методов работы позволяет мне ощутить причастность к сохранению и укреплению здоровья детей. В нашем вагончике не посидишь, да и не должен сидеть ребенок все время на месте, потому что движение заложено в нем самой природой, а грамотный педагог всегда направит это движение в нужное русло.
Переходим в следующий вагон «Социально-коммуникативное развитие». Здесь действует моя философия «Полюби окружающий мир и научись общаться». Дети все разные, они рождаются с определенным темпераментом, воспитываются в разных семьях. И здесь важно педагогу заложить моральные, нравственные ценности, принятые в нашем обществе. А посмотрите, сколько в нашем вагоне детей разных национальностей. И поэтому педагоги должны воспитать в детях не только уважение к своей Родинеи заложить представление о социокультурных традициях нашего народа, но и воспитывать уважение и интерес к культуре других народов. Через различные виды детской деятельности учим детей общаться друг с другом, принимать совместные решения, быть общительными, раскрепощенными, внимательными и заботливыми по отношению друг к другу.
Идем дальше. Вагон «Речевое развитие». И здесь свою философию хочу выразить через слова Д.С.Лихачева «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума… В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». К этим словам хочется добавить, что педагог должен сам обязательно обладать речевой грамотностью и служить примером для детей.
А в следующем вагоне своего поезда я помогаю открыть и познать детям окружающий мир. Поэтому здесь у нас много интересного: детская энциклопедическая литература, оборудование для проведения опытов и экспериментов и много-много чего интересного. Дети – маленькие почемучки, им же интересно все. И порой они задают совсем недетские вопросы, которые заставляют задуматься и поискать ответ. Вот здесь дети для меня являются стимулом для саморазвития и расширения своего кругозора, ведь взрослые тоже не могут знать все. И я благодарна своим воспитанникам за новые открытия, новые знания.
Завершает мой поезд последний, но абсолютно равнозначный с другими, вагон «Художественно-эстетическое развитие». Вот где можно проявить творчество! А ведь творчество – это процесс, приносящий радость. И я хочу, чтобы мои детишки были всегда радостными и счастливыми. Мы танцуем, поем, сочиняем, рисуем, лепим. Как приятно посмотреть или потрогать руками продукт своей творческой деятельности. И, оказывается, сколько одаренных детей у нас. Бог наградил ребенка талантом, а ты помогаешь этому таланту раскрыться, и от этого распирает гордость.
Мой поезд всегда движется вперед и я являюсь его машинистом. Поэтому мне тоже необходимо учиться, развиваться. Постоянно приходиться накапливать запас топлива, педагогических знаний и умений, совершенствовать профессиональное мастерство, посещая курсы повышения квалификации, перенимая опыт своих коллег, изучая новую литературу и инновационные технологии.
В свое путешествие мы с удовольствием приглашаем родителей. Скажу честно, не все хотят запрыгнуть в вагон. Объясняют нежелание своей занятостью или отсутствием компетентности. И тут приходится усердно трудиться, выдумывая нетрадиционные формы работы с родителями. Но, зато когда видишь результат, а именно, родитель сел в наш поезд и уже не хочет из него выходить, вот тогда получаешь истинное и полное блаженство от своего труда.
Работая в детском саду, ни разу не усомнилась в правильном и точном выборе профессии, но с каждым годом убеждаюсь, что труд педагога совсем нелегкий. И порой за него мы не получаем благодарности. Но я не ропщу. Даже если один ребенок из ста, повзрослев, вспомнит про своего воспитателя и проведенные с ним дни в детском саду, для меня будет наивысшей наградой. Значит, я не зря пришла в педагогику. Значит, я счастливый человек. Дети – это наше будущее, это самая большая ценность на Земле, во имя них мы живем и созидаем.
Я верю, что мои воспитанники с уверенностью шагнут в будущее и смогут легко шагать по жизни.