Учителем становятся или учителем рождаются?
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
К. А. Гельвеций
Время… Удивительное явление нашей жизни. Время невозможно купить, продать, подарить, остановить и повернуть назад. Оно неумолимо движется вперед, меняя всё на своем пути. Время заглядывает во все уголки жизни, везде оставляет свои следы, которым люди потом придумывают новые названия, называют модными выражениями. Весь мир идет в ногу со временем, везде происходят изменения, в том числе и в системе образования. Современная школа уже не та, которую описывали в своих произведениях классики. Инновации и современные технологии буквально пронизывают весь процесс обучения. Но как бы стремительно не летело время, как бы сильно не менялся наш мир, какие бы не вводились новшества - дети и учителя в школе будут всегда, в любое время, в любую эпоху!Быть учителем - значит, быть современным.
Учитель… Удивительная профессия. Еще А. Ф. Дистервег сказал что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Когда человек добивается успехов, говорит: «У меня были хорошие учителя». Ученик приходит в школу без знаний, навыков и опыта. Его способности еще не раскрыты и ко всему, что происходит вокруг он не приспособлен. Ему требуется объяснять всю самую суть вещей, с самого начала. Кто просветит маленького невежу? Конечно же учитель, педагог, воспитатель и наставник. Учитель-это традиция, а инновации и традиции – это основные составляющие современной школы. Ни один современный компьютер не сможет полностью заменить учителя в школе. Ни одна машина, ни один прибор не почувствует душу ребенка и не будет нести за него ответственность. Так откуда берутся эти люди, которые согласны взять на себя эту ответственность? И как же самому человеку понять, что он сможет работать учителем? Возможно ли родиться учителем или учителем всё же становятся? А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Быть учителем - это двойная работа!
Талант… Удивительный дар! Заложен ли дар преподавания от природы или это мастерство, искусно отточенное годами? Чтобы раскрыться таланту нужны специальные условия и желание его раскрыть. Как сказал Г. Матюшов «талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы». Талант преподавания учитель развивает в себе долгие годы. Это результат упорного труда, это плод, который никогда не перестанет расти и совершенствоваться. Способности учителя не ограничиваются знанием одного предмета. Если человек талантлив, он талантлив во всех областях. Как часто мы видим в жизни такие примеры: моя первая учительница начальных классов умела одинаково хорошо рисовать, петь и танцевать. Второй классный руководитель - учительница истории, прекрасно сочиняла стихи, обладала ораторским искусством и прекрасно готовила. А преподаватель химии прекрасно умеет шить и до сих пор мастерит игрушки своими руками. Учитель-всегда натура творческая. Он не устает пробовать что-то новое, постоянно развивается. Глядя на этих людей понимаешь, что трудолюбие - основополагающая всех талантов! Благодаря усердному труду появляются звезды. Ленивые не процветают. Я уверена, что талантливыми становятся. Быть талантливым — значит, быть трудолюбивым!
Мечта… «Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней»-слова Уильяма Сомерсета Моэма. В профессию учителя, как и в любую другую, каждый приходит по-разному. Кто-то мечтает об этом с детства. С юных лет играет в школу, учит кукол, а когда наступает время выбора профессии - несомненно поступает в педагогически институт. В этом случае человек стремится к своей мечте, это основной мотив достижения цели. Такие человек сделают всё, чтоб стать хорошим специалистом. Обучение всем тонкостям этого непростого ремесла- это колоссальный труд. Если человек осознанно проделал такой длинный путь к свое мечте, он никогда не изменит своей профессии, и именно про него будут говорить современники, что он родился быть педагогом. Именно такой трудолюбивый и целеустремленный человек на личном примере подтвердить престиж профессии педагога. Только искреннее желание помогает стать людям теми, кем они хотят стать. И они ими становятся! Стремиться к мечте - означает, работать, разве не так?! А многие великие педагоги никогда бы и не подумали в юности стать ими. Например, Константин Дмитриевич Ушинский — русский писатель, основоположник научной педагогики в России, который никогда и не мечтал стать педагогом. Ушинский вначале хотел стать историком, потом юристом, даже закончил юридический факультет МГУ. Но однажды по воле случая он нашёл полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека и изменила взгляды Ушинского на воспитание, изменила его жизнь полностью. Но не изменила отношение к труду. И вновь мы видим яркий пример того, что педагогами всё же становятся. Приходят к этому не сразу, порой даже не мечтая об этом, но трудясь, целиком отдавая все своё сердце работе. Только благодаря своему труду люди становятся замечательными профессионалами своего ремесла. Стать учителем- значит, стать профессионалом и очень любить свою работу!
Любовь…Удивительное чувство, необъяснимое и безграничное. Только занимающийся любимым делом, человек может быть по-настоящему счастлив, потому что его труд вызывает у него радость, желание двигаться вперед, творить, развиваться. Любящий свою профессию учитель обязательно сможет развить интересы ребёнка и направить их в нужное русло. А ученики чувствуя любовь, обязательно будут брать с учителя пример, впитывая как губка навыки, необходимые для строительства светлого будущего. «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.»- слова Иоганна Вольфганга Гёте. С ними сложно не согласиться, ведь у каждого из нас в жизни был свой любимый учитель. Говоря о любви к своей профессии, мы снова видим огромную работу, которую учитель проделывает над собой. Из любви к профессии и детям учителя едут работать в школах в нашей глубинке. Именно поэтому на добровольной основе зачастую работают сверхурочно, приспосабливаясь ко всем обстоятельствам нашей несовершенной системы образования. настоящими учителями становятся благодаря любви и терпению. А те, кто не может этого сделать - меняют сферу деятельности. Быть учителем - значит, любить и быть любимым всю жизнь!
Жизнь… Самое дорогое, что есть у человека. Какой человек не мечтает о счастливой жизни! Какой родитель не мечтает стать хорошим учителем, хорошим примером для своего ребенка! В нашем современном мире, перенасыщенном средствами массовой информации, ребенок может и сам научиться многому. Через интернет можно как развить, так и как подавить интерес у ребенка и его творческие способности в разном возрасте. Именно поэтому очень важно, чтоб у ребенка были хорошие наставники как в школе, так и дома. Как родитель, так и учитель сможет стать верным указателем на старте жизненного пути ребенка. И эти роли очень тесно связаны между собой. Стать родителем-значит, стать учителем. А коль стал учителем - будешь и вторым родителем своим воспитанникам.
Возвращаясь к вопросу становятся учителями или ими рождаются, я пришла к следующему выводу: педагогами не рождаются — ими рано или поздно становятся. Для того, чтобы стать учителем существуют разные причины. Кто-то приходит в эту профессию со временем, кто-то вдохновлен примером своего любимого учителя, кто-то с возрастом открывает в себе учительский талант. Кто-то стремится к давней мечте, а кто-то просто очень любит детей. Для того что бы стать хорошим педагогом нужно пройти нелегкий путь становления личности, самопознания, раскрыть все свои таланты. Многому необходимо сначала обучиться самому, чтоб затем передать свои знания. Из поколение в поколение учителями становятся, в них превращаются и перевоплощаются, да так естественно и виртуозно, что до сих пор мы ищем ответ на вопрос: « Учителем становятся или учителем рождаются?»