СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная организация педагогической деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях приспособления мира отечественного образования к новым законам функционирования, определяемым ФГОС, особенно важным становится вопрос самостоятельной организации учебной, исследовательской и педагогической деятельности. Неоспоримым является тот факт, что педагог, передающий детям навыки обучения и самостоятельной работы с материалом, сам вынужден владеть этими навыками в совершенстве.  На практике же индивидуальной организации труда педагогического работника уделяется недостаточное внимание и наиболее актуальной, негативной стороной трудовой деятельности в сфере образования остается «загруженность» учителя, нехватка времени и избыток «бумажной» работы. Таким образом, педагогическая деятельность требует научного подхода к организации, предполагая разработку специальных алгоритмов рабочего дня/недели/месяца/четверти, эргономику учебного пространства, привлечение информационных технологий для разделения труда и оптимизации образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Научная организация педагогической деятельности»

Эссе

Научная организация педагогической деятельности

Осмысленную активность людей, направленную на удовлетворение разного рода потребностей, принято считать деятельностью, при этом достижение поставленной цели во многом зависит от степени осознанности или, иными словами, – от организации деятельности.

Организация труда педагогического работника – (нужно признать, это роднит нас с утопающими) дело рук педагогического работника. В эпоху государственных образовательных стандартов нескольких поколений; основных и дополнительных программ начального, основного, высшего образования и иной детальной регламентации содержания образования вопрос организации педагогической деятельности не снимается, несмотря на обилие «документов – советчиков» и «стандартов – требований»; но становится задачей научного порядка, поскольку в силу мультизадачности и многофункциональности современного учителя, обусловленных выполнением им всех требований и «рекомендаций», рабочий день педагога рискует достигнуть рекордной продолжительности, к которой приближались только английские рабочие на рубеже XVIII-XIX веков1.

На сегодняшний день любое предприятие нуждается в грамотном управлении, и решение задач по определению наилучших, универсальных способов функционирования организации ложится на плечи менеджмента – молодого направления экономической науки, целью которого является определение алгоритмов получения максимальных выгоды и успеха при оптимально минимальных вложениях. Менеджмент – прикладная наука, работающая с системами и способная разрешить проблему нехватки ресурсов, в том числе: времени, сил, квалификации, навыков или знаний. В самом широком рассмотрении научная организация деятельности – есть предмет изучения менеджмента и «пространство» его функционирования. Наряду с этим необходимо признать, что полномасштабная деятельность работника образования – это целая система, включающая тесно взаимосвязанные между собой элементы воспитательной, образовательной, развивающей деятельности, документооборот, самообразование и т.д. Таким образом, научная организация педагогической деятельности – менеджмент (тайм-менеджмент) – та структура научного мира, которая может дать ответ современному учителю на насущный вопрос: «Как все успеть (оставаясь при этом собой)?».

Повышение привлекательности профессии педагога также может стать результатом выработки определенных закономерностей организации образовательной и трудовой деятельности в условиях меняющегося, ускоряющегося мира. Как верно заметил американский изобретатель и писатель Пол Хоукен, «хороший тайм-менеджмент – это искусство делать проблемы настолько интересными, а их решение столь конструктивным, что каждому хочется работать и справляться с возникшими затруднениями». Возможно, именно выработка и, что не менее важно, популяризация научно обоснованных принципов организации конкретных видов труда, с учетом всех тонкостей и особенностей профессионального распорядка дня, социальной роли работника, его возможных психофизических состояний и «проблемных зон», может стать привлекательным фактором для молодого контингента трудовых ресурсов, так неохотно связывающего свою жизнь с педагогикой.


1 Рекорд продолжительности побил 20-часовой рабочий день на рубеже XVIII-XIX веков. Рабочие ели и спали прямо возле станков.