Урок ПСЗ
Тема: « Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова»
Основные цели:
Личностные:
Формировать обобщенное, целостное представление о мире через установление и восприятие связей между изученными фактами, свойствами, правилами.
Метапредметные
1) Сформировать умение самостоятельно обобщать и систематизировать свои знания на примере обобщения правил решения задач на одновременное движение.
2) Тренировать умение выполнять шаги по построению и реализации проекта в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать умение действовать по аналогии и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение включаться в командную работу с одноклассниками с помощью согласованных правил и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.
5) Тренировать умение применять алгоритм выполнения и самопроверки задания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные
1) Сформировать умение строить общий эталон на примере построения общего эталона как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков.
Заметки на полях
На уроке строится общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков .
К этому времени все учащиеся:
1) знают как подбирать проверочные слова для названий предметов, названий действий , названий признаков;
2) умеют находить проверочные слова для корня;
3) умеют находить, способ подбора проверочных слов для корня;
На уроке учащиеся выполняют следующие виды действий:
строят общий эталон для подбора проверочных слов разными способами для названий предметов, названий действий , названий признаков;
используют таблицы;
анализируют слова, ищут разные способы подбора проверочных слов для названий предметов, названий действий , названий признаков, выбирают наиболее удобный способ подбора проверочных слов, оценивают его правдоподобие;
выполняют задания поискового и творческого характера.
2) Тренировать умение подбирать проверочные слова для названий предметов, действий, признаков.
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание: общий эталон по решению задач на одновременное движение.
2. Пробное действие: составить общий эталон по решению задач на одновременное движение.
3. Фиксация затруднения: я пока не могу составить общий эталон по решению задач на одновременное движение.
4. Фиксация причины затруднения: пока не знаю, каким должен быть общий эталон по решению задач на одновременное движение.
5. Цель деятельности учащихся: узнать общий эталон по решению задач на одновременное движение.
6. Фиксация нового знания: общий эталон по решению задач на одновременное движение.
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание: общий эталон по решению задач на одновременное движение.
2. Пробное действие: составить общий эталон по решению задач на одновременное движение.
3. Фиксация затруднения: я пока не могу составить общий эталон по решению задач
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание: общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков.
2. Пробное действие: составить общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков.
3. Фиксация затруднения: я пока не могу составить общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков.
4. Фиксация причины затруднения: пока не знаю, каким должен быть общий эталон для подбора проверочных слов в названиях предметов, действий признаков.
5. Цель деятельности учащихся: узнать общий эталон для подбора проверочных слов для корня в названиях действий, предметов.
6. Фиксация нового знания: общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, предметов, признаков.
.
1) Эталоны курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационный материал
Д1 Карточка с высказыванием.
Д2 Схемы и формулы по задачам на движение.
Д3 Название видов движения и название формул.
1) Эталоны курса «Мир деятельности»
2) Демонстрационный материал
Д1 Карточка с высказыванием.
Д2 Таблицы для подбора слов разными способами.
Д3 Название видов подбора проверочных слов разными способами.
Д4 Карточки со словами.
Д5 Таблица для построения общего эталона.
Д6 План работы.
Д7 Общий эталон как искать проверочные слова.
Д8 Карточка с заданием для этапа первичного закрепления.
Д9 Эталон для самопроверки самостоятельной работы.
Д10 Карточка со словами для этапа повторения.
3) Раздаточный материал
Р1 Таблица для построения общего эталона.
Р2 Карточки с эталонами для этапа первичного закрепления.
Р3 Таблица для самостоятельной работы.
Р4Таблица для самоанализа.
4) Презентация к уроку: слайды 1−12.
5) Печатная учебника (2 класс, часть 2 УМК «Гармония»).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (2 класс, часть 2 УМК «Гармония»).).
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: организовать включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».
Задачи этапа:
1) Определить основную цель урока и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
2) Создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»).
3) Организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).
Всех приветствую. Я рада вас видеть,
мне приятно с вами сотрудничать. «Мы вместе, значит, у нас все получится»
Сегодня вы будете наводить порядок, в каких названиях? (В названиях действий, предметов, признаков.)
Как мы называем уроки, на которых вы наводите порядок? (Уроки построения системы знаний.)
Уточните основную цель урока. (Навести порядок в подборе проверочных слов для корня в названиях действий, предметов, признаков. )
С чего начнём работать?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
Цель этапа: подготовить учащихся к построению системы знаний в завершение изучения раздела.
Задачи этапа:
1) Организовать актуализацию всех объектов (понятий, фактов, способов действий, процессов и пр.), которые являются элементами системы, которую предполагается построить.
2) Организовать перечисление и фиксацию актуализированных объектов в речи и знаках.
3) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения новой системы знаний (сравнение, обобщение, аналогия и пр.).
4) Организовать пробное действие, связанное с построением системы изученных знаний и/или области ее применения.
5) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
На доске карточки (Д2, Д3). Аналогичные карточки в каждой группе (Р1).
Название действий
Название предметов
Название действий
Изменить число:
ед.ч. – мн.ч
Изменить по команде вопроса кто? что?
(в ед.ч. или мн. Ч.)
Назвать предмет ласково или представляя его маленьким
Объяснить значение слова с помощью однокоренного
Изменить по команде вопроса:
много кого? чего?
Изменить по команде вопроса:
каков?
Изменить по команде вопроса:
что (с)делает?
что (с)делал?
что (с)делаю?
На доске (Д4 или Слайд 3) и в каждой группе карточки со схемами, в группах схемы должны быть на отдельных карточках (Р2).
Прочитайте стихотворение С. Михалкова в №406. Какими словами играет автор? (лес, лиса, скажу, покажу.)
Как можно назвать эти слова? ( название предметов, название действий.)
Сгруппируйте схемы по названиям предметов, названий действий.
Около каждой схемы положите карточку с названием и способом проверки.
лиса
скажу
покажу
лес лес
1) 2)
Название предметов
Название действий
Изменить по команде вопроса:
много кого? чего?
Изменить по команде вопроса:
что (с)делает?
что (с)делал?
что (с)делаю?
Изменить число:
ед.ч. – мн.ч
Обобщите, что вы повторили? (...)
Чтобы во всех этих названиях, навести порядок, что надо сделать? (Надо составить общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, названиях предметов, названиях признаков.)
Могут возникнуть затруднения при выполнении задания?
Какими могут быть затруднения?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа: организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.
Задачи этапа:
1) Организовать анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия.
2) Организовать фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний: для выполнения всего задания (сразу) или для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа).
3) Организовать выявление и фиксацию причины затруднения, – учащиеся фиксируют, каких именно знаний им не хватает связях и отношениях между определенными изученными объектами.
Почему затруднения возникнуть? (Пока не знаем, каким должен быть общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях действий, названиях предметов, названиях признаков.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: организовать проектирование учащимися построения системы изученных знаний.
Задачи этапа:
Организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:
1) постановить цель учебной деятельности (целью всегда является устранение причины затруднения);
2) согласовать тему урока;
3) определить средства (модели, источники информации и т.д.) и способ (обобщение, аналогия, классификация, иерархия, установление причинно-следственных связей, моделирование и пр.) построения системы знаний;
4) составить план реализации поставленной цели.
Сформулируйте цель урока. (Построить общий эталон как искать проверочные слова для корня в названиях предметов, названий действий, названий признаков..)
– Чем можно воспользоваться при построении общего эталона? (Можно воспользоваться схемами, формулами, карточками с названием, результатом выполнения задания при повторении.)
Какой удобный вид вы можете предложить для общего эталона? (Удобно составить эталон в виде таблицы.)
Верно. Предлагаю за основу взять такую таблицу (Д5, Р3).
Откройте рабочую тетрадь с. 36 №407
Зачем нужны проверочные слова?
Еще раз назовите эти группы. ( название действий, название предметов, название признаков.)
Какие шаги вы будете делать, чтобы составить общий эталон. (Согласовать расположение и название строк, заполнить таблицу.)
План
1. Согласовать какое действие таблица предлагает выполнить в первую очередь
2. Заполнить таблицу.
5. Реализация построенного проекта.
Цель этапа: организовать построение учащимися системы изученных знаний.
Задачи этапа:
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового знания в речи и знаках с помощью эталона: таблицы, схемы или прочих форм, отражающих связи и отношения между элементами построенной системы.
3) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
Первый пункт плана выполним вместе. Какое действие памятки выполним первым? (Название предмета.)
Что впишем на оставленные строки?
Группы уточняют по схемам в учебнике, а после вписывают таблицу.
Посмотрите на все карточки, которые у вас есть, что должно быть в каждой строке?
Группы записывают способы проверки. Учитель корректирует названия. В результате у групп получились таблицы.
После выполнения плана каждая группа вывешивает свой общий эталон на доску. Одной из групп предоставляется возможность озвучить процесс заполнения таблицы второго столбца, а другой группе – заполнение третьего столбца. Остальные работают на дополнение и уточнение. Согласованный вариант общего эталона фиксируется на доске (Д7 или Слайд 8).
Вы достигли поставленной цели?
Чем удобен общий эталон? (Все способы проверки в одной таблице, …)
Где вы сможете его использовать?
Таблицы, которые составили учащиеся в группах, возвращаются в группы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: организовать усвоение учащимися системы изученных знаний и/или областей их применения.
Задачи этапа:
1) Организовать выполнение учащимися (фронтально, в группах, в парах) заданий, в которых они восстанавливают недостающие элементы системы, выстраивают их в нужном порядке и пр.
2) Организовать в ходе выполнения заданий проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.
Группы выполняют задание самостоятельно. После выполнения задания каждый член одной из групп озвучивает .
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание о построенной системе и коррекцию допущенных ошибок.
Задачи этапа:
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение знаний о построенной системе: о связях и отношениях между изученными элементами построенной системы.
2) Организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца).
3) Организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок.
4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ученика.
Каким должен быть следующий шаг в вашей работе? (Надо выполнить самостоятельную работу.)
.
Прочтите задание № 411, Используя общий эталон, вам надо будет вставить пропущенные буквы.
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
В каком месте и почему возникло затруднение?
У кого задание не вызвало затруднение?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Задачи этапа:
1) Организовать выполнение учащимися заданий, в которых они расширяют свои представления о построенной системе, границах ее применения и связях с другими известными системами.
2) Организовать выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с подготовкой к изучению следующих тем.
А теперь я вам предлагаю, используя общий эталон выполнить ещё одно задание.
Железные м . чи
Футбольные м . чи
П . ла чай
Острая п . ла
Мы построили пло .
Слива – это пло .
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: организовать самооценку своей учебной деятельности.
Задачи этапа:
1) Организовать фиксацию учащимися цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения требований, известных учащимся (средства и способ достижения цели, пройденные шаги, соответствие поставленной цели и результатов).
3) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).
Какую цель вы ставили на уроке? (...)
Достигли вы цели? Обоснуйте. (...)
Что вы использовали для достижения цели? (...)
Где и как вы можете использовать построенный эталон?
Какие трудности ещё остались, над, чем нужно ещё поработать? (…)
Оцените свою работу на уроке, используя карточки для самоанализа (Р6).
| «+», «» |
1. Я знаю, что включает в себя общий эталон как искать проверочные слова для корня. | |
2. Я смогу использовать общий эталон при выполнении заданий. | |
3. На уроке у меня не было затруднений. | |
4. На уроке были затруднения (указать какие). | |
5. При выполнении самостоятельной работы у меня не было затруднений. | |
6. При выполнении самостоятельной работы у меня возникли затруднения (указать какие). | |
А теперь домашнее задание.
Домашнее задание: №413.