Эссе учителя истории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Ханбикова Рафика Зуфяровича
История - наука непростая,
Но дети и школа вперед мне помогли идти.
Теперь я знаю все: от Кубы до Китая,
И рад, что вы встретились мне на моем пути.
Я на одном дыхании написал эти строки к своему эссе. Мне кажется, они очень точно отражают, какие чувства переполняют меня, когда я говорю о школе и учениках.
Учитель… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия - учитель. С самого первого вступления на порог школы учитель заменяет самого дорого человека - маму. Он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания.
А работать учителем в школе - самая удивительная, уникальная и почётная профессия. Учитель умеет всё! Это самый творческий человек, настоящий волшебник.
Ещё учась в школе, глядя на своих учителей и помня всё, что происходило во время учёбы в школе, я в тайне представлял себя на месте учителя. Видя, мою тягу к преподаванию, мама посоветовала мне поступить в Федеральное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет" г. Пенза по направлению учитель истории.
И вот я в школе, среди прекрасных учителей. Многому пришлось научиться, многое пережить. Были ошибки, трудности, но за 5 лет своей работы я никогда не пожалел о выборе профессии. Да и как можно пожалеть, когда я для своих ребят - вторая мама, значимый человек, высший авторитет. Школа - это моя жизнь, мой второй дом, моё желание «расти» только вперёд.
Каждый учитель возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Крепость фундамента - это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности, индивидуальности.
Ребенок - это уникальный, неповторимый мир детства. И я убедился, что учитель, особенно учитель истории, не должен быть только учителем, преподающим свой учебный предмет. Он должен быть хранителем детства, помощником ребенка в становлении его возможностей, способностей. И в этом смысле учитель - прежде всего Педагог. Убежден, что очень многое светлое и радостное за период учебы в школе останется у ребят на всю жизнь. Каким трепетом и гордостью светятся глаза детишек, когда они идут в школу. И как важно всем нам, педагогам и родителям, поддерживать этот огонь все годы обучения ребенка. Мы должны помнить, что ребенок самоценен, он уже личность, несмотря на то, что он школьник. И ребенок должен чувствовать на каждом уроке, при каждом соприкосновении с педагогом, что он «центр педагогического мироздания!». "Сердце отдаю детям", - так мудро сказал В. Сухомлинский. Именно в отдаче себя ребенку учитель должен находить истоки своего подвижничества, соучастия, сопереживания.
Учитель - это творец детских душ, талантливый человек. Он ищет к каждому ученику свой ключик, закладывает основу характера, воспитывает у ребёнка нравственность, доброту, гуманные чувства, даёт все общечеловеческие правила, помогает стать хорошим человеком, умеет любить детей по-настоящему, так чтобы ребёнок это чувствовал.
Какие разные они, эти мои ученики! Каждый ребёнок - особый мир. А ведь они для меня - открытая книга, страницы которой я заполняю сам, чувствуя при этом большую ответственность! Дети растут у меня на глазах, я радуюсь любому их успеху, горд за каждое правильно сказанное ими слово, уважаю их ученический труд, их стремление к открытию новых знаний, потому что моё педагогическое кредо заключается в следующем: достижения моих учеников - моя цель, успехи детей - моя награда. Я помогаю детям пережить неудачи, ведь учитель - ещё и идеальный психолог, он идёт в ногу со временем, он разносторонний человек, не ограниченный только сферой своего предмета.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспитание младших школьников, так как проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровье человека - актуальная тема во все времена, а в наше особенно. Здоровьесбережение - также является важным направлением в воспитательной работе.
Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Поэтому я не забываю и о родителях детей. Вместе с ними дети участвуют в собраниях, проектах, исследованиях, спортивных соревнованиях. Организую для родителей и детей открытые внеклассные и учебные мероприятия, походы в лес.
Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью, были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание.
Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Родители моих учеников - инициаторы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.
Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что «должно стать главным результатом воспитания».
Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться.
В эпоху компьютерных технологий нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем. С введением в школы федерального государственного образовательного стандарта я овладел проектной технологией с использованием ИКТ. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Компьютер значительно расширил возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Постоянно занимаясь самообразованием, я изучил пакет программ Microsoft Office, Российскую электронную школу, Zoom, Яндекс.Учебник и др.
Полученные знания по ИКТ активно используются мною в работе для подготовки к урокам, поиска информации в сети Интернет, выполнения проектной деятельности. Знания ИКТ позволили мне опубликовать разработанные материалы на сайте в Интернет - https://multiurok.ru/id43266324 общаться с коллегами по интересующим вопросам. Несомненно, использование ИКТ даёт возможность разнообразить уроки, делает их более яркими, запоминающимися, позволяет привлекать больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отражается на знаниях учащихся, стимулирует их познавательную деятельность.
Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе. Включённые в процесс обучения компьютерные презентации в среде Power Point позволяют оптимально соотносить традиционные и инновационные методы обучения, что несёт прогнозируемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Создание новых средств получения информации даёт толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях.
В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.
Принимаю участие в проведение тестирования обучающихся с использованием автоматизированной тестовой системы диагностики качества образования Российскую электронную школу, Яндекс.Учебник, а также участвую во Всероссийских дистанционных олимпиадах, в региональных рейтингах по предметам.
Я в течение пяти лет повышаю свою квалификацию, стараюсь быть разносторонним человеком и все свои знания донести до своих учеников.
И как бы не складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников - высшая награда для меня. И где бы я не был, всегда с гордостью говорю: «Я - учитель». Учитель - это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего - перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Пройдет время, дети вырастут, разлетятся в разные уголки нашей необъятной Родины. Но где бы они ни были - они будут любить эту огромную землю, которая называется Россией. И так же, как я, когда-нибудь пройдут по родному посёлку, зайдут в свою школу и скажут: «Здравствуй, моя любимая школа! Здравствуй, мой любимый класс!»