ЭССЕ «Я – УЧИТЕЛЬ»
Екименко И.Ю.
«Учитель – это человек, который держит в своих руках
завтрашний день страны, будущее планеты»
Ф.Абрамов
К профессии учителя многие приходят, в первую очередь, через любовь к детям, через интерес к какому-либо предмету в школе, благодаря учителю-предметнику и, конечно, через желание учить и быть полезным кому-либо. Я бы еще добавила, что учителями иногда рождаются. Для этой профессии должно быть настоящее призвание, хотя при этом я ни, в коем случае, не исключаю профессиональную компетентность. Однако труд учителя, я уверена, это - особая миссия, которую отдельные люди должны выполнить в своей жизни.
Сегодняшние ученики - это те, кто родился в 21 веке. По сути, это - дети нового поколения. Многое изменилось за последние годы в нашей стране и, конечно, в школе. Но когда некоторые вокруг говорят, в адрес нынешнего поколения детей, что оно совсем другое, что дети сегодня сложные, неуправляемые, у них «клиповое мышление» и т.п., я не спешу со всем этим согласиться. Во-первых, зачем сравнивать разные поколения, выросшие в разных экономических условиях? Во-вторых, я считаю, что дети всегда будут такими, какими они должны быть в их возрасте. Я имею ввиду то, что они сегодня очень подвижные, шумные, по-детски непосредственные, любознательные, открытые и порой «ершистые» и непослушные. Да, они изменились, но совсем в другую и, я бы сказала, даже в лучшую сторону. Сегодня они более самостоятельны, уверены, патриотичны, спортивны, толерантны, хотя в старших классах становятся более прагматичнее. Современные школьники развиваются и усовершенствуют свои навыки в области информационно-коммуникационных технологий. Иногда они бывают более продвинуты в этой области, чем некоторые взрослые. И это не удивительно, они – дети «информационного века». На уроках им гораздо интереснее учиться, используя компьютеры, планшеты и электронные приложения, чем обыкновенные учебники. Я, как любой современный учитель, вижу большие возможности использования ИКТ в учебном процессе для развития мотивации и интереса к учебе, поэтому стремлюсь не только постоянно работать над повышением профессиональной компетентности, но и совершенствовать свои знания в области ИКТ, чтобы применять их на своих уроках. Компьютерные презентации, программы, мультимедийные электронные приложения и полезные интернет-сайты помогают мне делать урок более ярким, интересным, интерактивным, динамичным и эффективным. Я также поощряю использование моими учениками различных компьютерных программ для самостоятельного изучения математики, создание ими их собственных компьютерных презентаций творческих и исследовательских проектов, и поиск нужной и полезной информации в сетях Интернета. Это помогает развитию умений самостоятельно учиться, добывать знания и обеспечивает деятельностный подход к обучению. Моя цель - донести до учащихся мысль о том, что знания математики открывают большие возможности во многих областях знаний и, в том числе, в сфере ИКТ, а владение компьютерными технологиями, в свою очередь, может помочь в изучении любого предмета и в самостоятельном совершенствовании, полученных в школе знаний в дальнейшем. Дети нового поколения…. Как много они сегодня могут познать и открыть для себя! Я им иногда просто завидую. Ведь у них такой широкий доступ к информации. Но как порой, наверное, им бывает не просто сориентироваться в этом огромном информационном потоке, овладеть знаниями, накопленными человечеством за прошлые столетия, чтобы применить их в жизни, выйдя за порог школы, для развития своей компетентности в различных сферах деятельности. Современный учитель как раз и должен стать здесь для учащихся консультантом и компетентным помощником. Его роль – стоять не «над учеником», а рядом. Отсюда и начинается сотрудничество учителя и ученика, и индивидуальный подход в обучении в сочетании с принципами самостоятельности, сознательности и активности. Меня радует, что у многих учеников есть интерес к изучению моего предмета, что они участвуют и побеждают в различных конкурсах и олимпиадах по математике.
Задача современной школы - создать такую комфортную образовательную среду, чтобы они, имеющие доступ к небывало широкому объему информации, проявляющие интерес и прекрасно ориентирующиеся в новых информационно-коммуникационных технологиях, активнее привлекались и участвовали в учебной и внеурочной деятельности, касающейся в том числе, и изучения математики, где требуется использование знаний компьютерных технологий. Это повысит их интерес и мотивацию к учению, самостоятельности и поможет развитию универсальных учебных действий и специальных учебных умений. Сегодня начало этому уже положено с появлением во многих школах электронных учебников.
Современному учителю необходимо стать учителем новой формации, обладающим как профессиональной, так и ИКТ компетентностью. Для того чтобы учить новое поколение детей нам многому предстоит еще самим постоянно учиться. И я уверена в том, что и так называемое «клиповое» мышление современных школьников, и юношеский прагматизм мы, учителя, научимся использовать во благо: первое позволит давать определенный учебный материал в очень динамичной и дозированной форме, что улучшит его усвоение, а второе поможет учащимся в результате учебной деятельности получать конкретные результаты. В начале своего эссе я сказала, что труд учителя это - особая миссия. Сегодня она состоит в том, чтобы быть для учащихся проводником в пути к «открытию» ими новых знаний и к становлению их как гармонично-развитых личностей с активной жизненной позицией. Считаю эту миссию почетной, нелегкой, но выполнимой. И, вообще, не знаю, как вы, но я с оптимизмом смотрю на будущее современных школьников и считаю: мне повезло, что я работаю с детьми нового поколения.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!