СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эссе, методика подготовки к его написанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, набросок, очерк».

Просмотр содержимого документа
«"Эссе, методика подготовки к его написанию"»

Требования к экзаменационному эссе, методика подготовки к его написанию


1.Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, набросок, очерк».

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.


2. Разновидности эссе.

Классифика­ция эссе на две большие группы:

1) личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

2) объективное эссе, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.


3. Специфика эссе по обществознанию.

Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Начало (1-й абзац):

1. Указать, какой проблеме посвящено избранное высказывание.

2. Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции.

3. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.


Основная часть эссе:

ПОПС – формула (построения аргументационной конструкции):

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например, ...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...


При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ


Основная школа: 8 - 9 классы.

1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством при­ема «незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...». Разверну­тое аргументированное суждение — не­обходимый элемент эссе.

2.Введение понятий «тезис», «аргумент»

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины:

1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно рас­крыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий.

Старшая школа: 10 -11 классы.

1.Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик

2.Определение структуры эссе

3.Определение требований к содержанию эссе

4.Отработка навыка написания эссе.


1.Требования, предъявляемые к эссе

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.


Так, при написании эссе, учащийся должен уметь:

  • делить эссе на смысловые части;

  • сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой;


Особенность заключается в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов  можно трактовать весьма широко, а в ряде случаев и применительно к любой из названных областей. Например, высказывание «Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), - экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Таким образом, отнесенное высказывание к той или иной области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии.


2. Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.


3. На что стоит обратить внимание при написании эссе.

  1. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

  2. Избегать: а) использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств); б) небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение; в) слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.



Практическое занятие по подготовке к написанию эссе.

(строится по  методике «пошаговых действий»)

Учитель определяет тему эссе: «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция»  (А. Смит).

Учащиеся пишут эссе сообща в микрогруппах (2-3 человека).

Шаг №1. Учитель предлагает учащимся определить область обществоведческих знаний; внимательно прочитать высказывание; попробовать сформулировать проблему, суждение  (аналитическое суждение –  суждение, в котором  мы относительно субъекта высказываем нечто такое, что в нем уже содержится). Учитель рекомендует высказать суждение,   используя одну из  схем построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как ...»; «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …», «Я разделяю позицию автора, так как…» 

Учитель обращает внимание на ключевые понятия темы: «экономические законы», «конкуренция», «свободная конкуренция», «условия существования свободной конкуренции». Результатом шага № 1 является формулирование суждения (проблемы): наличие конкуренции способствует  действенности законов спроса и предложения.

Шаг № 2. Вторым шагом может стать предложение учащимся аргументировать суждение,  проиллюстрировать приведенные аргументы примерами. Для наглядности желательно выполнить все эти задания в табличном варианте

суждение

аргументы

примеры


1.

1.


2.

2.

Шаг № 3. Формулирование умозаключения-вывода. Этот вывод не должен  совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино  в какой-то фразе (фразах) основные идеи аргументов  и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность и неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Шаг № 4. Написание связного текста, в котором  должны быть объединены все названные элементы. Результатом пошаговых действий должно  стать  готовое эссе. По желанию учащихся, группа зачитывает свое эссе. Учащиеся на основе критериев оценивают заслушанное эссе. Учитель предлагает для оценки собственное эссе по заданной теме, просит учащихся беспристрастно его оценить.

4.Рефлексия

Учитель спрашивает учащихся о том, какие знания и умения приобрели на уроке.