СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какк сделать ученика более успешным в процессе обучения? Как учителю остаться плодотворным и интересным для учащихся?

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая философия"»

Зайкова Наталья Борисовна КГУ «Средняя школа № 43 г. Петропавловск

учитель 2 уровня им.Г.Мусрепова»

Моя педагогическая философия


Не насиловать душу ученика,

а вести его за собой,

давать ему делать свои робкие шаги.

Сократ


Передо мною чистый лист бумаги. В голове множество вопросов. Пытаюсь понять себя, проанализировать свою деятельность и ответить на вопрос: "Как я стала учителем? Как обрела свой путь? Какова моя педагогическая философия?"

С детства я знала, что буду только учителем: любовь к детям, к движению, к природе определила мою специальность. Я видела насколько нелегкий, тернистый путь учителя на примере своей мамы, тети. Но я была уверенна в том, что рядом будут люди, которые поддержат, научат, поймут. Окончив институт, я работала сначала в сельской школе, затем в городе. Судьба испытывала прочность моего характера, умение отставать свою точку зрения, критически мыслить. Я поняла, что школа это не место (здание), куда приходят дети, чтобы получить определенную сумму знаний, умений и навыков, которые дают педагоги. Это пространство и время жизни детей и взрослых для совместного осуществления определенной деятельности в интересах ребенка.

Педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось, и педагогическое кредо, в основе которого было положено отношение к детям. В моей деятельности я как педагог несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет. Меняющиеся условия жизни трактуют молодым людям уметь логично строить свою мысль, доносить ее содержание до собеседника, быть самостоятельными, активными, способными отстаивать собственное мнение и достоинство.

Нужно ли огромное количество знаний, которые ученики получают в школе? Или достаточно сформировать у ученика желание узнать что- либо новое, стремиться раскрыть себя, продемонстрировать свои лучшие качества и способности. Переломным моментом осмысления своей работы были уровневые курсы, где я четко пересмотрела свою роль как учителя для формирования глубокого понимания предмета, для использования и применения учениками своих знаний вне школы. Моя цель помочь ученикам вынести понимание из изучаемых явлений, подвергнуть сомнению некоторые из возможных предположений, скорректировать убеждения. При этом роль учителя является осознание того, что ученик может весьма неординарно подходить к рассмотрению предмета. Предметное содержание должно уступить целевой функциональной направленности способов действий через саморазвитие и самопознание ученика.

Успех ученика – это постоянный рост его учебных возможностей. И это возможно, если ученик работает в совместной деятельности с другим человеком. Даже если он работает сам с книгой, он опосредовано работает с автором книги. Ни одного человека нельзя научить или заставить «захотеть». Поэтому не случайно в рефлексии есть слова «могу» и «хочу». Моя цель – создание благоприятной образовательной среды для развития личности ребенка. Лишь в этом случае учащиеся будут отличаться смелостью, энтузиазмом, предприимчивостью и постоянной деятельностью, где каждый сможет удовлетворить свои потребности. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и познавательными, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя и в свои возможности.

При постановке целей и задач урока, его структурировании и выборе приемов работы я стараюсь исходить из возможностей ученика. Ученики разные: кому-то достаточно от учителя помощи в постановке целей и проверке результатов. Для других учитель выступает как помощник, который помогает, отслеживая их работу, корректируют ее при необходимости. Но в любом случае учитель должен быть партнером, готовым в любую минуту для каждого создать ситуацию успеха. Учитель не тот, который учит, а создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Я, как учитель-партнер, должна определять дозу педагогической помощи, свое место в зоне ближайшего развития ученика.

Мой преподаваемый предмет – биология способствует реализации этих идей. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общенаучных информационных и мыслительных навыков. Он дает возможность отрабатывать предметные навыки, позволяющие реализовать личностную ориентацию ученика в реальном пространстве на деятельностной основе. Способы изучения Природы, особенно живой, настолько разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время и для проживания и переживания, и для острого диалога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций.

Проработав в школе более 25 лет, я понимала, что учитель должен уйти от роли транслятора готовых знаний. Он должен быть не только высококлассным специалистом, обладающим грамотной методикой и уметь управлять учебным процессом, но и научиться грамотному педагогическому анализу содержания предмета, условий и ситуации, методов и приемов учебной работы, не забывая ученика. Уровневые курсы позволили мне понять принцип работы учителя-управленца. Для себя я составила алгоритм своих действий. Это вначале анализ исходных условий и выделение проблемы, затем оценка ресурсов и целеполагание, планирование, организация и коррекция реального процесса, и конечный анализ результатов. Теперь я предпочитаю хорошее планирование урока, где все ученики активно работают в течении всего урока, где необходимыми особенностями таких уроков является живость, исследовательские подходы, дающие учащимся время, место и мысли, где ученики сами хотят исследовать интересующие их вопросы. Если ранее детей я делила на «активные» и пассивные», то сейчас каждый ребенок как то вовлечен в процесс, где то подает идею, где то рисует и уже смело вступает в диалоговую речь, так как не боится ошибиться. Если даже ошибется, попытается найти выход.

Я вижу, что постоянная поддержка, поощрение учеников за активное участие в работе, предоставляет возможность для самореализации ученика. Я с восторгом наблюдаю результаты своей работы: от четверти к четверти растёт успеваемость, один за другим «просыпаются » и «оживают мои ученики». Они уже привыкли к моим требованиям, к быстрому темпу работы, к тому, что каждая минута и каждое мгновение важны на уроке, они ведут к одной цели – уметь общаться. И это уже не миф, не несбыточная мечта, а реальная цель, которую можно достичь. Ведь на каждом уроке уходят страхи, и приходит понимание: «Как много я уже могу сказать, понять, написать, прочитать, а дальше я смогу сделать ещё больше и лучше». На уроках я для учеников друг, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Вместе с учениками я учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Идя на урок, я всегда помню, что именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!