Моё призвание – педагог.
1969 год. Маленький рабочий поселок…Осенний дождь барабанит по крышам. Прозрачные струйки воды растекаются по стеклу и скатываются вниз. Я закрываю глаза и вижу пожелтевшую березу, склонившуюся над окном старой деревянной школы. А за окном - глаза маленькой девочки, смотрящей на меня из далекого детства…
В этом учебном году у нас новый, совершенно непонятный предмет - иностранный язык. В душе легкий холодок и некое смятение: неужели мы будем говорить на другом языке!? И понимать друг друга!? Как описать чувства от первой встречи с чужим языком? Целая книга незнакомых букв! И море надежд!
Шли годы. Благодаря любимой учительнице мы осваивали неведомый нам ранее язык. Радость первой встречи осталась в моем сердце навсегда. Более того, появилось желание идти дальше, вглубь языка.
1976 год. В институтской аудитории - одиннадцать человек, объединенных одним желанием, одним стремлением - идти дальше. А какая блестящая кагорта, влюбленных в свой предмет преподавателей! И эту любовь они передают нам - своим благодарным студентам. Растет уверенность в том, что уж теперь-то говорить на немецком мы обязательно будем , и говорить прекрасно! Как слова гимна повторяю название института: Свердловский государственный педагогический институт - СГПИ. Ты навсегда в моем сердце! Все одиннадцать закончили институт и стали учителями иностранных языков. А что впереди? А впереди – интересная, но очень напряженная и ответственная работа в школе. К сожалению, далеко не все справятся с этим испытанием.
1981 год. Родной Туринск и распределение в мою родную школу, школу №4. Мои первые ученики… Двадцать пять пар любопытных глаз смотрят на меня с надеждой и немного с тревогой. Не бойтесь, мои дорогие! Честно говоря, я сама немного трушу. Но я знаю: все будет отлично! Ведь я прошла хорошую «методическую школу» и в институте, и во время языковой стажировки в Германии, что, естественно, способствовало уверенному владению языком. А немецкий - крайне сложный язык, особенно в грамматическом плане. Пока ученик осваивает немецкий, он сделает не одну тысячу ошибок. Главное «влюбить» ученика в этот язык, язык пика европейской культуры. Поэтому всегда и везде свой первый урок я начинаю с рассказа о Германии и о ее великих людях: поэтах, художниках, композиторах, ученых, и философах. Все они не просто где- то «высветились», а определяли в свое время ход истории земной цивилизации. Фактом является и то, что преподаватели немецкого языка, как правило, люди глубокие, вдумчивые. Вероятно, язык обязывает. Десять самых интересных, незабываемых, молодых лет прожито в этой школе, а ее ученики - самые любимые, потому что - первые!
1991 год. С переменой места жительства поменялось и место работы. Так уж получилось. Прощай школа №4, здравствуй школа №2! Новый коллектив, новые ученики, новые впечатления. Неизменным остается только одно - любимый предмет и огромное желание сделать уроки немецкого языка еще более интересными, грамотно применять современные формы и методы обучения, повышая при этом мотивацию к изучению немецкого языка.
В одном из писем Герцена к сыну есть такие строки: « Меня радует твое желание изучать немецкий язык глубоко… Один лишь Шиллер стоит пяти университетов».
Я с нескрываемым уважением отношусь к людям, желающим изучать языки и, таким образом, приобщаться к иноязычной культуре. И вот так уже на протяжении 36-ти лет я помогаю им в этом. Кстати, среди моих учеников -двое внуков моей первой учительницы немецкого языка, с которой и началась моя любовь к этому предмету. Думаю, что это глубоко символично!
2016 год. В августе этого года исполняется 25 лет моей педагогической деятельности в моей, по-настоящему родной школе №2. За эти годы выпущены сотни учеников . И если среди них есть хотя бы один, который влюбился в немецкий язык, значит мои труды не были напрасны.
А пока жизнь продолжается… И я теперь с уверенностью могу сказать:
О как люблю тебя, немецкий мой язык!
С тобою мы уже давно на «ты»!
Язык Бетховена, Шиллера и Гете.
Язык культуры, музыки, любви!!!
А в сентябре я жду новых ребят и снова буду говорить им о…Если хотите узнать, о чем, добро пожаловать на урок немецкого!
Приложение
Да, я Учитель…
Как время быстро пролетело!
И вот уже который год
И в снег, и в дождь,
И в зной, и в холод,
Учить иду младой народ.
Смотрю на детские я лица,
И хорошо, отрадно на душе,
Когда с приветливой улыбкой
Они спешат навстречу мне.
Расскажут все свои секреты,
Про новости из интернета,
Какая музыка – «отстой»,
Вчера кто в драке был герой…
А самый добрый незаметно
На стол положит мне конфету.
Да, я учитель. А это значит,
Что вопреки всем неудачам,
Проблемам личным вопреки
С открытым сердцем, с улыбкой доброй
Должна я к детям в класс войти.
Подчас со скверным настроением
Усталые, идём домой.
И груз печальных откровений,
Как камень, на душе порой.
Но не должны мы поддаваться
Унынью, горести, тоске,
Ведь поутру нам возвращаться
К своей любимой детворе.
И снова школа, и уроки,
Коллеги, дети, суета…
Но новый день встречаем мы
в надежде,
Что будет лучше всё, чем прежде,
Ведь жизнь прекрасна, господа!
Н. В. Ковалева, учитель немецкого языка МАОУ СОШ №2 г. Туринска