СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Портрет современного учителя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такой современный учитель? Какие требования выдвигает ему время? И каким он должен стать.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Портрет современного учителя"»

Эссе «Портрет современного педагога».


Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А.Дементьев

Одной из центральных фигур образовательного процесса в школе всегда был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения, будущего нашей страны. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

Как ещё в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф.Каптерев отнёс «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».[1]

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета. Второе свойство -субъективного характера- заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Оно включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Он должен быть беспристрастным, внимательным, чутким, добросовестным, доброжелательным и искренне любящим детей.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности учителей является социально-профессиональные ориентации, профессилнально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личнсоти.В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Взрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Профессиональная компетентность отличается от привычных понятий «знания, умения, навыки». Это интегративное качество личности специалиста, включающие систему знаний, умений, навыков, обобщённых способов решения типовых задач.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Учитель должен быть справедливым по отношению к ученикам. Нужно сказать, что дети в целом объективно различают плохое и хорошее и отвечают тем же. Они ценят добро, участие, внимание, заботу учителя и платят тем же. Многие дети при встрече с грубыми в обращении учителями теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых себя неудобно чувствуют. Так складывается отношение к отдельным предметам и к учёбе в целом.

Учителю необходимо установить положительный контакт с детьми, показать на примере для чего нужна дисциплина, уметь чётко и подробно, не спеша, а иногда и повторяя, изложить материал, не раздражаться, когда его не понимают. Но современные стандарты требуют не излагать информацию детям в готов виде, а создавать и организовывать такую деятельность на уроке, где дети сами для себя будут открывать новые знания. А учитель будет только направлять их действия и порывы в нужное направление, помогать. Надо заинтересовать детей изучаемым предметом, увлечь ярким примером. Для этого в современной педагогике существует множество образовательных технологий, в том числе и информационно- коммуникационные. На уроке должно происходить плодотворное сотрудничество учителя и ученика. При этом эмоциональные реакции учителя должны жёстко контролироваться. Они должны быть только позитивные. Наиболее страшной для учеников является раздражительность со злостью и криком- она настраивает их как против учителя, так и против учёбы как таковой. Невольно такие учителя формируют невротиков, людей с комплексами и явным отвращением к школе и учёбе.

Большое внимание уделяется и внешнему виду и стилю учителя. Современный учитель должен быть модным, следить за развитием модных тенденций. Он не должен быть серым и приходить в школу в одном и том же сером или чёрном костюме. Одежда учителя тоже играет немаловажную роль. Умение следить за причёской, макияжем невольно воспитывает в детях эстетические чувства.

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя-это организация сотрудничества с родителями учащихся. Отношения «учитель-родитель учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.[3] Самое большое требование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные и полезные знания. Он должен быть широко и глубоко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, хорошим психологом, то есть в идеальном сознании образ учителя-это образ универсального человека. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика -частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Таким образом, учитель: - человек: строгий, склонный к самопознанию, самоопределению и саморазвитию, стремящийся к формированию у самого себя профессионально значимых качеств личности, обладающего профессиональным мастерством, креативный, творческий, хоризматичный.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог-личность. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.

Важно также и самосовершенствование, саморазвитие. Учитель как только перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возрастной уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

С января 2017 года в силу вступает профессиональный стандарт современного педагога. «В нём описаны трудовые действия и соответствующие им знания и умения, которые определяют основное содержание деятельности педагога, круг его профессиональных компетенций. Их перечень не случаен -он определяется теми изменениями, которые происходят в жизни современного общества и не могут не влиять на систему образования, определяя основные векторы её развития».[2]

Профессиональный стандарт ориентирует педагога на обеспечение высокого качества образовательного процесса и достижения учащимися результатов, в соответствии требованиям ФГОС, на освоение новых профессиональных компетенций, направленных на реализацию принципов личностно-развивающего образования: индивидуализация образовательного процесса; оказание адресной психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся, в том числе испытывающим трудности в обучении или социализации; формирование навыков безопасного поведения в виртуальной реальности; воспитание самостоятельности и ответственности; формирование навыков поведения в поликультурной среде.

Компетенции, являющиеся принципиально новыми для сегодняшнего учителя:

-работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

-работа в условиях реализации школой программы инклюзивного образования;

-работа с одарёнными учащимися;

-работа с девиантными, социально запущенными детьми, имеющими серьёзные отклонения в поведении;

-преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

-использование ИКТ в образовательном процессе;

-мониторинг и экспертиза качества обучения.

Анализ ситуации, сложившейся в современной школе, показывает, что у педагогов возникают затруднения в обосновании своих действий при осуществлении выбора той или иной педагогической технологии и объяснении содержательного наполнения параметров их различия при использовании в работе.

Одной из эффективных педагогических технологий, используемых при организации адресной работы с учащимися, является оказание им педагогической поддержки. Педагогическая поддержка является эффективным механизмом, стимулирующим возникновение самовоспитания и мотивированного учения. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребёнка в собственном образовании. Здесь коротко можно сказать об организации и создании индивидуальных траекторий развития для каждого ребёнка, особенно для одарённых детей и детей, нуждающихся в специальной помощи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие «инклюзивное образование» (ст.2, п.27). Оно означает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, признаёт важнейшей ценностью обеспечение равного отношения ко всем людям, но предполагает при этом создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Про учителя сегодня звучат слова и высокопарные и, к сожалению, и нелицеприятные, уничижительные, резкие. Парадокс заключается в том, что при повсеместном признании значимости роли учителя в современном обществе нет ни одной страны в мире, которая была бы удовлетворена качеством подготовки своих учителей. Подготовка учителей «считается самым «слабым» звеном системы подготовки кадров, но при этом к учителю предъявляются такие требования, которым удовлетворить может только святой. Представитель массовой профессии описывается как олицетворение всех добродетелей сразу.Такого учителя взять негде, а в массовом сознании эти штампы из поколения в поколение только укореняются». [3]

Результаты длительных эмпирических исследований «эффективной школы», проводившиеся главным образом в США, Канаде и Великобритании, свидетельствуют о том, что ключевым условием и «золотым ресурсом( развития школы является изменение профессионального сознания учителей, самопонимания ими своих задач.

Анализируя возможное будущее, академик Н.Н.Моисеев писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель тот, кто создаёт систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности, памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях -и будущность всей планетарной цивилизации. Вот почему учитель превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы».[5]

Особенности современного мира –неопределённость будущего, динамичное изменение жизни, появление новых технологий и средств связи, множественность культуры, отсутствие канонов в культуре, искусстве и поведении, утверждение нового культурного типа личности, содержательное преображение знания, социальные проблемы и изменения ситуации на рынке труда, развитии информационных технологий –определяют те факторы, которые воздействуют на порождение новых педагогических теорий и образовательных инициатив. Ввиду этого изменяется и сам язык описания педагогической деятельности, который отражает новые характерные особенности целей, содержания методов и результатов образования.

Так в современной отечественной литературе очень часто можно встретить два термина – «компетенция» и «компетентность». В английском языке это один термин, а в русском два. В современных научных исследованиях компетентность обозначается как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. Данное понимание опирается на определение Дж.Равена: компетентность-это специальная способность, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. Компетенция рассматривается в качестве основы для дальнейшего формирования и развития компетентности. Для простого примера можно сравнить компетенции с дольками апельсина, а компетентность с целым апельсином.

Обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований, можно перечислить основные требования, предъявляемые современному учителю:

-способность распознавать, «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса;

-способность реагировать на различные потребности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;

-способность улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат;

-способность понимать различные контексты (социальные, культурные, национальные) в которых проходит обучение;

-способность быть ответственным за качество своей деятельности.

В России учитель всегда был больше, чем попросту носитель определённых должностных обязанностей и определённых трудовых функций. Он воспринимается в обществе как друг, помощник, наставник.

В клятве учителя, принятой на Европейском форуме за свободу в образовании, который прошёл в Санкт-Петербурге в мае 1997 года, есть такие слова:

-клянусь уважать личность ребёнка;

-клянусь не сломать, но укреплять его волю;

-клянусь открыть ему путь к познанию мира, каков он есть, клянусь, что не оставлю его в этом познании без надежды;

-клянусь, что буду учить его служению истины и терпимости к заблуждению;

-клянусь, что покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему…

Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность- один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Творчество каждого педагога неповторимо, его можно сравнить с таким же высоким искусством, как творчество композитора, художника, поэта- а может быть, и куда более сложное. Как гордился своей работой Волшебник в «Обыкновенном чуде» Е.Шварца, приговаривая : «Подумаешь, сделать живое из мёртвого. А вот из живого сделать ещё более живое!...»

Литература:

1.Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. -М: Просвещение, 1991 г.

2.Блинова Е.Р., Профессиональный стандарт педагога как инструмент обеспечения качества образования.- Ижевск, 2015 г.

3.Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М., 2000 г.

4 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов –на-Дону: Учитель, 1996 г.-296 с.

5. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. –М., 1997 г. Т.3. с 172-173



С.М.Ильина, зам директора по УВР, учитель начальных классов БОУ УР «УГНГ им.К.Герда»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!