Эссе учителя начальных классов МКОУ «Ершовская СОШ»
Соловьёвой Надежды Александровны
Профессионализм педагога
Учитель… Это особая профессия, которая направлена на формирование личности ребёнка, что, в конечном итоге, даёт возможность человеку стать счастливым в нашем непростом мире: реализовать себя и сделать мир хоть чуточку добрее, ведь капли доброты, сливаясь воедино, могут превращаться в ручьи, которые не дают возможности иссыхать морям и океанам.
Сегодня, когда мир наполняется агрессией и когда Россию пытаются унизить, оболгать западные державы, мы, русские люди, можем противопоставить этой агрессии только свой разум, свою добрую волю, свою значимость и высокий уровень развития экономики, промышленности. Всё это будет у России только тогда, когда в ней будут жить граждане соответствующего высокого уровня. Начальная ступень этого уровня – начальная школа, обучаясь в которой школьники берут разбег, который, ускоряясь с каждым годом, должен привести их к финишу и победам. Дистанция, которую проходят школьники, длинная и трудная, но именно она и есть самая настоящая стартовая площадка жизни. Педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.
Каждый день, входя в класс, преподаватель становится объектом внимания, и от того, как учитель выполняет свою работу, зависит отношение ученика к школе. Вот выдержки из детских сочинений: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения…чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким». « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении». «Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам». «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне».
Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.
Перед учителем начальных классов стоит важная задача - пробудить в детских душах жажду знаний, стремление к постижению законов жизни в современном мире, радостное восприятие природы, потребность в дружбе и осознание нравственных законов. Одним словом, учитель – это тот человек, который берёт ребёнка из тёплых материнских рук и расширяет угол его зрения на всё, что происходит в мире.
«Учительство - это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал великий русский учёный и публицист Д.С.Лихачев.
Тот, кто решил стать учителем, должен понимать всю великую долю ответственности, которая возлагается на его плечи по воспитанию личности. Брак в этом случае недопустим, потому что исправить его бывает очень трудно, а иногда и невозможно. Учителя сравнивают с инженером человеческих душ, а я бы сравнила учителей с духовными наставниками, которые дают правильные ориентиры, выбирая которые человек идёт по жизненному пути. Я думаю прав философ Квинт Энний, который утверждал: «Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу».
Чтобы этот путь был правильным, учитель должен быть профессионалом. А что значит быть профессионалом? Думаю и уверена, что это – знание своей профессии. Только тот, кто является профессионалом, не допускает брака в работе, может находить выход в нестандартных ситуациях, как сделали это русские лётчики, предотвратившие катастрофу и спасшие не только самолёт, но и пассажиров. Профессионализм учителя заключается в его педагогических принципах, таких как любовь к детям, знание предмета, интерес к детской жизни и знание психологии каждой возрастной группы, уважение к личности ребёнка, опора на положительное, мобильность, широкая эрудиция, преподавательское мастерство, любовь к профессии, умение доводить начатое дело до конца, творчество в работе, доброта, терпимость, требовательность к детям, коммуникативность, использование нового, передового опыта в работе. Чтобы стать педагогом-профессионалом, учитель должен быть разносторонне образованным человеком. Кроме важных профессиональных качеств, педагог должен обладать и общечеловеческими качествами. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяется волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью.
Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни.
Но именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям, и вряд ли без неё можно стать учителем. Я не случайно на первое место в профессионализме педагога поставила такое качество, как любовь к детям, потому что всё хорошее делается с любовью, и ребёнок только тому откроет свою душу, кто полюбит его, кто сможет стать его другом. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - утверждал В. Ключевский.
Любить ребёнка – это значит принимать его, понимать и умело воспитывать.
Я всегда вспоминаю слова, произнесённые в «Сказке о маленьком принце» А. де Сент -Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А мы, учителя, приручаем детей, и тот, кому это удаётся, становится любимым учителем. А это уже требует от учителя специальных знаний по педагогике и психологии, поэтому учитель обязан постоянно учиться, быть в курсе современных требований, педагогических методик - одним словом, «Учиться, учиться и учиться». Настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится сам. По моему мнению, учитель XXI века отличается своей информированностью, готовностью к общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, и учителя активно их осваивают.
Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого - то способности проявляются раньше, у кого - то позже. Разглядеть эту искру талантливости, развить её, научить применять свои таланты в жизни – вот, по-моему, то главное, что должен делать учитель.
Учить адаптироваться в жизни – это не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Важнее, чтобы ребёнок начинал понимать, что можно развивая, совершенствуя свои способности, «открывая» знания, быть успешным в жизни. Это очень долгая, сложная, кропотливая работа, но она очень необходима для дальнейшей жизни. Окружающий нас мир очень непрост: одновременно враждебен и добр, ярок и чёрно – бел… Этот мир дарит нам радость и горе, удачи и поражения… Важно, чтобы ребенок был готов к встрече с ним.
« Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна», - сказал Э. Хаббард. Педагог – это творческая личность, а это значит, что он – хозяин своей судьбы. Он способен достигнуть успеха в том, что любит. Он вносит свой конструктивный вклад в общее дело. Он строит свои отношения с людьми на доверии. Он развивает свои творческие способности.
Каким же должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя? Он должен показывать высокую результативность, высокий уровень познавательной активности учащихся, развивать познавательные способности и творчество учащихся, показывать, высокий уровень культуры учебного труда, самостоятельность учащихся в познавательной деятельности, иметь высокий организационно – методический уровень занятий и учитывать индивидуализацию процесса обучения.
Школа – это почва, на которой вырастают не только плодоносящие деревья и кустарники, но и сорняки. Удобрять почву, давать пищу для роста, любить то, что растёт на ней, добиваясь богатого урожая, - это задача, стоящая перед педагогом. Надо трудиться не покладая рук, нужно применять эффективные методы обучения и воспитания, и тогда благодарная земля родит то, что будет полезно человеку и всему обществу в целом.
Быть учителем - это значит осознавать огромную ответственность перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Свои размышления о профессионализме учителя мне хочется закончить словами из стихотворения В.Малкова:
… тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья
Почётнее и радостнее нет.