СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Профессионализм педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель… Это особая профессия, которая направлена на формирование личности ребёнка, что, в конечном итоге, даёт возможность человеку стать счастливым в нашем непростом мире: реализовать себя и сделать мир хоть чуточку добрее, ведь капли доброты, сливаясь воедино, могут превращаться в ручьи,  которые не дают возможности иссыхать морям и океанам.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Профессионализм педагога"»

Эссе учителя начальных классов МКОУ «Ершовская СОШ»

Соловьёвой Надежды Александровны

Профессионализм педагога

Учитель… Это особая профессия, которая направлена на формирование личности ребёнка, что, в конечном итоге, даёт возможность человеку стать счастливым в нашем непростом мире: реализовать себя и сделать мир хоть чуточку добрее, ведь капли доброты, сливаясь воедино, могут превращаться в ручьи, которые не дают возможности иссыхать морям и океанам.

Сегодня, когда мир наполняется агрессией и когда Россию пытаются унизить, оболгать западные державы, мы, русские люди, можем противопоставить этой агрессии только свой разум, свою добрую волю, свою значимость и высокий уровень развития экономики, промышленности. Всё это будет у России только тогда, когда в ней будут жить граждане соответствующего высокого уровня. Начальная ступень этого уровня – начальная школа, обучаясь в которой школьники берут разбег, который, ускоряясь с каждым годом, должен привести их к финишу и победам. Дистанция, которую проходят школьники, длинная и трудная, но именно она и есть самая настоящая стартовая площадка жизни. Педагог – именно та ключевая фигура, которая в период обучения занимает мысли ученика и играет в его жизни важную роль.

Каждый день, входя в класс, преподаватель становится объектом внимания, и от того, как учитель выполняет свою работу, зависит отношение ученика к школе. Вот выдержки из детских сочинений: «Учитель как человек старший и более умный должен вести себя достойно, сдержанно, контролировать перепады настроения…чтобы был строгим и человечным, требовательным и мягким». « Я хотела бы видеть учителя добрым, приветливым, всегда в хорошем настроении». «Я думаю, что учитель должен быть строгим, образованным, справедливым, умным, хорошо знать свой предмет, быть внимательным к ученикам». «Я бы хотела, чтобы мой учитель был доброжелательным, аккуратным, терпеливым, мог поддержать в любых ситуациях, понять, общаться со всеми на одном уровне».

Начало школьного обучения становится стартом нового в развитии ребенка, на котором возникают новые взаимные формы сотрудничества со взрослыми, со сверстниками. Взаимоотношения школьника с другими людьми понимают как один из важнейших факторов его личностного развития, объединение их усилий с целью достижения общего результата. Особая роль этого взаимодействия принадлежит учителю. Педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

Перед учителем начальных классов стоит важная задача - пробудить в детских душах жажду знаний, стремление к постижению законов жизни в современном мире, радостное восприятие природы, потребность в дружбе и осознание нравственных законов. Одним словом, учитель – это тот человек, который берёт ребёнка из тёплых материнских рук и расширяет угол его зрения на всё, что происходит в мире.


«Учительство - это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - писал великий русский учёный и публицист Д.С.Лихачев.

Тот, кто решил стать учителем, должен понимать всю великую долю ответственности, которая возлагается на его плечи по воспитанию личности. Брак в этом случае недопустим, потому что исправить его бывает очень трудно, а иногда и невозможно. Учителя сравнивают с инженером человеческих душ, а я бы сравнила учителей с духовными наставниками, которые дают правильные ориентиры, выбирая которые человек идёт по жизненному пути. Я думаю прав философ Квинт Энний, который утверждал: «Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу».

Чтобы этот путь был правильным, учитель должен быть профессионалом. А что значит быть профессионалом? Думаю и уверена, что это – знание своей профессии. Только тот, кто является профессионалом, не допускает брака в работе, может находить выход в нестандартных ситуациях, как сделали это русские лётчики, предотвратившие катастрофу и спасшие не только самолёт, но и пассажиров. Профессионализм учителя заключается в его педагогических принципах, таких как любовь к детям, знание предмета, интерес к детской жизни и знание психологии каждой возрастной группы, уважение к личности ребёнка, опора на положительное, мобильность, широкая эрудиция, преподавательское мастерство, любовь к профессии, умение доводить начатое дело до конца, творчество в работе, доброта, терпимость, требовательность к детям, коммуникативность, использование нового, передового опыта в работе. Чтобы стать педагогом-профессионалом, учитель должен быть разносторонне образованным человеком. Кроме важных профессиональных качеств, педагог должен обладать и общечеловеческими качествами. Терпение и оптимизм – важнейшие профессиональные качества педагога. Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяется волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью.

Считаю, что в наше время, когда приоритетными являются такие качества личности, как мобильность, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность, перед учителем ставится еще одна  глобальная задача – научить  своих учеников адаптироваться в жизни.

Но именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям, и вряд ли без неё можно стать учителем. Я не случайно на первое место в профессионализме педагога поставила такое качество, как любовь к детям, потому что всё хорошее делается с любовью, и ребёнок только тому откроет свою душу, кто полюбит его, кто сможет стать его другом. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», - утверждал В. Ключевский.

Любить ребёнка – это значит принимать его, понимать и умело воспитывать.

Я всегда вспоминаю слова, произнесённые в «Сказке о маленьком принце» А. де Сент -Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А мы, учителя, приручаем детей, и тот, кому это удаётся, становится любимым учителем. А это уже требует от учителя специальных знаний по педагогике и психологии, поэтому учитель обязан постоянно учиться, быть в курсе современных требований, педагогических методик - одним словом, «Учиться, учиться и учиться». Настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится  сам. По моему мнению, учитель  XXI века отличается своей информированностью, готовностью к  общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, и  учителя активно их осваивают.

Наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого - то способности  проявляются раньше, у кого - то позже. Разглядеть эту искру талантливости, развить её, научить применять свои таланты в жизни – вот, по-моему, то главное, что должен делать учитель.

Учить адаптироваться в жизни – это не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Важнее, чтобы ребёнок начинал понимать, что можно развивая, совершенствуя  свои способности, «открывая» знания, быть успешным в жизни. Это очень долгая,  сложная, кропотливая работа, но она очень необходима для дальнейшей жизни. Окружающий  нас мир очень непрост: одновременно враждебен и добр,  ярок и чёрно –  бел… Этот мир дарит нам радость и горе, удачи и поражения… Важно, чтобы ребенок был готов к встрече с ним.

      « Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна», - сказал Э. Хаббард. Педагог – это творческая личность, а это значит, что он – хозяин своей судьбы. Он способен достигнуть успеха в том, что любит. Он вносит свой конструктивный вклад в общее дело. Он строит свои отношения с людьми на доверии. Он развивает свои творческие способности.

Каким же должен быть современный урок, чтобы говорить о профессионализме учителя? Он должен показывать высокую результативность, высокий уровень познавательной активности учащихся, развивать познавательные способности и творчество учащихся, показывать, высокий уровень культуры учебного труда, самостоятельность учащихся в познавательной деятельности, иметь высокий организационно – методический уровень занятий и учитывать индивидуализацию процесса обучения.

Школа – это почва, на которой вырастают не только плодоносящие деревья и кустарники, но и сорняки. Удобрять почву, давать пищу для роста, любить то, что растёт на ней, добиваясь богатого урожая, - это задача, стоящая перед педагогом. Надо трудиться не покладая рук, нужно применять эффективные методы обучения и воспитания, и тогда благодарная земля родит то, что будет полезно человеку и всему обществу в целом.

Быть учителем - это значит осознавать огромную ответственность перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Свои размышления о профессионализме учителя мне хочется закончить словами из стихотворения В.Малкова:

… тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почётнее и радостнее нет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!