Учитель начинается с любви…
Только любовь защищает учеников от желания властвовать, формировать, программировать, сделать «лучше, чем они» Любовь превращает образование в личный контакт. Учитель, любящий учеников, мир, жизнь, Бога, никогда не допустит насилия над личностью
«Всё в мире начинается с любви», - утверждает поэт, и с этим нельзя не согласиться. Все: и школа, и учитель, и педагогика. И нет места в школе тем, кто пришел сюда без любви к детям, к своему делу, ибо только любовь защитит учеников от желания властвовать, формировать, от попыток сделать их лучше. Она главная движущая сила педагогики, превращающая процесс образования в личный контакт.
Учитель, любящий учеников, не допустит насилия над личностью. Любовь сделает его творцом, наполнит жизнь желанием поделиться всем, что имеешь: радостью отдавать свои знания, мысли, чувства.
С чего начинался мой путь к этой профессии? Конечно же, любви к географии, детям, моей первой учительнице, с огромного желания быть на нее похожей.
О, всемогущая память, в мгновенье ока ты переносишь меня в страну моего детства…
И как будто бы нет этих многих прожитых лет, и я снова первоклашка, с огромными глазами и огромным бантом, застыла у своей парты.
Софья Алексеевна (так звали мою первую учительницу) никогда не делила время на рабочее и нерабочее, и всегда была рядом, именно она научила меня ценить дружбу, любить школу и своих одноклассников, заложила первое понятие о чести, совести, долге. Но главное – она никогда не пыталась сделать нас «лучше», а любила только такими, какие мы есть, со всеми нашими достоинствами и недостатками. И все мы , ее ученики, будучи всего лишь первоклассниками, понимали, что перед нами необыкновенный человек, личность(конечно же, в ту пору не подозревая, что такое слово существует).
Она не была идеальной учительницей, но мы прощали ей и колкие замечания в наш адрес, и умильную слезу на уроке, а ее случайная ошибка не вызывала злорадной усмешки, потому что над всем этим возвышалась скромность, честность и уважение к Человеку и, конечно же, любви.
А память несёт меня дальше. И сейчас, будучи матерью троих детей, я с удивлением размышляю, каким образом мои родители, воспитывающие четверых детей, могли откладывать свои скромные сбережения на наши поездки и путешествия. Я побывала на Украине и на Кавказе, спускалась по реке Самаре на Урале на плотах, на байдарках по Волге до Каспия. Видела горные вершины Алтая и Кавказа, Новоафонские пещеры, озера Рица и Телецкое.
Необъятные просторы нашей Родины, мощь и удивительная красота ее природы, неисчерпаемые богатства, трудолюбивые, мужественные, скромные люди – эти впечатления определили выбор моей будущей специальности.
На вступительных экзаменах на географический факультет Астраханского пединститута я писала сочинение на тему: «Моя любимая профессия». Какие возвышенные слова я выводила на бумаге! Мечты несли меня на крыльях в светлые классные комнаты. Я уже видела любознательные глаза детей, их интерес к моему предмету, увлеченность географией, стремление познавать окружающий мир.
Наверное, работу я написала неплохо: мое сочинение читали даже на районной августовской конференции учителей в районе.
С тех пор прошло уже более 20 лет. Я сама стала матерью троих детей. Под стеклом моего письменного стола лежит заметка из газеты «Первое сентября». Заголовок статьи отражает мое видение самого главного в педагогике: «Сперва люблю, потом учу». Учитель должен быть терпелив, сдержан, постоянно советоваться с детьми, доверять им.
16 лет работы учителем географии привели меня к выводу, что урок – это своеобразная визитная карточка учителя, позволяющая коллегам, присутствующим на уроке, судить о методическом стиле, качества работы и потенциале дающего урок.
Конечно, каждый урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены; это звено целостного учебно-воспитательного процесса. Но в тоже время, урок – это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один урок- будь то урок открытый(конкурсный и т.д.) или обычный урок – позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, проливает свет на его методический почерк. Ведь учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и используя опыт коллег.
Чтобы стимулировать развитие интереса к изучению географии, стараюсь разнообразить формы организации уроков: семинары и лекции, игры и конференции, диспуты и путешествия.
Каждый неординарный урок требует от учителя тщательной подготовки. Здесь нет места бледному слову, вялой фразе. Стараюсь, что бы эмоциональность, восторженность, ощущение праздника всегда присутствовали на таких уроках. Привлекаю живые и яркие художественные тексты, картины известных русских и зарубежных художников, музыкальные произведение. Для меня важно, чтобы каждые ученик на моих уроках сумел вобрать в себя самое главное в изучаемом материале.
Всё это воспитывает у учащихся интерес к предмету, даёт им возможность проявлять свои способности, быть активными участниками учебного процесса, не бояться высказывать своё мнение и критические замечания.
За годы работы в школе я пришла к твердому утверждению, что ценности, составляющие основу воспитание, должны быть вечными, они не могут определяться ни государственной системой, ни общественным укладом, потому что последние претерпевают частые и порой значительные перемены.
А педагогика все-таки едина, какие бы направления в ней не появлялись. Эта педагогика творчества, радости, педагогика веры в каждого ребенка, педагогика надежды и любви.
Я уверена, что каждый ребенок должен развиваться согласно своим природным задаткам, а не так, как хочется нам, взрослым, и определяет программу по тому или иному предмету. Детям не нужно знать, насколько каждый из них обогнал остальных или отстал от них. Главное – это движение вперед. Это шаг с одной ступеньки лестницы на другую, более высокую. Поэтому ребенок должен уверенно чувствовать себя на уроке и не бояться плохой оценки.
Школа сегодня – это и островок духовности, и поле битвы, на котором учитель ведет борьбу за души своих учеников. Далеко не последнюю роль в этом играют уроки географии, на которых воспитывается чувство гордости за нашу Родину, за ее мощь и богатство, за ее бескрайние просторы. Это уроки, на которых воспитывается Человек и где формируется гражданская позиция будущего строителя новой России.
Не знаю, сумею ли я открыть для учащихся все секреты моего предмета, но важнее мне кажется то, что заключено в словах кого-то из великих: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить детей». Жить в согласии и любви с миром, близкими, с теми, кто тебя окружает…