СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Зарядка для ума"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зарядка для ума, как средство формирования познавательного интереса обучающихся на учебных занятиях

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Зарядка для ума"»

Учитель математики

МБОУ Центр образования г.Певек

О.А. Дыченкова


"Зарядка для ума, как средство формирования познавательного интереса обучающихся на учебных занятиях".



Истинный педагог постарается сделать учение занимательным,
но никогда не лишит его характера серьезного труда,
требующего усилия воли.

К. Д. Ушинский



Деятельность учителя необычайно многогранна. Каждый день и час необходимо решать целый ряд задач по обучению, воспитанию и развитию своих учеников. Сложность нашего труда обусловлена не только обширностью круга этих задач, но и изменчивостью, неповторимостью любой педагогической ситуации, не позволяющей раз и навсегда найти лучшее решение. Ведь хорошо известно, что копирование даже очень удачного своего урока в другом классе или урока коллеги, может быть крайне неудачным. Так как конкретные цели и условия обучения в каждом классе различны. Мне, как любому учителю, хочется, чтобы у учащихся не погас интерес к учебе, предмету, но и повышалась их познавательная деятельность. Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Это означает, что в обучении математике я ставлю акцент на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции. Стараюсь, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания и расширяя кругозор учащихся. Поэтому на своих уроках и на каждом из этапов все свои усилия направляю на достижение вышеуказанных целей.

Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Ведь с первых его минут необходимо создать условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.

Процесс постановки и решения содержательных задач в начале урока может осуществляться несколькими способами в зависимости от того, кем отбираются, разрабатываются и предлагаются задания;

- только учителем;

- учащимися вместе с учителем;

- самими учащимися.

Этап подготовки к восприятию нового материала во многом связан с формированием опорных знаний. Для этого я уделяю большое внимание мотивированию изучения нового или актуализации опорных знаний. С этой целью в начале урока использую:

устный счет, математические диктанты, игровые задания, задания на поиск закономерностей, разминки, «буквенный диктант», ребусы, кроссворды, чайнворды.

Рассмотрим на конкретных примерах подборку учебного материала по актуализации знаний, которые используются при объяснении нового материала.

Приложение.

1. "Буквенный диктант"

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают на вопрос, а записывают лишь первую букву слова – ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово:

Например:7 класс, геометрия.
Тема: "Признаки равенства треугольников".


П – слагаемые, которые имеют одинаковую буквенную часть [подобные].
Р – полевой цветок народный для гадания пригодный [ромашка].
И – смерть Кощея – бессмертного находится на конце [иглы].
З – утренняя трапеза [завтрак].
Н – выступающая часть лица [нос].
А – математическое предложение, принимающееся без доказательства [аксиома].
К – "и от дедушки ушел, и от бабушки ушел" [колобок].

При использовании приема "Буквенный диктант" вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов исходного курса и даже кроссвордов.

2. Разгадывание ребуса, в котором зашифрована тема урока: 7 класс, геометрия, тема «Треугольник».

3. Очень интересная форма проверки знаний

Повторим пройденное с помощью числа 27. 5класс, тема «Дроби».

1. Разберите число по составу [2-десяток; 7-единицы]

2. Число 27 – простое или составное [составное]

3. Какое наименьшее число надо добавить, чтобы оно стало простым? [2]

4. Из цифр данного числа составьте неправильную дробь. [2/7]

5. Из цифр данного числа составьте неправильную дробь. [7/2]

6. Назовите число, обратное числу 27. [1/27]

7. Дополните число 27 до 100. [+73]

8. Назовите число больше 27 на 183. [210]

9. Приведите пример уравнения, корнем которого является число 27. [Например 2х=54]
и т.д.
Вопросов можно составить больше или меньше. Все зависит от учителя и темы урока, к которой составляются вопросы.

5. 5 класс, тема «Сумма, разность дробей с разными знаменателями».

Запишите как можно больше слов, связанных с математическим термином "дробь". 2-3 минуты на обдумывание, написание. После этого учащиеся называют слова, выявляем победителя. Повторяем определение написанных слов, переходим к изучению новой темы. Такой вид проверки можно организовать практически по каждой теме.

6. При изучении ряда тем программы требуется сформировать навыки, которые для учащихся являются сложными, то есть необходимо заранее овладеть некоторыми вспомогательными навыками. Так для того, чтобы научиться пользоваться формулами (а+в)2, (а-в)2, учащиеся должны научиться находит сами слагаемые, их квадраты, удвоенное произведение. Для многих учеников овладеть одновременно и вспомогательными, и основными навыками за первый урок не под силу. В своей работе пользуюсь следующим методом.

7 класс, алгебра, тема урока "Формулы сокращенного умножения".

Примерно за неделю до изучения нового материала начинаю на устных упражнениях готовить ребят к его восприятию.

  1. Записать двучлены: а+4, х-5, 4а+8, а2-1;

  2. Назовите первое, второе выражение в двучлене;

  3. Найдите квадраты выражений;

  4. Найдите произведение первого и второго выражений;

  5. Найдите удвоенное произведение первого и второго выражений.

Эти понятия закрепляются еще на одном, двух уроках. В итоге после вывода формул (а+в)2 и (а-в)2, ребята оказываются способными находить достаточно быстро результаты, меньше делают ошибок в знаках, не забывают просчитывать 2ав.

Таким образом, стараюсь разнообразить начало урока, а это не дает ребятам уставать, даже если вся остальная часть урока проходит традиционно. Учащимся не приходится работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, разочарование от непонимания и неумения выполнить требования учителя.



2