КГУ «Будёновская начальная школа»
Райтенбах Раиса Анатольевна
Учитель начальных классов педагог-исследователь
Естествознание 3 класс
Дата: 23.11.2020г
Тема: Органы пищеварения.
Цели: Обобщение знаний учащихся о пище, дать представление об органах
пищеварения и механизме пищеварения пищи, развитие мышления и
воображения, воспитание бережного отношения к своему здоровью;
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
фронтальный опрос:
- Что входит в состав органов дыхания?
- Что происходит при вдохе?
- При выдохе?
- Почему нужно дышать через нос?
- Почему для дыхания нужен чистый воздух?
- Какие физические упражнения способствуют улучшению работы ор-
ганов дыхания?
- Какой вред приносит курение?
2) пересказ домашнего задания
III. Постановка целей и задач урока
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:
объяснение учителем нового материала:
Без пищи человек не может жить. Если человек не поест, он чувствует
слабость. В теле человека постоянно расходуются питательные вещества. И чем больше человек трудится, занимается спортом, тем лучше его аппетит. Питательные вещества нужны всему организму: мозгу, мышцам. Пища под-держивает жизнь, она даёт силу для движения, работы. Детям пища нужна не только для поддержания жизни, но и для роста. С каждым годом школьник становится выше, у него развиваются мышцы, растут кости, расширяется грудная клетка, он прибавляет в весе. При недоедании человек начинает бо-леть, а при длительном голодании наступает смерть.
работа по рисунку учебника на с. 47 и по таблице (плакат на доске)
- Какой путь проходит наша пища?
Переработка пищи начинается во рту. Зубами человек пережёвывает,
размягчает пищу и обильно смачивает слюной. Слюна не только смачивает пищу, но и способствует её перевариванию.
Пища через пищевод проходит в желудок. Здесь она остаётся несколь-ко часов, смачивается желудочным соком и активно переваривается. Из же-лудка пища поступает в кишечник. Здесь она обрабатывается другими сока-ми, окончательно переваривается и превращается в питательную жидкость, которая через стенки кишок проникает в кровь. Вместе с кровью питательная жидкость разносится по всему телу.
работа над статьёй учебника: с.48
V. Контроль над результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися:
Самостоятельная работа учащихся по тесту
1. Для чего человеку нужна пища?
а) с пищей человек получает питательные вещества;
б) с пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
в) с пищей человек получает воду и витамины.
2. Где начинается пищеварение?
а) б) в)
3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?
а) б) в)
4. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
5. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
а) б) в)
6. Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?
а) через печень, кишечник, мочевой пузырь;
б) через кожу, почки, легкие;
в) через сердце, желудок, желчный пузырь.
VI.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу:
1) фронтальный опрос:
- Для чего человек принимает пищу?
- Какой путь проходит пища? (показать по таблице)
- Что происходит с пищей во рту?
- В желудке?
- В кишечнике?
- Как понимаете слова «переваривание пищи»?
- Как питательная жидкость попадает в другие органы?
2) вводная беседа учителя по продолжению темы:
- Какую пищу употребляет человек?
Всю пищу подразделяют на растительную и животную.
Для нормального развития организма требуется разнообразная пища. Такая пища особенно нужна детям, т. к. они растут. Наряду с мясом, моло-ком, хлебом для более быстрого роста им нужны овощи и фрукты.
Чтобы быть крепким и здоровым, нужно правильно питаться. Пища должна быть свежей, т. к. несвежие продукты могут вызвать отравление. При отравлении появляются боли в животе, рвота, наступает расстройство кишеч-ника. Немытые овощи и фрукты могут вызвать желудочно-кишечные заболе-вания. Плохо пережёванная пища организмом не усваивается и также может быть причиной расстройства и боли в кишечнике.
В пище имеются особые вещества, которые предохраняют от болезней, улучшают аппетит. Эти вещества называют витаминами. Они содержатся в различных продуктах, но не в одинаковом количестве. Например, сливочное масло богато одним витамином, а смородина – другим. Вот почему нужна разнообразная пища. Много витаминов в рыбьем жире, сливочном масле, мо-локе, яйцах, овощах, чёрном хлебе, гречневой и овсяной крупах, смородине, землянике. Если человек будет питаться одними продуктами, например, хле-бом и маслом, то он вскоре заболеет. Нужна разнообразная пища, в ней име-ются не только питательные вещества, но и витамины, нужные для организ-ма.
- Почему у человека, у которого нет зубов, ухудшается пищеварение?
- В чём причина болезни и выпадения зубов?
Избежать болезни желудка и потери зубов можно, если за ними уха-живать (не грызть ногти, не колоть орехи, не есть много сладкого), а также полоскать рот после еды и регулярно чистить зубы.
Здоровые зубы способствуют здоровой работе желудка.
4)работа над статьёй учебника: с.48 – 50
VII. Домашнее задание:
1й урок: с.48 -50пересказ, написать эссе «Я – самый полезный продукт»
VIII. Итог урока