СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление учителя - дефектолога на методическом объединении  классных руководителей

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию внеурочной деятельности».»

Выступление на методическом объединении

классных руководителей

ГБОУ СКОШ №804

декабрь 2013 г.

Кочубей Г.Н.



«Эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию внеурочной деятельности».

Художественно-эстетическое воспитание, направлено на развитие способностей обучающихся воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время формирование всесторонне и гармонично развитой личности невозможно без развития эстетических качеств.

Эстетическое воспитание важно ещё и потому, что оно связано с нравственным воспитанием, которое развивает у воспитанника чувство любви и гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает обучающимся с уважением относиться к труду других людей и видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для всесторонне развитого человека.

Формировать личность и эстетическую культуру обучающихся с ОВЗ нужно на протяжении всего школьного возраста.

В настоящее время, живя в мире интернета, электронных гаджетов и быстро модернизирующихся компьютеров, современный подросток все меньше обращается к предметам эстетики и теряет способности оценить красоту и эстетическую значимость предметов искусств. Здесь возникает противоречие между низким уровнем эстетического развития подростка под влиянием современных средств массовой информации, и высокими требованиями к формированию и развитию гармоничной эстетически-нравственной личности, предъявляемыми со стороны государства и общества. Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодого поколения в частности.

Данный опыт направлен на решение этого противоречия.

Я обратила внимание, что воспитанники с неохотой рисуют, чаще переводят рисунки, также мало поют и меньше двигаются под музыку.

В сентябре 2012 года совместно с педагогом-психологом школы была проведена диагностика обучающихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств по методикам:

- «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов;

- Ильинская И.П. «Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры школьника»;

- Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей детей».

Изучение эстетического опыта школьников осуществлялось через анкетирование каждого обучающегося, в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современного искусства (музыки, хореографии, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества).

Для анкетирования были составлены вопросы, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта.

Результат диагностики

Таким образом, результат говорит о том, что у обучающихся снижена сформированность эстетических качеств:

Низкий уровень – 30%

Средний уровень – 44%

Высокий уровень – 26% и говорит о том, что воспитанники с нарушением интелекта нуждаются в формировании и развитии эстетической культуры личности.





Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в осуществлении внеурочной деятельности посредством изучения музыкально - танцевального искусства, нетрадиционной (рисование шерстью) изобразительной деятельности с целью научить воспитанников воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях и т.д.

Я убеждена, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои способности через поддержку, как со стороны семьи, так и со стороны педагогов.

Сроки работы: работа над опытом охватывает период с сентября 2012 г. по май 2014 г.

Этапы работы:

1. Подготовительный (констатирующий) сентябрь-ноябрь 2012 г.

2.Основной (формирующий) ноябрь 2012 г.- апрель 2014 г.

3. Заключительный (контрольный) – май 2014 г.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает систему занятий во внеурочное время по эстетическому воспитанию обучающихся с ОВЗ.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта лежат рекомендации по эстетическому воспитанию В.В. Воронковой.

И.В. Евтушенко (советы и рекомендации по выбору музыкального материала),

Т.Н. Головиной (приучении детей к пению и слушать самих себя),

Н.П. Сакулина (развитие мелкой моторики, творческой фантазии, внимания).

Б.М. Неменский программа «Изобразительное искусство и художественный труд для детей с ОВЗ»;

В.А. Сухомлинский «Эстетическое воспитание, познание красоты и воспитание чувств»

А.Н. Граборов «Особенности музыкально-эстетического воспитания учащихся с ОВЗ»

С.М. Миловская «Коррекционные возможности эстетического воспитания учащихся»

С.В. Погодина «Теория и методика развития декоративно-прикладного творчества».

Учитывая особенности обучающихся, я на основе рекомендаций подбираю репертуар для занятий во внеурочное время. Правильно подобранный материал способствует формированию эстетической культуры.

Целью работы является:

Формирование и развитие у детей с ОВЗ активного и творческого восприятия красоты, способности получать подлинное эстетическое наслаждение от собственного творчества и участия в различных мероприятиях внеурочной деятельности.

Задачами являются:

  • формировать и развивать личность на основе личностно -ориентированного подхода к развитию воспитанников;

  • развивать способности к самостоятельному творчеству и самообразованию;

  • развивать познавательные способности обучающихся и мотивационную направленность в использовании свободного времени - развивать продуктивную деятельность детей (рисование и конструирование шерстью, лепку, пение, хореография);

  • помочь обучающимся удовлетворять свои интересы, реализовывать свои потребности, проявлять свои способности, оценивать себя и адекватно реагировать на оценку со стороны сверстников в ходе участия во внеурочной деятельности, найти оптимальный вариант взаимоотношения с окружающими и выбирать приемлемую форму поведения.

В работе используются следующие методы:

- анализ психолого – педагогической и методической литературы;

- изучение и обобщение педагогического, в том числе и собственного опыта работы в школе в качестве воспитателя;

- наблюдение за деятельностью воспитанников;

- анкетирование.

Направления в работе.

Во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию следует выделить следующие направления и формы работы:

  1. познавательные направления работы (беседы, заочные экскурсии, видео-уроки, мастер-классы, викторины, посещение выставок);

  2. познавательно-развлекательное направление работы (внеклассные мероприятия, тематические праздники, игры - соревнования);

  3. практическое направление работы (изготовление поделок из шерсти, исполнение песен, участие в танцах);

  4. исследовательское направление (экскурсии, наблюдение за окружающим миром через рассматривание картин, иллюстраций, природными явлениями);

  5. участие в выставках и конкурсах различных уровней (от школьного до международного).

Во внеурочное время возможно применять различные виды деятельности по привитию у обучающихся эстетических качеств через кружковую работу «Волшебный войлок» (рисование шерстью), фото-поделок, музыкальные занятия, занятия ИЗО. Большое значение будет иметь участие в художественно-творческих мероприятиях, посещение музеев и выставок, мастер – классов.

Результативность работы

Результативность работы по эстетическому воспитанию обучающихся посредствам определяется систематичностью занятий. Важным при этом является возбуждение интереса к творчеству, использование стимулирования.

При первичной диагностики было установлено, что у обучающихся снижена сформированность эстетических качеств. В связи с систематическими занятиями творчеством в октябре 2013 года проведена промежуточная диагностика уровня эстетической воспитанности обучающихся и результат показал, что высокий уровень поднялся и стал 35%

Средний уровень 48%

Низкий уровень 17 %

Результат диагностики октябрь 2013

Таким образом, приведённые в диаграмме данные показывают эффективность практической работы с обучающимися по формированию эстетических качеств. По результатам тестирования можно сделать вывод, что работа по формированию эстетического вкуса через внеурочную деятельность достигает поставленной цели. Наблюдается повышение интереса подростков к занятиям музыкой, танцев, декоративно-прикладного творчества.

Детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы, красота во всём. Важно, чтобы школьники были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Я считаю такую работу перспективной, надеюсь, что конечная диагностика позволит выявить серьёзный прогресс в эстетическом развитии наших учащихся.