СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстрадный вокал в дополнительном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эстрадный вокал в дополнительном образовании»

НАСТУПАЕТ ЛИ МЕДВЕДЬ НА УХО - Анна, какие нужны данные, чтобы научиться петь? - Смотря какая цель. Развить можно любой голос, в любом возрасте, но если нужно выиграть какой-то конкурс или выступить на сцене, то это означает короткие сроки, дедлайны. Значит, у человека уже должна быть более-менее правильная постановка голоса, он должен уметь правильно дышать. Если сроков нет, то тут уже только от времени зависит. Каждый взрослый может научиться профессионально петь. А уж рок-звездой я вообще любого могу сделать, потому что в роке главное - харизма. Там, если честно, даже в ноты не обязательно попадать. Если послушать первые альбомы рокеров, то слышно, что они жуткие ошибки делают; но со временем распеваются, у них появляется хороший голос. Расскажу смешную историю. Был у меня ученик, который долго неправильно пел. Он уже выступал в рок-группе, сам писал песни, при этом каждый раз в своей же песне мог по-разному спеть мелодию. В общем, сложно было с попаданием в ноты. Плюс еще громкая музыка сажает слух. Я ему играю ноту ля, а он не может в нее попасть - и всё! А у меня тогда дома кошка была, и вот она слушала-слушала и на ля сказала “мяу” - и четко попала в ноту! Сейчас у меня собака, и она тоже со временем начинает попадать в ноты, животные на уроках сначала просто подвывают, а потом в том диапазоне, который им подходит, начинают петь в ноты. То есть даже животные учатся, что уж говорить про людей. - В детстве многим говорили: у тебя нет слуха и голоса, поэтому ты не способен петь. Действительно бывает, что на ухо “наступил медведь”? - Конечно, нет. Так говорили в музыкальных школах при поступлении. Но там учителя хотят, чтобы привели ребенка уже немного поющего: никто не хочет мучиться с таким, который в ноты не попадает. Слух есть у всех. Реальное нарушение слуха называется амузией и встречается очень редко - это нарушение в мозгу. Если у человека нет нарушений речи, не было инсультов или серьезных травм головы (после аварии, например), то у него есть слух. Когда говорят, что нет слуха, имеется в виду, что нет музыкального слуха. Он состоит из массы параметров, и если ты его не используешь в жизни, то он у тебя спит. В музыкальную школу берут тех детей, кто уже развил музыкальный слух, это проще. Кстати, в музыкальных школах зачастую очень плохо учат петь. Я общалась с преподавателями из таких школ: в училищах, которые они оканчивают, их больше учат педагогике, чем музыке. То есть учителя в музыкальных школах умеют аккомпанировать, но про голос, по сути, ничего не знают. У многих из них у самих не поставлен голос, и ставить его другим они не умеют. Конечно, не все такие. Вот хормейстерам (тем, кто ведет хор) ставят голос, и их учат ставить голос детям. Но они все равно не могут этого сделать, потому что на занятии у них сразу пятнадцать человек, а услышать одновременно пятнадцать человек - нереально. В итоге они со всеми детьми занимаются одинаково и ставят их, в основном, как им удобно: не хватает высоких голосов - ребенка поставят петь высокие ноты, даже если у него, например, низкий голос, но он способен взять и высокие ноты. КАК РАЗВИВАТЬ ГОЛОС - Что значит ставить голос? - Поставить правильное дыхание, чтобы петь не на связках. Если связки устают, голос садится. Ко мне иногда приходят преподаватели, говорят, что ведут целый день уроки, а к вечеру сипнут. Это означает, что человек неправильно говорит. То же самое и с пением. Я учу правильно петь, а это, по сути, дыхание. Потом такой человек уже и говорит не горлом, а из живота, из диафрагмы. Мы поем на диафрагмальном дыхании, и, соответственно, я даю дыхательные упражнения. - Есть такой миф, что все оперные певицы пьют сырые яйца перед выступлением. Действительно есть какие-то продукты, которые улучшают голос? Поделитесь лайфхаками. - Ну, это отчасти не миф, но я считаю, что это уже от лукавого. Если человек не поет - ему ничего не поможет. Но если голос уже поставлен, то можно чуть-чуть его улучшить. Например, если ученик осип или после болезни пересушены связки, я даю рассасывать аскорбинку, такую желтенькую, кисленькую, она увлажняет связки. Рассосал штук пять-десять, и связкам полегчало. Знаю, что звездам в экстренных случаях, когда простуда, а надо выступать, колют витамин С и адреналин прямо в связки. Адреналин я, конечно, не использую, а после  витамина С действительно легче поется. Есть и “антивокальная еда”, то есть та, которая мешает петь: это семечки, орешки, вафли, кофе, для кого-то - кефир. То есть все, от чего горло может зачесаться, потому что что-то попало на связки и прилипло, та же семечка. И нельзя перед выступлением пить газировку и есть виноград. Виноград - из-за танинов, они подсушивают связки, обволакивают их, это плохо. Сюда же относится виноградный сок, вино и шампанское (из-за пузыриков). Вообще алкоголь плохо потреблять перед тем, как петь. Он расслабляет (особенно крепкий алкоголь), и начинающий певец начинает петь громко. Громкость в вокале называется массой голоса, и получается, что человек давит на связки этой массой и может их повредить. Поэтому многие рокеры теряют голос не в старости, а уже после сорока лет. Кстати, от сигарет тоже связки пересыхают, и вокальный голос уходит. КАК ИСПРАВИТЬ СВОЙ ГОЛОС - Можно ли исправить свой голос, если он не нравится? Бывает у людей противный голос такой, его неприятно слушать. - Это называется тембр, и он может меняться. Чаще всего неприятный тембр идет из-за носового призвука. Мы очень хорошо воспринимаем голоса низкие, объемные, человеку с таким голосом мы больше доверяем, мы к нему больше расположены, его хочется слушать. И мы не любим детские, высокие, звонкие голоса - у взрослого. Когда человек говорит головным резонатором - кажется, что с ним что-то не то, сразу чувствуется фальшь. Нам это не нравится даже в разговоре. Ну и когда поют в нос либо пищат на слишком высоких нотах - это тоже неприятно. Эти тембральные особенности исправляются постановкой голоса. Когда начинаешь правильно дышать, тембр естественным образом понижается, становится более приятным. Носовой призвук можно убрать, просто перенаправив звук в другое место лица или тела. Я обычно направляю в диафрагму, и звук становится более благородным. Кстати, у всех вокалистов побочный эффект - понижение разговорного тембра голоса. То есть если научиться правильно петь, то и в обычной жизни голос становится более приятным, красивым. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА - Можете посоветовать простые упражнения для развития голоса? - Например, “воздушный шарик”: вдох через нос, выдох - через рот на звуке “сссс”, так надо весь выдохнуть весь воздух, до конца. После чего можно почувствовать точку, в которой втянулся живот. Это - та самая опора, на которой надо петь и говорить. Дышать “воздушным шариком” хорошо бы каждый день по четыре - восемь циклов, больше не надо. Только смотрите, чтобы голова не закружилась! Кстати, если после смеха пресс устает, значит, смех был на опоре. Если говорить и петь на опоре, то связки не будут уставать. Второе упражнение - гудение. Нужно найти удобную низкую ноту и начать на ней гудеть (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Поначалу будет скорее мычание. Оно должно быть комфортным, горло при этом расслаблено. Если оно напрягается, то это неправильное выполнение упражнения. ПОЛЬЗА И ВРЕД ПЕНИЯ - Есть ли какие-то медицинские противопоказания против занятия вокалом? - Наверное, только высокое давление в момент приступа, потому что пение активизирует организм и повышает давление. Ну и при любых острых состояниях не стоит петь, лучше полежать. А если говорить о хронических болезнях, то от пения, наоборот, сплошные плюсы. Во время вокала человек глубже дышит, кислород доходит до всех органов, и они начинают работать лучше. Был период, когда ко мне на занятия приходили девушки, которые не могли забеременеть или выносить ребенка. Приходили просто петь, а потом раз - и беременность наступает, и рожают нормально. Мы с ними пели прямо до родов. Я просто давала фитбол (мяч для занятий гимнастикой и т.п. - Прим. ред.), ученицы на него садились и пели сидя. И звук классный получался. Единственное противопоказание при беременности - это гипертонус. Вокал лечит и желудочно-кишечный тракт, и особенно - легкие. Мою подругу врач отправил петь, потому что у нее работало только 30% легких. Через три месяца вокала дважды в неделю легкие у нее развернулись. РОССИЙСКАЯ ЭСТРАДА - Как вы оцениваете качество вокала в современной российской эстраде? - Сейчас голоса стали лучше, чем были в советской эстраде. Там были хорошие тексты, хорошая музыка, но с вокалом - не очень. Конечно, были певцы и с хорошими голосами: Анна Герман, Муслим Магомаев, Тамара Гвердцители. Остальные скорее брали харизмой, как Алла Пугачева или Эдита Пьеха. Конечно, у Пугачевой поставленный голос, все она правильно пела, но ничего особенного. Это как Мадонна или Джексон - тоже нет суперголоса, но есть харизма и смысловая нагрузка. Совсем молодых наших певцов я не могу слушать, они тембрально не попадают в ноты. Конечно, на студиях их выравнивают, но я слышу, что они не попадают, потому что неправильно поют. Если посмотреть на тех, кто постарше, то уже лучше. Например, Лобода - хорошая вокалистка, если не думать про смысл текстов песен. Сейчас хорошие вокалисты на шоу “Голос”, но у меня к ним одна очень большая претензия: они все одинаковые. Все заточено под “зарубежный” звук, условно - под Леди Гагу: такой крепкий, эстрадный вокал, мощный голос, высокий в основном, - так сейчас поют все! Молодежь, которая мимо нот поет, хотя бы самобытная. Вот Монеточка, например, - она к тому же и чисто поет, в ноту попадает. - Насколько влияют на качество эстрады такие проекты, как шоу “Голос”, “Евровидение”? - Влияют очень сильно. Особенно “Голос”: все стали петь одинаково, но хотя бы хорошо. “Евровидение” - это, мне кажется, политика чистой воды. Там из плюсов - как раз поощрение быть разным, там можно вокально отличаться от других. В этом году от России на “Евровидение” поедет Манижа, она очень крутая вокалистка, она мне вообще нравится. - Многие не разделяют эту точки зрения и считают ее песню “Русская женщина” ужасной. - Знаю. Но почему?! Потому что она оригинальная, яркая, у нее каждая песня несет смысл, какую-то свою правду? Манижа может нравиться или не нравиться, но у нее есть идея, голос, она отличается от всех. Даже тем, что она не худеет! Сейчас же певицы даже внешне все одинаковые: Гагарина, Пелагея, Лобода… Их раньше было в один ряд не поставить, а сейчас можно спутать. Мне это очень не нравится. А Манижа - вот она, какая есть. Я за ней следила давно, когда она еще была неизвестной. Она как раз проделала большую работу, училась маркетингу, вокалу. Ее звали в разные попсовые проекты, но она хотела свое делать, и за одно это ее надо уважать. ПУТЬ В ВОКАЛ - Расскажите о том, как вы пришли к профессии преподавателя вокала. - У меня папа профессиональный музыкант, мама балерина. Я пела с детства, но профессионально не училась вокалу аж до двадцати пяти лет. Мы пели с папой под гитару. А в шестнадцать лет отец меня сводил к одному певцу. Тот меня прослушал, говорит: у тебя колоратурное сопрано. Колоратурное сопрано - это самый-самый высокий женский голос, он уже писклявый. А я думала поступать в консерваторию, и мне сказали: ой, ну куда ты - с такой внешностью и с таким высоким голосом! Будешь только служанок и Снегурочек петь. В общем, меня отговорили. Про эстраду никто даже не заикался. Папа всегда считал, что эстраде нечего учиться, учиться надо только на оперу, а эстрада - иди и пой. Вот совершено неправильное мнение. И никто не объяснил, что я могу пойти на эстраду, что я могу понизить свой голос, что диапазон можно подвинуть. Потом я переехала в Москву, училась и эстрадному, и академическому вокалу. То есть я две школы реально знаю. Выступала. А потом сама начала учить. Учениками становились сначала друзья, конечно. Я пошла учиться, как преподавать вокал, к хорошей джазовой певице, взяла ее опыт. Сейчас регулярно смотрю все доступные мастер-классы, продолжаю совершенствоваться. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - Насколько эта работа тяжелая? - Говорят, тяжелая. Но я ее люблю, я на ней отдыхаю. Она такая же, как любая преподавательская деятельность. Преподаватели на уроках выкладываются, тратят энергию. Поэтому я, например, больше трех уроков в день не веду, я после третьего урока уже устаю: теряется внимание, концентрация, я воспринимаю уже голос ученика просто как фон, и это плохо, я не даю адекватную обратную связь. Меня периодически зовут работать в музыкальные школы, но я не иду, потому что десять уроков в день - не надо такого! Конечно, это станет тяжелым трудом. - Хватает ли денег, если проводить по три урока в день? - Если на себя работать, то хватает. Стоимость частных уроков вообще очень разная, в среднем от 500 рублей до 3 тысяч за занятие. Может быть и больше, но это уже зависит от “звездности” преподавателя. Я не знаю, сколько берет за урок Кристина Агилера или Сет Риггс (он учил многих западных звезд), думаю, у них свой ценник. Есть много частных школ вокала, там преподаватели получают процент с ученика. В среднем они зарабатывают около 50 тысяч рублей в месяц, и это меньше, чем если давать самому частные уроки. Поэтому хорошие преподаватели в таких школах не задерживаются. Хотя бывают и исключения, есть и хорошие школы. Как понять, что преподаватель в такой школе хороший? Например, если его ученики идут на конкурсы типа “Голоса” или же он сам находится в жюри такого конкурса. Но учиться у него будет недешево. - Много ли вообще учителей вокала? - Все очень меняется. Когда я начинала, это было чуть больше десяти лет назад, конкуренции не было вообще. Но тогда интернет был не так развит, как сейчас. А сейчас такое ощущение, что преподавателей - на каждом углу. То есть, с одной стороны, конкуренция есть, но с другой - у всех настолько разные методики, настолько разные системы, что надо выбирать то, что тебе ближе. Это как с психологами: сейчас их тоже ведь много, но у каждого своя методика. Единой системы нет. Договорились о единой методике лишь по академическому вокалу и более-менее - по джазовому эстрадному. Всё. Вот у меня авторская, самобытная методика, потому что я училась у многих, собирала их опыт, плюс у меня база академического вокала, плюс еще психологическое образование. Мы же тоже работаем с личностью, как психологи.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/vysokaya-nota.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!