СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образовани "Эстрадный вокал" . Объем- 157 часов, Срок реализации -1 год. Возрастная категория - 7-10 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Губкинского





Принята на заседании методического

Совета школы

От « 31 » августа 2022 г

Протокол №__________1___________



Утверждаю

Директор _____________Л.И.Филимонцева

Приказ № 169

«_01_»____09_____________2022г





Программа дополнительного образования

«Эстрадный вокал»


Художественная направленность.



Объем 157 часов

Срок реализации – 1 год

Возрастная категория 7 – 10

Разработчик программы

педагог дополнительного образования

Иванова О.А


Губкинский 2022г


Пояснительная записка


Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.

К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.

На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.

Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:

  • Декларация прав ребенка.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании Российской федерации (с изменениями от 1 сентября 2020г – Федеральный закон от 31 июля 2020г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся);

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение от 31 марта 2022 года N 678-р);

  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018г 3 196 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (ред. От 30.09.2020г № 533);

  • Распоряжение правительства Российской федерации от 29.05.2015г №996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.

  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018г 3 196 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (ред. От 30.09.2020г № 533);

  • Распоряжение правительства Российской федерации от 29.05.2015г №996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»


Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).

Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.

Цель программы – создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.

Задачи программы:

  • развить у учащихся художественный вкус и познавательный интерес к лучшим образцам отечественной и зарубежной джазовой и популярной музыки;

  • помочь учащимся в овладении вокальной техникой, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки;

  • научить учащихся самостоятельно работать над репертуаром.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.

Отличительная особенность

Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.

Адресат программы

Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» реализуется в течение двух лет (18 месяцев).

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности (эстрадного пения). Рекомендованное количество учащихся в группе 12-15 человек. Состав групп учащихся разновозрастной постоянный, разноуровневый (по уровню подготовки и музыкальным способностям).

Программа реализуется в течение 1 года (9 месяцев, 35 недель). По учебному плану на этот период предусмотрено 157 часов занятий на один год обучения.

Режим занятий. Общее количество часов в год для группы – 157 ч; количество часов в неделю4.5 часа (по 2,25 ч. для каждой подгруппы), количество занятий в неделютри. Продолжительность занятия первой подгруппы – 30 мин, перерыв 10 мин, продолжительность занятия второй подгруппы – 30 мин. Запланированы также индивидуальные занятия.

Предметные результаты:

  • осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

  • различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;

  • ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

  • исполнять и создавать различные ритмические рисунки;

  • исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Личностные результаты:

  • восприимчивость к различным видам искусства;

  • умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;

  • стремление к самовыражению в песне.

Метапредметные результаты:

  • стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;

  • выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);

  • передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

  • формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;

  • сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий.

Планируемые результаты:

  • информированность учащихся в области отечественной и зарубежной джазовой и популярной музыки;

  • развитый навык сольного и ансамблевого пения;

  • развитый навык самостоятельной работы над репертуаром

Основные принципы обучения:

-доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения;

-последовательности и систематичности изложения;

-принцип единства художественного и технического развития учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса обучающихся к урокам по постановке голоса.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

  1. Входной контроль (в начале освоения программы);

  2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).

  3. Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).

  4. Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 1-ого года обучения).

Входной контроль  проводится с целью выявления музыкальных способностей учащихся.

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала и овладением учащимися вокальными навыками. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

При итоговом контроле учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

  1. Наблюдение.

  2. Прослушивание.

  3. Открытое занятие.

  4. Творческий отчет.

  5. Выступления.

  6. Конкурс.

Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.

В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали.

Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.

Материально-техническое:

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

Информационное:

  • музыкальный центр;

  • пианино;

  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны;

  • стойки для микрофонов;

  • микшерский пульт;

  • экран;

  • СD - диски;

  • компьютер.

Методическое обеспечение программы:

  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

  • развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения;

  • видео материалы.

  • методическая литература.

Методическое обеспечение


Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

 Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями учащихся.

Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание учебного плана.

На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений современной детской музыки, опыт хорового и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащиеся получают знания музыкальной грамоты.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций: эстетической, возрастной, охраны здоровья растущего организма, целесообразности для эффективного развития певческих навыков. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-Словесный (объяснение, беседа, рассказ).

-Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы). Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала, иллюстраций.

-Практический (освоение приемов хорового пения, разучивание, работа с упражнениями, тренинги;).

-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Метод повторения.

Репродуктивный метод.

Интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и закреплению вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);

Метод сравнительного анализа - обучающиеся учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля.

Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены на формирование слуховых восприятий и вокально-слуховых представлений; основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию. Все эти методы способствуют реализации задач, которые осуществляются в различных видах вокальной деятельности, главными из которых является хоровое пение, а также слушание различных интерпретаций исполнения.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы.

Одним из основных принципов педагогического процесса является принцип индивидуального подхода к обучению.

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.

Ещё одним важным принципом в вокальной работе является принцип постепенности и последовательности.

Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.

Поэтому следующим важным принципом является принцип единства технического и художественного развития вокального пения.

Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения. Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.

Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является принцип «пойте, как говорите». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком). Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

Применяемые технологии:

 технология личностно-ориентированного обучения;

 игровые технологии;

 информационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

• вокально-хоровая работа;

• восприятие (слушание) музыки;

• дыхательная гимнастика;

• артикуляционные упражнения;

ритмические упражнения;

• пластическое интонирование;

• репетиции на сцене.

Форму занятий можно определить как творческую коллективную деятельность детей. Занятия проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для выполнения индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы.

Особая роль принадлежит вокально-хоровым упражнениям (распеваниям), с которых необходимо начинать каждое занятие. Педагогу необходимо тщательно продумывать построение и содержание каждого распевания на каждом уроке, продвигаясь от простого сложному - начиная с пения унисона вокализации отдельных гласных, их сочетаний и продвигаясь к пению интервалов, аккордов, простейших гармонических последовательностей с кропотливой работой над интонацией и всеми вокально-хоровыми навыками. Очень важно, чтобы пение распеваний было осознанным, не высоком художественно-исполнительском уровне, только тогда они принесут намеченный результат. Учитывая, что в хоровой коллектив приходят дети, как правило, со средними музыкальными данными и главной целью не является профессиональное воспитание, необходимо использовать формы работы для повышения заинтересованности детей в занятиях хора, их активного участия в учебном процессе.

Алгоритм учебного занятия:

1. Работа с учебно-тренировочным материалом:

 дыхательная и артикуляционная гимнастика;

 вокально-хоровые упражнения;

 скороговорки.

2. Работа над музыкальными произведениями:

 произведения современных композиторов;

 русская классика;

 зарубежная классика;

 обработки народных песен.

3. Исполнительский анализ.

Теоретический блок

1. Введение.

- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

2. Фонограмма, её особенности и возможности:

- раскрытие значения слова «фонограмма»,

- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

3. Приёмы работы с микрофоном:

- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

- передвижение с микрофоном по сцене.

4. Пластическое интонирование:

- понятие «пластическое интонирование»;

- сценическое движение и его роль.

5. Сценический имидж:

- понятие «имидж»;

- виды сценического имиджа;

- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

6. Вокальный ансамбль:

- виды ансамблей вокальных и инструментальных,

- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

7. Приёмы ансамблевого исполнения:

- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

- понятие «многоголосие».

8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

- понятие «бек-вокал» и его задачи,

- роль «бек-вокалистов» и их состав,

- приёмы исполнения «бек-вокалистов».

9. Пение произведений:

- беседы о разучиваемых произведениях,

- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

Практический блок

- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

- обучение осмысленному и выразительному пению.




Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводные занятия.

Теория. Организационное занятие. Знакомство с содержанием курса обучения. Уточнение расписания занятий. Инструктаж по ТБ.

Практика. Прослушивание.

2. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.

Теория. Беседа о звуковысотности, чувстве лада, чувстве ритма, метра и соотношении долей во фразе, внутреннем слухе. Охрана голоса.

Практика. Развитие голосовых данных, чувства ритма, чувства лада. Работа над чистотой интонирования и артикуляцией.

3. Ансамблевое пение.

Теория. Знакомство с лучшими образцами детской эстрадной песни. Выбор репертуара.

Практика. Работа над ансамблем, пением в унисон с поддержкой инструмента. Разучивание концертного репертуара. Работа с микрофоном, фонограммой.

4. Сценическое движение (ритмика).

Теория. Движение на сцене.

Практика. Овладение приемами ритмики, правильной постановкой корпуса, сценической походкой.

5. Сольфеджио.

Теория. Знакомство с основами музыкальной грамоты (звукоряд, скрипичный ключа, ритм, длительности нот, динамические оттенки, лад (мажор, минор)).

Практика. Пение по нотной записи.




Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Наименование раздела

Общее количество учебных часов

В том числе

Теорети-

ческих

Практических

1.

Вводные занятия: организационное, инструктаж, прослушивание.

2

1

1

2.

Индивидуальная работа по постановке голоса. Работа с солистами.

35

1

34

3.

Ансамблевое пение.

70

1

69

4.

Сценическое движение (ритмика).

32,5

1,5

31

5.

Сольфеджио.

17,5

2,5

15

Итого:

157

4

149









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!