Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Губкинского
Принята на заседании методического Совета школы От « 31 » августа 2022 г Протокол №__________1___________ | Утверждаю Директор _____________Л.И.Филимонцева Приказ № 169 «_01_»____09_____________2022г |
Программа дополнительного образования
«Эстрадный вокал»
Художественная направленность.
Объем 157 часов
Срок реализации – 1 год
Возрастная категория 7 – 10
Разработчик программы
педагог дополнительного образования
Иванова О.А
Губкинский 2022г
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг.
К общей проблеме совершенствования методов воспитания школьников относится и проблема поиска новых путей эстетического развития детей. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому учащемуся проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
Вокальное воспитание детей осуществляется главным образом через хоровое пение на уроках музыки. Из-за ограниченности учебных часов данного предмета в образовательной школе реализация задач, связанных развитием детского голоса, возможна при введении дополнительного курса.
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» разработана в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, с основными нормативными документами:
-
Декларация прав ребенка.
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Конституция Российской Федерации.
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29декабря 2012 года № 273-ФЗ) (ГЛАВА 2. Статья 12. Часть 2, 4,5. Статья 13. ГЛАВА 10. Статья 75.)
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании Российской федерации (с изменениями от 1 сентября 2020г – Федеральный закон от 31 июля 2020г № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся);
-
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение от 31 марта 2022 года N 678-р);
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018г 3 196 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (ред. От 30.09.2020г № 533);
-
Распоряжение правительства Российской федерации от 29.05.2015г №996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
-
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.
-
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
-
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
-
Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
-
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018г 3 196 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (ред. От 30.09.2020г № 533);
-
Распоряжение правительства Российской федерации от 29.05.2015г №996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года»
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью: занимаясь в вокальной (хоровой) группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, районный конкурсы, фестивали).
Актуально на сегодняшний день и то, что содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие его творческих способностей, мотивации к познанию и творчеству; социального, культурного и профессионального самоопределения; творческой самореализации; интеграции учащихся в системе мировой и отечественной культур; укрепление их психического и физического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным.
Цель программы – создание условий для проявления индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.
Задачи программы:
-
развить у учащихся художественный вкус и познавательный интерес к лучшим образцам отечественной и зарубежной джазовой и популярной музыки;
-
помочь учащимся в овладении вокальной техникой, специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки;
-
научить учащихся самостоятельно работать над репертуаром.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие – приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.
Отличительная особенность
Особенность данной программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих детей.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся начальных классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.
Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» реализуется в течение двух лет (18 месяцев).
Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности (эстрадного пения). Рекомендованное количество учащихся в группе 12-15 человек. Состав групп учащихся разновозрастной постоянный, разноуровневый (по уровню подготовки и музыкальным способностям).
Программа реализуется в течение 1 года (9 месяцев, 35 недель). По учебному плану на этот период предусмотрено 157 часов занятий на один год обучения.
Режим занятий. Общее количество часов в год для группы – 157 ч; количество часов в неделю – 4.5 часа (по 2,25 ч. для каждой подгруппы), количество занятий в неделю – три. Продолжительность занятия первой подгруппы – 30 мин, перерыв 10 мин, продолжительность занятия второй подгруппы – 30 мин. Запланированы также индивидуальные занятия.
Предметные результаты:
-
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
-
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
-
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
-
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
-
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Личностные результаты:
-
восприимчивость к различным видам искусства;
-
умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
-
стремление к самовыражению в песне.
Метапредметные результаты:
-
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
-
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
-
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-
формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
-
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий.
Планируемые результаты:
-
информированность учащихся в области отечественной и зарубежной джазовой и популярной музыки;
-
развитый навык сольного и ансамблевого пения;
-
развитый навык самостоятельной работы над репертуаром
Основные принципы обучения:
-доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения;
-последовательности и систематичности изложения;
-принцип единства художественного и технического развития учащихся, создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса обучающихся к урокам по постановке голоса.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:
-
Входной контроль (в начале освоения программы);
-
Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).
-
Промежуточный контроль (в конце 1 года обучения).
-
Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 1-ого года обучения).
Входной контроль проводится с целью выявления музыкальных способностей учащихся.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала и овладением учащимися вокальными навыками. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.
Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
При итоговом контроле учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:
-
Наблюдение.
-
Прослушивание.
-
Открытое занятие.
-
Творческий отчет.
-
Выступления.
-
Конкурс.
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали.
Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.
Материально-техническое:
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
Информационное:
Методическое обеспечение программы:
-
методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
-
развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения;
-
видео материалы.
-
методическая литература.
Методическое обеспечение
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.
Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями учащихся.
Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание учебного плана.
На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений современной детской музыки, опыт хорового и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащиеся получают знания музыкальной грамоты.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций: эстетической, возрастной, охраны здоровья растущего организма, целесообразности для эффективного развития певческих навыков. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-Словесный (объяснение, беседа, рассказ).
-Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы). Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала, иллюстраций.
-Практический (освоение приемов хорового пения, разучивание, работа с упражнениями, тренинги;).
-Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Метод повторения.
Репродуктивный метод.
Интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и закреплению вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);
Метод сравнительного анализа - обучающиеся учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля.
Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены на формирование слуховых восприятий и вокально-слуховых представлений; основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию. Все эти методы способствуют реализации задач, которые осуществляются в различных видах вокальной деятельности, главными из которых является хоровое пение, а также слушание различных интерпретаций исполнения.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы.
Одним из основных принципов педагогического процесса является принцип индивидуального подхода к обучению.
Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.
Ещё одним важным принципом в вокальной работе является принцип постепенности и последовательности.
Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.
Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.
Поэтому следующим важным принципом является принцип единства технического и художественного развития вокального пения.
Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения. Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.
Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является принцип «пойте, как говорите». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком). Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.
Применяемые технологии:
технология личностно-ориентированного обучения;
игровые технологии;
информационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
• вокально-хоровая работа;
• восприятие (слушание) музыки;
• дыхательная гимнастика;
• артикуляционные упражнения;
ритмические упражнения;
• пластическое интонирование;
• репетиции на сцене.
Форму занятий можно определить как творческую коллективную деятельность детей. Занятия проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для выполнения индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы.
Особая роль принадлежит вокально-хоровым упражнениям (распеваниям), с которых необходимо начинать каждое занятие. Педагогу необходимо тщательно продумывать построение и содержание каждого распевания на каждом уроке, продвигаясь от простого сложному - начиная с пения унисона вокализации отдельных гласных, их сочетаний и продвигаясь к пению интервалов, аккордов, простейших гармонических последовательностей с кропотливой работой над интонацией и всеми вокально-хоровыми навыками. Очень важно, чтобы пение распеваний было осознанным, не высоком художественно-исполнительском уровне, только тогда они принесут намеченный результат. Учитывая, что в хоровой коллектив приходят дети, как правило, со средними музыкальными данными и главной целью не является профессиональное воспитание, необходимо использовать формы работы для повышения заинтересованности детей в занятиях хора, их активного участия в учебном процессе.
Алгоритм учебного занятия:
1. Работа с учебно-тренировочным материалом:
дыхательная и артикуляционная гимнастика;
вокально-хоровые упражнения;
скороговорки.
2. Работа над музыкальными произведениями:
произведения современных композиторов;
русская классика;
зарубежная классика;
обработки народных песен.
3. Исполнительский анализ.
Теоретический блок
1. Введение.
- Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).
- История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).
- Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).
2. Фонограмма, её особенности и возможности:
- раскрытие значения слова «фонограмма»,
- возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;
- понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.
3. Приёмы работы с микрофоном:
- виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);
- приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
4. Пластическое интонирование:
- понятие «пластическое интонирование»;
- сценическое движение и его роль.
5. Сценический имидж:
- понятие «имидж»;
- виды сценического имиджа;
- связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.
6. Вокальный ансамбль:
- виды ансамблей вокальных и инструментальных,
- состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…
7. Приёмы ансамблевого исполнения:
- понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,
- понятие «многоголосие».
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:
- понятие «бек-вокал» и его задачи,
- роль «бек-вокалистов» и их состав,
- приёмы исполнения «бек-вокалистов».
9. Пение произведений:
- беседы о разучиваемых произведениях,
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практический блок
- обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;
- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;
- обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;
- развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;
- формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.
Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:
- обучение осмысленному и выразительному пению.
Содержание программы 1 года обучения
-
Вводные занятия.
Теория. Организационное занятие. Знакомство с содержанием курса обучения. Уточнение расписания занятий. Инструктаж по ТБ.
Практика. Прослушивание.
2. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.
Теория. Беседа о звуковысотности, чувстве лада, чувстве ритма, метра и соотношении долей во фразе, внутреннем слухе. Охрана голоса.
Практика. Развитие голосовых данных, чувства ритма, чувства лада. Работа над чистотой интонирования и артикуляцией.
3. Ансамблевое пение.
Теория. Знакомство с лучшими образцами детской эстрадной песни. Выбор репертуара.
Практика. Работа над ансамблем, пением в унисон с поддержкой инструмента. Разучивание концертного репертуара. Работа с микрофоном, фонограммой.
4. Сценическое движение (ритмика).
Теория. Движение на сцене.
Практика. Овладение приемами ритмики, правильной постановкой корпуса, сценической походкой.
5. Сольфеджио.
Теория. Знакомство с основами музыкальной грамоты (звукоряд, скрипичный ключа, ритм, длительности нот, динамические оттенки, лад (мажор, минор)).
Практика. Пение по нотной записи.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество учебных часов | В том числе |
Теорети- ческих | Практических |
1. | Вводные занятия: организационное, инструктаж, прослушивание. | 2 | 1 | 1 |
2. | Индивидуальная работа по постановке голоса. Работа с солистами. | 35 | 1 | 34 |
3. | Ансамблевое пение. | 70 | 1 | 69 |
4. | Сценическое движение (ритмика). | 32,5 | 1,5 | 31 |
5. | Сольфеджио. | 17,5 | 2,5 | 15 |
Итого: | 157 | 4 | 149 |