ЭТАПЫ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ
Итоговая контрольная работа по дисциплине
«Развитие конкурентоспособной личности»
Выполнил:
Лазарев Арсений Иннокентьевич,
студент академической группы 15-ПП-301
направления подготовки 44.03.02
«Психолого-педагогическое образование»
Преподаватель:
Фабрика Ирина Геннадьевна,
кандидат педагогических наук,
специалист по учебно-методической работе
Челябинск
2017
Основные определения
- Карьера (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus – телега, повозка) – продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.
- Карьерное развитие – это широкий диапазон факторов, влияющих на выбор карьеры, направления ее развития и конечный успех, и удовлетворение на протяжении всей трудовой жизни.
- Этапы карьерного развития – это отрезки трудовой жизни работника в какой-либо сфере деятельности по пути достижения своих целей.
Различия понятий
«карьерное развитие»
и «карьерный рост»
- Карьерное развитие и карьерный рост – это сопредельные и взаимозависимые процессы, не исключающие друг друга.
- Карьерное развитие обусловлено повышением уровня квалификации, погружением в саму профессию.
- Оно осуществляется в горизонтальной плоскости.
Различия понятий «карьерное развитие»
и «карьерный рост» (продолжение)
- Развитие профессиональных навыков может осуществляться в двух направлениях: узконаправленной сфере и расширенной профессиональной компетентности.
- Первое – освоение профессии «вглубь» позволяет стать единственным в своем роде специалистом в данном направлении.
- Второе – освоение профессией в полном объеме, во всем разнообразии ее тонкостей и нюансов. Такие знания позволяют делать качественный анализ процессов и решать наисложнейшие задачи.
- Развитие карьерного роста происходит совсем иначе. Это уже движение вверх, по вертикали. В связи с этим у сотрудника расширяется сфера полномочий и повышается уровень ответственности. Здесь тоже имеет место быть развитие профессионализма.
- Продвижение по карьерной лестнице – процесс более очевидный для окружающих, чем карьерное развитие.
- Он считается более престижным.
- Однако же прекращение карьерного роста это не есть остановка в развитии профессионализма.
Этапы карьерного развития (1-2)
- Первый – подготовительный (18-22 года) – связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации.
- Второй – адаптационный этап (23-30 лет) – приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все необходимые предпосылки.
Этапы карьерного развития (3-4)
- Третий – стабилизационный этап (30-40 лет) – означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся профессионалами.
- Четвертый – этап консолидации (40-50 лет). Лица, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет продвигаются по служебной лестнице.
Этапы карьерного развития (5-6)
- Пятый – этап зрелости (50-60 лет) – предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи.
- Шестой – завершающий этап (после 60 лет) – означает подготовку к уходу на пенсию.
Методика Э. Шейна «Якоря карьеры»
Карьерный якорь – движущий мотив, побуждающий людей предпринимать усилия по развитию карьеры; ценность, от которой индивид ни за что не откажется при выборе пути реализации карьеры.
Об авторе методики
Эдгар Шейн (р. 1928) — американский психолог, теоретик и практик менеджмента, основатель научного направления «Организационная психология», автор работ по организационной культуре.
С 1956 г. является профессором Массачусетского технологического института.
Ведет научную работу по четырём основным направлениям: организационная культура, организационные обучения и изменения, динамика карьерного роста и процесс консультаций.
Основные карьерные «якоря» (1-4)
1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).
2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы.
3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.
4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.
Основные карьерные «якоря» (5-8)
5 . Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д.
6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.
7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни.
8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску.
Этапы развития карьеры
в высшем учебном заведении
Ректор
Проректор
Декан факультета
Заместитель декана
Заведующий кафедрой
Доцент кафедры
Старший преподаватель
Преподаватель
Лаборант кафедры
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Дайте определения понятиям «карьера» и «карьерное развитие».
- В чем заключается различие понятий «карьерное развитие» и «карьерный рост»?
- Перечислите этапы карьерного развития.
- Назовите имя автора методики «Якоря карьеры».
- Приведите пример вертикального развития карьеры в образовательной организации.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!