ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ВОСПИТАТЕЛЕМ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МКДОУ Д/С№ 5 Г. ПЛАСТ Себелевой Мариной Михайловной
“ Этикет в
Формировании успешной личности ребенка”
Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Цель : воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия .
Задачи : учить детей устанавливать доброжелательные отношения с людьми – сверстниками и взрослыми, с незнакомыми и знакомыми людьми, проявлять любовь и уважение к близким людям и друзьям. Дать понятие этикета, научить правилам: речевого этикета, этикета телефонного разговора, поведения в общественных местах, подарочного этикета, столового этикета, семейного этикета, этикета межличностных отношений.
Методика знакомства детей с правилами этикета.
1.На первом году жизни для ребенка очень важно соблюдение ритуалов. Перед каждым приемом пищи мойте ребенку руки. К году он должен знать, что за стол нужно садиться с чистыми руками.
2. К 3 годам ребенок должен самостоятельно себя обслуживать и знать элементарные правила поведения.
3. К 5 годам ребенок должен знать основные группы правил.
4. К 7 годам ребенок должен усвоить правило межличностного отношения
5. К 12 годам ребенок должен знать все правила этикета, включая элементы делового этикета.
Художественное слово
- воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека .
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно,
И веди себя достойно.
Не дерись и не ругайся,
Грубо ты не выражайся.
На тарелку ты не плюй,
А, как следует, прожуй.
Не толкай свою подружку
Если держит в ручке кружку.
Помоги тем, кто слабее,
Будь умнее и добрее.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Лезь туда, где это можно,
Только очень осторожно.
Виды этикета
- Умение всегда быть аккуратным, уважать других людей нужно начинать воспитывать как можно раньше. Иначе у ребенка могут закрепиться плохие привычки. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.
Таким образом, наша задача не только выполнять правила поведения, но и прививать в них нравственное воспитание
С 5-6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам столового этикете. Этому уделяется большое внимание в детском саду. Начинать желательно с красивой и правильной сервировки стола. От этого улучшается и аппетит, и настроение, всем хочется красиво себя вести за столом и общаться друг с другом.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Воспитание, возрождение духовной и нравственной культуры - дело сложное, не однодневное, и, пытаясь хоть что- либо изменить в этой сфере, давайте не будем игнорировать пути более простого и короткого - почаще вспоминайте о культуре внешней, то есть об элементарных правилах поведения.
ЛИТЕРАТУРА:
- И.М.Лом «Правила хорошего тона»
- В.Е.Гольдин «Речь и этикет»
- Г.А.Ковалева « Воспитываем маленького гражданина»
- В.Г.Алямовская «Беседы о поведении ребенка за столом»
- Е.Ф.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей»
- С.И.Семенова «Уроки добра»
- С.В.Крюкова «Здравствуй, я сам!»
- Л.П.Стрелкова «Уроки сказки»
- Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки»
- Н.Е.Богуславская «Веселый этикет»
- О.Ю.Безгина «Речевой этикет старших дошкольников»
Н.В.Пикулева «Слово на ладошке»
Спасибо за внимание!