Задание:
Продемонстрируйте работу по этимологическому анализу словарного слова.
Выполнение:
Этимологический анализ слова "трактор"
1. Восстановить начальную форму слова; установить лексическое значение слова:
- Начальная форма слова "трактор" — латинское "tractorem", что является формой от глагола "tractare", означающего "тянуть", "вести", "обрабатывать". Лексическое значение слова "трактор" — это машина, предназначенная для буксировки, перемещения и обработки сельскохозяйственных и строительных материалов.
2. Показать современное членение слова:
- Современное членение слова "трактор" можно представить как:
- корень: "тракт-"
- суффикс: "-ор"
3. - Историческое членение слова "трактор" может быть представлено следующим образом:
- латинский корень: "tract-" (от "tractare") — тянуть, вести
- суффикс: "-or" (обозначающий "действующее лицо")
4. Путем сопоставления современного и исторического морфемного членения слова установить тип исторических изменений морфемного состава (опрощение, усложнение, переразложение, замещение):
- Современное членение: "тракт-" + "-ор"
- Историческое членение: "tract-" + "-or"
- В данном случае можно говорить о замещении: латинский корень "tract-" был адаптирован в русский язык как "тракт-", но сохранил свое значение.
5. Определить причины исторических изменений (фонетические, семантические, действие аналогий и т.д.):
- Основные причины исторических изменений:
- Фонетические изменения: адаптация латинского слова к фонетическим нормам русского языка, что привело к изменению звучания.
- Семантические изменения: слово "трактор" приобрело более узкое значение в русском языке, связанное с конкретным типом машины, тогда как в латинском языке оно имело более общее значение, связанное с действием.
Этимологический анализ слова "трактор" показывает его латинские корни, изменения в морфемном составе и причины этих изменений.
Задание:
Составьте 2-3 задания, направленные на формирование у учащихся умения анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Можете воспользоваться любым учебником по русскому языку для начальной школы.
Выполнение:
Выписать из текста все родственные слова, выделить корень. Например, по данному тексту: «На лугу росли красивые цветы. Пчёлы собирали нектар, чтобы сделать мед. Лето было жарким, и все животные радовались теплу.»;
В словах каждой строчки найти лишнее слово, вычеркнуть его, у всех родственных слов выделить корень. говор, разговор, воришка, говорит;
Выписать в один столбик родственные слова, а в другой — формы одного и того же слова. Выделить основы и окончания. Например, по данному тексту: соль, за солью, солёный, рассольник, в соли, солить, перед солью, с солью;
Поиск слов с заданными суффиксами. Прочитайте следующий текст: «В лесу гуляли дети. Они собирали шишки и искали грибы. Каждый гриб был уникальным и интересным.» Найдите и выпишите все слова, которые заканчиваются на суффикс "-ик" и "-ка".Примеры ответов: шишка, гриб, детка)