СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимология исконно русских слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Этимология исконно русских слов»

Тема «Этимология исконно русских слов»

Тип урока - открытие нового знания.

Технологии: коллективной деятельности.

Деятельностная цель - формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий)

Содержательная цель – закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.

Форма проведения- творческая мастерская.

Цель работы мастерской: составлять тексты устной и письменной речи с использованием исконно русских слов.


Задачи урока:

Предметные

  • Повторить и закрепить понятие этимологии

  • Научиться выделять главную информацию

Рефлексивные

  • Научиться приемам самостоятельной работы

  • Активизировать мыслительную деятельность

Коммуникативная

  • Развивать письменную и устную речь

Воспитательные

  • Формировать культуру речи

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку


Ход урока

  1. Организационный (мотивационный) этап.

- Ребята, какое у вас настроение? Я вижу искренние улыбки на ваших лицах!

- Давайте вспомним: «Какой раздел языка изучает словарное богатство, состав языка ?» (Лексикология)

- Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».

- О каком языке идет речь ( о русском языке)

- Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка? С чем это связано? ( ответы детей)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое и доказать, что вы не так уж и мало знаете об истории нашего языка.


Приложение 1 (файлы 1 -7 презентации)

- Какие слова называются исконно русскими?

-Назовем примеры исконно русских слов?

- Что такое этимология

- Интересно ли узнать нам этимологию слова искренность?


2. Целеполагание.

- Ребята, что мы узнаем сегодня на уроке? Чему сможем научиться? (Закрепим понятие этимологии, познакомимся с исконно русскими словами, научимся использовать их в устной и письменной речи).

3. Актуализация знаний.

- Беседа.

- Ребята, с явлением полногласие и неполногласие вы знакомы по школьным урокам, и, вероятно, помните, что в течение многих веков русские люди в быту общались на одном славянском языке- русском, а в церкви слышали родственный язык, близкий болгарскому, -церковнославянский.Там, где в русских словах произносится – оро-, –Оло-, -ере- (это называется полногласие), в церковнославянских звучали –ра, -ла, -ле, -ре.

- Приведите примеры: страж- сторож, брег-берег, злато-золото.

- Позже церковнославянские слова вошли в русский как явление стилистически высокое, поэтические пары своих нейтральных слов.

4. Мотивация учебной деятельности.

- Зад. Богдановой на стр. 29 (выразительное чтение написанного на доске из стихотвор. С.Есенина)

- Работа со словами зорька, красная, полоса, золото.

- Выпишите имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательного и существительного.

(см.образец файл 9)

- Что вы знаете о прилагательном? Почему оно так называется? К чему «прилагается»?

- Какие признаки существительного использует прилагательное?

(ответы детей)


5. Физминутка.

6. Работа над темой урока.

Прилагательные характеризуют предметы, помогая нам узнать эти предметы лучше.

- Отгадайте загадки. (стр. 62 Челышева)

Практическая работа:

Подберите прилагательные к существительным.

Человек (какой?) - добрый,,,,,,,, ,,,,,,

Солнце (какое?) – яркое, ,,,,

Зелень (какая?) – изумрудная, ,,,,

Лето (какое?) – теплое,,,,,

- О чем нам помогли узнать прилагательные? ( качества и свойства предметов)

7. Творческая работа.

Используя существительные с прилагательными, составьте небольшой текст. ( человек, солнце, зелень, лето). Перескажите его.

8. Рефлексия. Вспомните начало урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

9. Домашнее задание. Подготовить сообщение об исконно русских именах.