Тема «Этимология исконно русских слов»
Тип урока - открытие нового знания.
Технологии: коллективной деятельности.
Деятельностная цель - формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий)
Содержательная цель – закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов.
Форма проведения- творческая мастерская.
Цель работы мастерской: составлять тексты устной и письменной речи с использованием исконно русских слов.
Задачи урока:
Предметные
Повторить и закрепить понятие этимологии
Научиться выделять главную информацию
Рефлексивные
Научиться приемам самостоятельной работы
Активизировать мыслительную деятельность
Коммуникативная
Воспитательные
Формировать культуру речи
Воспитывать бережное отношение к русскому языку
Ход урока
Организационный (мотивационный) этап.
- Ребята, какое у вас настроение? Я вижу искренние улыбки на ваших лицах!
- Давайте вспомним: «Какой раздел языка изучает словарное богатство, состав языка ?» (Лексикология)
- Паустовский писал: «Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ».
- О каком языке идет речь ( о русском языке)
- Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка? С чем это связано? ( ответы детей)
- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое и доказать, что вы не так уж и мало знаете об истории нашего языка.
Приложение 1 (файлы 1 -7 презентации)
- Какие слова называются исконно русскими?
-Назовем примеры исконно русских слов?
- Что такое этимология
- Интересно ли узнать нам этимологию слова искренность?
2. Целеполагание.
- Ребята, что мы узнаем сегодня на уроке? Чему сможем научиться? (Закрепим понятие этимологии, познакомимся с исконно русскими словами, научимся использовать их в устной и письменной речи).
3. Актуализация знаний.
- Беседа.
- Ребята, с явлением полногласие и неполногласие вы знакомы по школьным урокам, и, вероятно, помните, что в течение многих веков русские люди в быту общались на одном славянском языке- русском, а в церкви слышали родственный язык, близкий болгарскому, -церковнославянский.Там, где в русских словах произносится – оро-, –Оло-, -ере- (это называется полногласие), в церковнославянских звучали –ра, -ла, -ле, -ре.
- Приведите примеры: страж- сторож, брег-берег, злато-золото.
- Позже церковнославянские слова вошли в русский как явление стилистически высокое, поэтические пары своих нейтральных слов.
4. Мотивация учебной деятельности.
- Зад. Богдановой на стр. 29 (выразительное чтение написанного на доске из стихотвор. С.Есенина)
- Работа со словами зорька, красная, полоса, золото.
- Выпишите имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Графически обозначьте окончания прилагательных. Укажите падеж прилагательного и существительного.
(см.образец файл 9)
- Что вы знаете о прилагательном? Почему оно так называется? К чему «прилагается»?
- Какие признаки существительного использует прилагательное?
(ответы детей)
5. Физминутка.
6. Работа над темой урока.
Прилагательные характеризуют предметы, помогая нам узнать эти предметы лучше.
- Отгадайте загадки. (стр. 62 Челышева)
Практическая работа:
Подберите прилагательные к существительным.
Человек (какой?) - добрый,,,,,,,, ,,,,,,
Солнце (какое?) – яркое, ,,,,
Зелень (какая?) – изумрудная, ,,,,
Лето (какое?) – теплое,,,,,
- О чем нам помогли узнать прилагательные? ( качества и свойства предметов)
7. Творческая работа.
Используя существительные с прилагательными, составьте небольшой текст. ( человек, солнце, зелень, лето). Перескажите его.
8. Рефлексия. Вспомните начало урока. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
9. Домашнее задание. Подготовить сообщение об исконно русских именах.