СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурное воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнокультурное воспитание - это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие  и социализацию личности ребёнка, как субъекта этноса и как  многонационального Российского государства.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурное воспитание дошкольников»

Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.

Мой родной край — это песни, игры, праздники, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная селемджинская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивая тайга. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.

Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.

В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине, формирование которой начинается с раннего детства. Воспитание уважения к родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим – народному творчеству, преемственности поколений, религиозным верованиям и убеждениям, традициям, родному языку. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребёнка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

Перед коллективом детского сада «Звёздочка» стоит непростая задача воспитания детей в духе этнической культуры, для того чтобы дети стали её полноценными носителями, с уважением относящиеся как к эвенкийской национальной культуре, так и к культурам других народов.

Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.

В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.

Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.

Эвенкийская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности воспитания эвенков, в которой должны выполняться семейные ценности (одё и иты). Воспитательная роль этих ценностей реализуется путём ознакомления детей с традициями и бытом малочисленного таёжного народа. Приобщая детей к эвенкийской культуре, рассказываем народные сказки и легенды. Предлагаем послушать и посмотреть в аудио и видеозаписи эвенкийские национальные песни и танцы, знакомим детей с предметами декоративно-прикладного искусства. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками, где особенное внимание уделяется теме любви к Родине и защите Отечества. Дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживается чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Национальные обычаи, традиции, праздники дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за свой народ, чувство благодарности к своим родителям. Заботы о них позволяют воспитывать детей добрыми, отзывчивыми. Народная мудрость, пройдя через века, не устарела.

Нам, воспитателям, нужно взять ценное из прошлого народа и использовать его в воспитании чувства патриотизма у детей, удачно связывая прошлое и настоящее.

        Используя новые современные методы, постоянно показывать старинные эвенкийские обряды, напоминать и внедрять в жизнь старинные традиции, возвратить детей к семейным национальным праздникам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и родным языком, необходимо разъяснять народные пословицы, заучивать мудрые изречения.

В этой связи основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонично развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народной педагогики.

Истоки возрождения культуры - в народных традициях. Вспомним, как
 почитались у всех народов отец и мать, и самыми главными достоинствами человека всегда считались честность, уважительность, благородство, патриотизм и доброта. Высоко ценились мастерство н трудолюбие.

    У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша прерогатива брать на вооружение замечательные традиции народа и широко использовать их. В этой связи, представляется возможность, шире использовать народную педагогику.

     Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями эвенков через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора.

Мне, как одному из носителей эвенкийского языка (в селе Ивановское, нас осталось не более 15 человек), очень обидно и горько осознавать, что язык наших предков забывается и уходит. Поэтому, в детском саду, мы также работаем по проекту «Эвэды умук» - «Эвенкийское гнездо», где стараемся обучать детей эвенкийскому родному языку. Для этого, был написан и защищён грант губернатора.











































У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.

Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.

Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.



До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:

  • илин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;

  • орочнун — маньчжуры;

  • хамнеган — монголы;

  • тонгус — татары.

Где живут

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами: