Все говорят Родина. Но что, же мы подразумеваем под этим словом? Место, где ты вырос? Или где ты родился? Нет, родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина — это место, куда человек всегда стремится возвращаться, это место где человек чувствует себя частью этого места. Родина — это частичка мира, которую мы стараемся уберечь, сохранить, защитить. Это место где нас ждут, где нам хорошо и свободно.
Мой родной край — это песни, игры, праздники, книги, язык, культура и история, это первые воспоминания из детства, это живописная селемджинская природа, яркое солнце, бескрайнее синее небо и бесконечно красивая тайга. В мире есть много красивых мест, но самое родное и красивое место для меня — это мой родной край. Каждый человек должен любить и защищать свою родину.
Потребность организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на этнокультурной основе осознавалось отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Этнокультурный исторический опыт должен определять своеобразие воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Этнокультурное воспитание — это такая система, в которой все цели, технологии и содержание направлены на развитие и социализацию личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание подразумевает внедрение в образовательный процесс знаний родной народной культуры, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей, духовно нравственных ценностей, истории народной культуры, социальных норм поведений, ознакомление с культурными достижениями других народов, использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к родной культуре.
В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальных культур.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине, формирование которой начинается с раннего детства. Воспитание уважения к родному краю складывается из положительного отношения ко всем его составляющим – народному творчеству, преемственности поколений, религиозным верованиям и убеждениям, традициям, родному языку. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребёнка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребёнка к своей национальной культуре.
Перед коллективом детского сада «Звёздочка» стоит непростая задача воспитания детей в духе этнической культуры, для того чтобы дети стали её полноценными носителями, с уважением относящиеся как к эвенкийской национальной культуре, так и к культурам других народов.
Этнокультурный компонент пронизан жизнью в детском саду. Сопровождает детей с ясельной группы до подготовительной. В виде сказок, пословиц, небылиц и народных игр. Кругозор детей расширяется в обрядах, праздниках и обычаях.
В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.
Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.
Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.
С помощью этнокультурного воспитания у детей формируется дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания.
Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания направлены на развитие личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Этнокультурное воспитание внедряется путем введения в образовательный процесс знаний духовно — нравственных ценностей, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей и культур, социальных норм поведения, знаний родной народной культуры, знакомством с культурой других народов, развитие интереса у детей к народной культуре.
Эвенкийская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности воспитания эвенков, в которой должны выполняться семейные ценности (одё и иты). Воспитательная роль этих ценностей реализуется путём ознакомления детей с традициями и бытом малочисленного таёжного народа. Приобщая детей к эвенкийской культуре, рассказываем народные сказки и легенды. Предлагаем послушать и посмотреть в аудио и видеозаписи эвенкийские национальные песни и танцы, знакомим детей с предметами декоративно-прикладного искусства. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками, где особенное внимание уделяется теме любви к Родине и защите Отечества. Дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживается чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Национальные обычаи, традиции, праздники дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за свой народ, чувство благодарности к своим родителям. Заботы о них позволяют воспитывать детей добрыми, отзывчивыми. Народная мудрость, пройдя через века, не устарела.
Нам, воспитателям, нужно взять ценное из прошлого народа и использовать его в воспитании чувства патриотизма у детей, удачно связывая прошлое и настоящее.
Используя новые современные методы, постоянно показывать старинные эвенкийские обряды, напоминать и внедрять в жизнь старинные традиции, возвратить детей к семейным национальным праздникам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и родным языком, необходимо разъяснять народные пословицы, заучивать мудрые изречения.
В этой связи основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонично развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народной педагогики.
Истоки возрождения культуры - в народных традициях. Вспомним, как
почитались у всех народов отец и мать, и самыми главными достоинствами человека всегда считались честность, уважительность, благородство, патриотизм и доброта. Высоко ценились мастерство н трудолюбие.
У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша прерогатива брать на вооружение замечательные традиции народа и широко использовать их. В этой связи, представляется возможность, шире использовать народную педагогику.
Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями эвенков через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора.
Мне, как одному из носителей эвенкийского языка (в селе Ивановское, нас осталось не более 15 человек), очень обидно и горько осознавать, что язык наших предков забывается и уходит. Поэтому, в детском саду, мы также работаем по проекту «Эвэды умук» - «Эвенкийское гнездо», где стараемся обучать детей эвенкийскому родному языку. Для этого, был написан и защищён грант губернатора.
У детей посещающих дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом более развито формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это, вследствие того, что дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом уделяется большое внимание эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду, благодаря этнокультурного компонента, благоприятный фон, которое так необходимо для развития личности ребенка, дети знакомятся скульптурно — историческими знаниями, народными промыслами, произведениями искусства, русской природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, ансамбль, чтение художественной литературы.
Довольно высокие показатели по развитию речи и игре у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования. Это обусловлено тем, что речевая активность таких детей выше, из — за того что дети часто участвуют в народных играх и праздниках, в театральных постановках, в работе художественных постановках.
Мы часто не склонны знакомиться с прошлым нашего родного края, его историей, прошлым, культурой, культурой отношений. Как известно ценя и зная прошлое родного края и бережно относясь к настоящему, можно творить будущее.
До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:
илин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;
орочнун — маньчжуры;
хамнеган — монголы;
тонгус — татары.
Где живут
До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».
С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами: