СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок, проводимый с целью изучения строения эукариотической клетки, выявления роли органоидов клетки. Используемые методы: фронтальная работа с классом,  самостоятельная работа, парная работа, беседа, тестирование.

Просмотр содержимого документа
«Эукариотическая клетка. Цитоплазма»

У р о к 30

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

Цель: изучить особенности строения эукариотической клетки, функции органелл клетки.

Задачи:

образовательная: рассмотреть особенности строения эукариотической клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органоидов клетки;

развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа, парная работа.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;

знать: основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;

уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология, анатомия.

Обеспечение: таблица «Строение животной и растительной клеток».

Сценарий урока

I. Фронтальный опрос (с. 132 учебника, вопросы 1–5).

II. Мотивация учебной деятельности.

Далее формулируется тема нового урока;

- ребята, процесс обучения строится от простого к сложному, значит следующая тема для изучения - «Эукариотическая клетка», так как именно клетка эукариот является более сложно устроенной единицей строения живых организмов по сравнению с прокариотической клеткой

Рассмотрите рис. 67 (с. 125 учебника). О чем говорит многообразие форм клеток? (все они выполняют разные функции) Что общего между ними и что различно? (строение, а различаются – размерами, формой) На эти вопросы сегодня мы найдем ответы.

III. Открытие новых знаний.

1. Особенности организации эукариотических клеток.

Рассматривать этот вопрос лучше при помощи сравнения эукариотической и прокариотической клеток. При этом попутно должны демонстрироваться таблицы «Строение прокариотической клетки» и «Строение эукариотической клетки».

– В чем отличие эукариотической клетки?

– Что сходного в строении эукариот и прокариот? О чем это свидетельствует?

- Чем отличается растительная клетка от животной?

Структурная организация клетки.

Эукариотические клетки растений, животных, грибов, отличающиеся сложностью и разнообразием, имеют общие черты строения. Важнейшие части клетки, неразрывно связанные между собой, – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Мембрана образована двумя рядами липидов, в которые с наружной и внутренней стороны погружены молекулы белков, многочисленных и разнообразных

Рассмотрим более подробно строение эукариотической клетки. Учащиеся в это время оформляют в рабочих тетрадях таблицу под названием «Органоиды эукариотичекой клетки», в данную таблицу они записывают название органиоида и их функции, часть таблицы с помощью материала учебника обучающиеся заполняют самостоятельно, затем происходит проверка заполнения таблицы с в группах.

2. Строение и функции органоидов клетки.

Название органоида

Особенности строения, функции

1

2

1. Наружная цитоплазматическая мембрана

Отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды; через поры внутрь клетки с помощью ферментов могут проникать ионы и мелкие молекулы; обеспечивает связь между клетками в тканях; принимает сигналы, имеет рецепторы (пиноцитоз, фагоцитоз).

Растительная клетка, кроме цитоплазматической, имеет толстую (состоящую из целлюлозы, мембраны) клеточную стенку, которой нет у животных клеток

2. Цитоплазматичес-
кий матрикс

Жидкая среда цитоплазмы, в которой взвешены органоиды и включения, состоит из жидкой коллоидной системы, где присутствуют молекулы различных веществ

3. Пластиды (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты)

Характерны только для растительных клеток, двумембранные органоиды. Зеленые пластиды – хлоропласты, содержащие хлорофилл в особых образованиях – тилакоидах (гранах), в которых осуществляется фотосинтез, способны к самовозобновлению (имеют свою ДНК)

4. Эндоплазматическая сеть

Расположена вокруг ядра, образована мембранами, разветвленная сеть полостей и каналов:

гладкая ЭПС участвует в углеродном и жировом обмене; шероховатая обеспечивает синтез белков с помощью рибосом

5. Митохондрии

Двумембранное строение, внутренняя мембрана имеет выросты – кристы, на которых много ферментов, обеспечивающих кислородный этап энергетического обмена (имеют собственную ДНК)

6. Вакуоли

Обязательные органоиды растительной клетки; содержат в растворенном виде многие органические вещества, минеральные соли; имеются в животных клетках

7. Рибосомы

Сферические частицы, состоящие из двух субъединиц, располагаются в цитоплазме свободно или прикреплены к мембранам ЭПС; осуществляют синтез белка

8. Цитоскелет

Система микротрубочек и пучков белковых волокон, тесно связанных с наружной мембраной и ядерной оболочкой

9. Жгутики и реснички

Органоиды движения, имеют общий план строения. Движение жгутиков и ресничек обусловлено скольжением микротрубочек каждой пары друг относительно друга


Физкульт. минутка для глаз

IV. Закрепление изученного материала. Учебный класс делится на две – три группы, каждая из которых получает задание на карточках из контрольных измерительных материалов по биологии за 9 класс (задания из ОГЭ), затем совместно с учителем происходит проверка выполненных заданий (приложение 1).

Ответы на поставленные в начале урока вопросы.

Задания из контрольных измерительных материалов

1.У грибов, как и у бактерий, нет

А). клеточной оболочки

Б). цитоплазмы

В). хромосом

Г). пластид

2.Органоид клетки, содержащий комплекс ферментов, расщепляющих полимеры до мономеров, -

А). лизосома

Б).рибосома

В). хлоропласт

Г). Митохондрия

3. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют:

А).клеточную стенку

Б). оформленное ядро

В). плазматическую мембрану

Г). вакуоли с клеточным соком

Д). рибосомы

Е). митохондрии

4.Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов?

А). цитоплазма

Б).митохондрия

В). хлоропласт

Г). ядро

5. Основная функция митохондрий –

А). пищеварительная

Б). синтез белка

В). синтез АТФ

Г). синтез углеводов

6. Комплекс Гольджи не участвует в

А).образовании лизосом

Б). образовании АТФ

В). накоплении секретов

Г). транспорте веществ

7. Синтез белка происходит в

А). рибосомах

Б). митохондриях

В. пластидах

Г). комплексе Гольджи

8. Синтез молекул ДНК происходит в

А). митохондриях

Б). ядре

В). рибосомах

Г). аппарате Гольджи


9. Органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до простых называется

А). цитоплазма

Б). лизосома

В). рибосома

Г). аппарат Гольджи

10. Митохондрий нет в клетках

А). стафилокока

Б). мха

В). карася

Г). дрозда

11. В ядрышке образуются

А). митохондрии

Б). лизосомы

В). рибосомы

Г). ДНК

12. Энергия жизнедеятельности клетки вырабатывается в

А). митохондриях

Б). лизосомах

В). ядре

Г). комплексе Гольджи

13. Фотосинтез осуществляет

А). клеточный центр

Б). хромосомы

В). хлоропласт

Г). ядрышко

14. одна из функций клеточного центра

А). синтез белка

Б). формирование ядерной оболочки

В). образование веретена деления

Г). перемещение веществ в клетке

15. В каком органоиде накапливаются синтезируемые белки, жиры, углеводы в клетке?

А). лизосома

Б). рибосома

В). аппарат Гольджи

Г). ядро

16. Лизосома представляет собой

А). систему связанных канальцев и полостей

Б). органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной

В). две центриоли, расположенные в цитоплазме

Г). две связанные между собой субъединицы


Ответы- 1-г, 2-а, 3-а, в, г, 4- г, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б, 9-б, 10-а,11-в,12- а, 13-в, 14-в, 15-в, 16-б


Обобщение знаний - самостоятельная работа. Одной группе учащихся предлагается сравнить строение прокариотической и эукариотической клетки, сделать самостоятельно записи в рабочей тетради, определить перечень органоидов, свойственных как прокариотической клетке, так и эукариотической, а также перечислить органоиды, которыми не обладают прокариоты. Второй группе найти различие в строении животной и растительной клетки, сделать самостоятельно записи в рабочей тетради Далее следует совместная проверка выполненных заданий.


Вывод: у прокариот есть из органоидов только рибосомы; растительная клетка отличается от животной наличием целлюлозной клеточной стенки, пластид, крупных вакуолей, автотрофным типом питания, синтез АТФ происходит в хлоропластах и митохондриях, а в животной клетке только в митохондриях.


V. Рефлексия.

Учащиеся оценивают степень реализации поставленных на уроке целей, свои учебные действия и содержательно обосновывают правильность (ошибочность) результата.

Учитель задает вопросы ребятам:

Примерные вопросы:

  1. Что нового Вы узнали на уроке?

Понравился Вам урок или не понравился?

VI. Домашнее задание: § 26, с. 125–132; вопросы 1–5.


Приложение 1

Задания из контрольных измерительных материалов

1.У грибов, как и у бактерий, нет

А). клеточной оболочки

Б). цитоплазмы

В). хромосом

Г). пластид

2.Органоид клетки, содержащий комплекс ферментов, расщепляющих полимеры до мономеров, -

А). лизосома

Б).рибосома

В). хлоропласт

Г). Митохондрия

3. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют:

А).клеточную стенку

Б). оформленное ядро

В). плазматическую мембрану

Г). вакуоли с клеточным соком

Д). рибосомы

Е). митохондрии

4.Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов?

А). цитоплазма

Б).митохондрия

В). хлоропласт

Г). ядро

5. Основная функция митохондрий –

А). пищеварительная

Б). синтез белка

В). синтез АТФ

Г). синтез углеводов

6. Комплекс Гольджи не участвует в

А).образовании лизосом

Б). образовании АТФ

В). накоплении секретов

Г). транспорте веществ

7. Синтез белка происходит в

А). рибосомах

Б). митохондриях

В. пластидах

Г). комплексе Гольджи

8. Синтез молекул ДНК происходит в

А). митохондриях

Б). ядре

В). рибосомах

Г). аппарате Гольджи

9. Органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий ферменты, расщепляющие сложные органические вещества до простых называется

А). цитоплазма

Б). лизосома

В). рибосома

Г). аппарат Гольджи

10. Митохондрий нет в клетках

А). стафилокока

Б). мха

В). карася

Г). дрозда

11. В ядрышке образуются

А). митохондрии

Б). лизосомы

В). рибосомы

Г). ДНК

12. Энергия жизнедеятельности клетки вырабатывается в

А). митохондриях

Б). лизосомах

В). ядре

Г). комплексе Гольджи

13. Фотосинтез осуществляет

А). клеточный центр

Б). хромосомы

В). хлоропласт

Г). ядрышко

14. одна из функций клеточного центра

А). синтез белка

Б). формирование ядерной оболочки

В). образование веретена деления

Г). перемещение веществ в клетке

15. В каком органоиде накапливаются синтезируемые белки, жиры, углеводы в клетке?

А). лизосома

Б). рибосома

В). аппарат Гольджи

Г). ядро

16. Лизосома представляет собой

А). систему связанных канальцев и полостей

Б). органоид, ограниченный от цитоплазмы одной мембраной

В). две центриоли, расположженные в цитоплазме

Г). две связанные между собой субъединицы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!