«Это моё лучшее произведение». А.С.Пушкин
«Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет», -
Домик в Кишинёве, где жил поэт
Здесь на залитых солнцем набережных,
в гуле прибоя,
в театре, в толпе слагались
строки первых онегинских глав.
Памятник Пушкину
в Одессе
В центре внимания – судьба дворянина,
живущего в 20-е годы XIX века.
Первая глава заключает в себе описание
петербургской жизни
молодого человека.
Вопрос воспитания гражданина волновал умы.
Речь шла о человеческом
и гражданском достоинстве будущих граждан России .
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть, -
смеясь и грустя скажет Пушкин
образование
воспитание
Евгения Онегина
Летний сад.
Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил. Ребенок был резов, но мил. Monsieur l'Abbé , француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя , Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
Образование дворянина
Что надо уметь дворянину?
-говорить по-французски
-танцевать мазурку
-кланяться непринуждённо
Какие науки знал дворянин
(в частности, Онегин)?
- латынь , «чтоб эпиграфы разбирать»
- риторику, словесность , чтобы «в разговоре коснуться до всего слегка,
с ученым видом знатока»
- экономику , так как «читал Адама Смита,
и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет..»
- психологию , потому что «в чем он истинный был гений… была наука страсти нежной»
Бывало, он ещё в постеле:
Ему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе…
пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед…
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин
… Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток…
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым…
… Но звон брегета им доносит, что новый начался балет…
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит…
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале…
… Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов…
… Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал…
- … Вошёл. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота…
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснётся за полдень. И снова
До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Каков распорядок обычного дня дворянина в высшем свете?
-одевание, изучение приглашений к визитам (во второй половине дня)
-прогулка по бульвару
-обед (в ресторане)
-театр
-переодевание на вечер
-бал (с опозданием)
-сон(утром)
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
… И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец .
Уже в первой главе мы видим, чем близок он Евгению
и чем отличается от него в восприятии мира.
Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас…
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…
Отношение к театру
Отношение к театру
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина.
Автор ею восхищается.
Онегин на неё не смотрит :
Отношение к театру
автор
Александр Александрович Шаховской
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин , друг свободы,
И переимчивый Княжнин ;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой.
Владислав Александрович Озеров
Павел Александрович Катенин
Денис Иванович Фонвизин
Семёнова Екатерина Семёновна
Шарль Луи Дидло
Яков Борисович Княжнин
онегин
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел
Отношение к театру
Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.
Мои богини!
Что вы? Где вы?
отношение к языку
Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет; А вижу я, винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог Пестреть гораздо б меньше мог Иноплеменными словами…
Для Онегина эти слова привычны и естественны.
Он не чувствует дискомфрта в употреблении их.
Отношение к балам
Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма.
Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден.
Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск , и радость ,
И дам обдуманный наряд …
Отношение к любви
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Давно ль для вас я забывал И жажду славы и похвал, И край отцов, и заточенье?
Опять кипит воображенье, Опять ее прикосновенье Зажгло в увядшем сердце кровь, Опять тоска, опять любовь!..
Причудницы большого света! Всех прежде вас оставил он…
Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся…
Отношение к деревне
Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный…
Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон; Потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же, Хоть нет ни улиц, ни дворцов, Ни карт, ни балов, ни стихов. Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена.
Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой.
Отношение к творчеству
Прошла любовь, явилась муза , И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует ,
Зевая, за перо взялся, Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен ; ничего Не вышло из пера его, И не попал он в цех задорный Людей, о коих не сужу, Затем, что к ним принадлежу.
Как женщин, он оставил книги, И полку, с пыльной их семьей, Задернул траурной тафтой.
Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной, Чтобы насмешливый читатель…,
Сличая здесь мои черты ,
Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет…