-Мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Поэтическая тетрадь». Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте про себя задачи, которые стоят перед нами при изучении раздела. -Откройте учебник на стр. 138, рассмотрите разворот и сформулируйте тему нашего урока. -Скажите, пожалуйста, а какие задачи сегодня стоят перед нами? -Правильно! - Итак, Ф.И. Тютчев. Ребята, а что вы помните, что вы знаете о Тютчеве? Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными. Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места. А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”. Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвясь и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”. Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне. -Сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении мастеров художественного слова. Будьте внимательны! Смотрите, меняется настроение автора, не меняется; какие слова выделяет автор; где делает паузы. Потому что, потом вы будете читать, подражая ему. - Как вам думается, каким было настроение автора, когда он писал это стихотворение? - О чем это стихотворение? - Какие приметы весны вы замечали в природе? Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период. Ранняя весна, когда жаворонки и грачи прилетают рано, рано одуванчики зацвели. Поздняя весна, когда в мае много паутины, если ласточки летают низко, значит будет дождь. - Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение? - Как Тютчеву удается показать раннюю весну? Сейчас вы попробуете прочитать стихотворение выразительно. - Посмотрите, есть название стихотворения? - А что служит названием тогда, когда оно не обозначено? - Какие выразительные средства использует автор для описания пробуждающейся природы? - Почему в стихотворении так много глаголов?
«Мы уже долго с вами сидим, поэтому я предлагаю встать и немного размяться» Зарядка: вращения головой вправо, затем влево; подъём плеч; наклоны туловища вправо, влево; 5 приседаний; вдох, выдох. «Тихонечко садимся на свои места» - О чем же это стихотворение? - Как Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту радужного ведения? -С каким настроением писал автор это стихотворение? - Как вы думаете, ребята, вот эти два стихотворения для чего написал автор? |
- Приподнятое настроение, в нем появляется надежда на приход весны - О весне! - Длинные сосульки - к долгой весне; Купаются воробьи ранней весной к скорому теплу. Увидел скворца - знай: весна у порога. Если в марте видно дятла, то весна поздней будет. -Ранней весне - С помощью пейзажных зарисовок
-Нет - Первая строчка - Олицетворение( воздух дышит, природа не проснулась, весну послышала, невольно улыбнулась) эпитеты. - Глаголы обозначают действие, поэт описывает, как природа пробуждается. В ней начинается движение, происходят изменения. Рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что на ней изображена радуга и что картина вызывает восхищение и радостно настроение Слушают стихотворение, высказывают мнения
- О радуге - Тютчев использует сравнение радуги с аркой; олицетворение ( арка обхватила, изнемогла), эпитеты (воздушная, влажной синеве, радужном виденье) Поэту удается показать красоту радужного виденья с помощью глаголов, экспрессивных выражений (лови скорей, смотри, ушло, какая нега для очей) - Чтобы рассказать о наступлении весны, чтобы поделиться своим впечатлением, своими чувствами, обратить наше внимание на то, что поскольку жизнь наша быстротечна, надо любоваться этой красотой, уметь подмечать эту красоту. |