СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.

Задачи урока:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль
  • расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева;
  • учить читать стихи выразительно

Просмотр содержимого документа
«Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»»



Тема: Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль

  • расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева;

  • учить читать стихи выразительно

Планируемые результаты

Предметные

  • читать стихотворение выразительно, отражая настроение автора;

  • находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором

Метапредметные

  • определять и выполнять учебную задачу урока;

  • находить в тексте ключевые слова, помогающие создать картину природы

Личностные:

  • проявлять интерес к поэзии

  • получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских классиков

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, стр. 138-140; аудиоприложение к учебнику; портрет Ф.Тютчева; презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

  • Приветствует учащихся.

  • Проверяет готовность учеников к уроку (на парте должны лежать: учебник, пенал, дневник).

  • Проверяет правильность посадки за партой.





  • Приветствуют учителя.

  • Проверяют готовность к уроку.

  • Проверяют правильность посадки.

Повторение пройденного материала

  • Повторяют тему прошлого урока

- О чем говорили на прошлом уроке?
-Что запомнили о Чехове?
- С каким произведением познакомились?

- О чем рассказ?

-Чему учит нас рассказ?

  • Отвечают на вопросы

-А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»




Организация познавательной деятельности

  • Подготовка к первичному восприятию

-Мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется «Поэтическая тетрадь». Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте про себя задачи, которые стоят перед нами при изучении раздела.

-Откройте учебник на стр. 138, рассмотрите разворот и сформулируйте тему нашего урока.

-Скажите, пожалуйста, а какие задачи сегодня стоят перед нами?

-Правильно!

- Итак, Ф.И. Тютчев. Ребята, а что вы помните, что вы знаете о Тютчеве?

  • Слово об авторе

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22 года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвясь и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.

Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.

  • Первичное восприятие

-Сейчас мы послушаем стихотворение в исполнении мастеров художественного слова. Будьте внимательны! Смотрите, меняется настроение автора, не меняется; какие слова выделяет автор; где делает паузы. Потому что, потом вы будете читать, подражая ему.

  • Проверка первичного восприятия

- Как вам думается, каким было настроение автора, когда он писал это стихотворение?

- О чем это стихотворение?
- Какие приметы весны вы замечали в природе?

Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период. Ранняя весна, когда жаворонки и грачи прилетают рано, рано одуванчики зацвели. Поздняя весна, когда в мае много паутины, если ласточки летают низко, значит будет дождь.

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
- Как Тютчеву удается показать раннюю весну?

  • Предлагает прочитать стихотворение

Сейчас вы попробуете прочитать стихотворение выразительно.
- Посмотрите, есть название стихотворения?
- А что служит названием тогда, когда оно не обозначено?

  • Задает вопросы после прочтения

- Какие выразительные средства использует автор для описания пробуждающейся природы?
- Почему в стихотворении так много глаголов?

  • Проводит физ. минутку.

«Мы уже долго с вами сидим, поэтому я предлагаю встать и немного размяться»

Зарядка: вращения головой вправо, затем влево; подъём плеч; наклоны туловища вправо, влево; 5 приседаний; вдох, выдох.

«Тихонечко садимся на свои места»


  • Предлагает рассмотреть иллюстрацию на стр. 139 учебника и описать ее


  • Предлагает послушать стихотворение «Как неожиданно и ярко…» в аудиозаписи и высказать свои впечатления

- О чем же это стихотворение?
- Как Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту радужного ведения?





  • Предлагает определить настроение, которое передано в этом стихотворении, и отразить его в выразительном чтении

-С каким настроением писал автор это стихотворение?

  • Просит придумать стихотворению название, отражающее его настроение, показывающее видимую картину и отношение к ней


  • Обобщающая беседа

- Как вы думаете, ребята, вот эти два стихотворения для чего написал автор?


  • Рассматривают шмуцтитул. Читают про себя задачи, которые стоят перед нами при изучении данного раздела


  • Формулируют тему урока


  • Познакомиться с творчеством Тютчева; учиться выразительно читать стихотворения и т.д.


  • Рассказывают о Тютчеве, что им уже известно


  • Слушают учителя



















  • Слушают стихотворение в исполнении мастеров художественного слова





- Приподнятое настроение, в нем появляется надежда на приход весны

- О весне!
- Длинные сосульки - к долгой весне; Купаются воробьи ранней весной к скорому теплу. Увидел скворца - знай: весна у порога. Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.




-Ранней весне
- С помощью пейзажных зарисовок



-Нет
- Первая строчка

  • Читают стихотворение

- Олицетворение( воздух дышит, природа не проснулась, весну послышала, невольно улыбнулась) эпитеты.
-
Глаголы обозначают действие, поэт описывает, как природа пробуждается. В ней начинается движение, происходят изменения.


  • Повторяют движения за учителем, следуя его указаниям.






  • Рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что на ней изображена радуга и что картина вызывает восхищение и радостно настроение

  • Слушают стихотворение, высказывают мнения

    - О радуге
    - Тютчев использует сравнение радуги с аркой; олицетворение ( арка обхватила, изнемогла), эпитеты (воздушная, влажной синеве, радужном виденье)
    Поэту удается показать красоту радужного виденья с помощью глаголов, экспрессивных выражений (лови скорей, смотри, ушло, какая нега для очей)


  • Читают стихотворение выразительно, стараясь передать радость, восторг, удивление.




  • Предлагают названия: «Воздушная арка», «Волшебная радуга» и др.




- Чтобы рассказать о наступлении весны, чтобы поделиться своим впечатлением, своими чувствами, обратить наше внимание на то, что поскольку жизнь наша быстротечна, надо любоваться этой красотой, уметь подмечать эту красоту.

Подведение итогов

  • Подводит итог

- С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомились?

- Что вы запомнили из биографии этого автора.

- С какими произведениями вы познакомились?


Отвечают на поставленные вопросы учителя
- Фёдор Иванович Тютчев.

- «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко»

Рефлексия

Итак, ребята, какие задачи мы ставили сегодня в начале урока?
Удалось ли нам выполнить эти задачи?


  • Обсуждают вместе с учителем, выполнены ли задачи урока: «познакомиться с творчеством Тютчева; выразительно читать стихотворения»


  • Оценивают свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: учебник, стр. 139, выучить стихотворение « Как неожиданно и ярко…» наизусть