Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества

Категория: Литература

Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. В.Я.Брюсов: "Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа". Нельзя не согласиться с мэтром символизма. Вам предлагается статья В.Я Брюсова (точнее, выборка - основное)

Просмотр содержимого документа
«Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества»

Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. В.Я.Брюсов Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества

Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа.

В.Я.Брюсов

Брюсов В.Я.

Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества

 Три разные точки зрения на поэзию Тютчева : Поэзия мысли чисто художественная поэзия Философская поэзия о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира сокровенное содержание его поэзии, которое вложено им в стихи «бессознательно», т. е. в силу тайной творческой интуиции панславизм «Смотри, как запад загорелся», «Море и утес», «Рассвет», «Ужасный сон отяготел над нами» пантеизм Подлинное бытие имеет лишь природа в ее целом. Человек – лишь «греза природы». Его жизнь, его деятельность – лишь «подвиг бесполезный»

Три разные точки зрения на поэзию Тютчева :

Поэзия мысли

чисто художественная поэзия

Философская поэзия

о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира

сокровенное содержание его поэзии, которое вложено им в стихи «бессознательно», т. е. в силу тайной творческой интуиции

панславизм

«Смотри, как запад загорелся», «Море и утес», «Рассвет», «Ужасный сон отяготел над нами»

пантеизм

Подлинное бытие имеет лишь природа в ее целом. Человек – лишь «греза природы». Его жизнь, его деятельность – лишь «подвиг бесполезный»

Природа и Человек не только «блаженство», «прелесть», «обаяние» видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, святое. человек перед природой это «сирота бездомный», «немощный» и «голый». «Мыслящий тростник» – вот как определяет человека Тютчев Чтобы победить в себе «злую жизнь», чтобы не вносить в мир природы «разлада», надо с нею слиться, раствориться в ней

Природа и Человек

  • не только «блаженство», «прелесть», «обаяние» видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, святое.
  • человек перед природой это «сирота бездомный», «немощный» и «голый».
  • «Мыслящий тростник» – вот как определяет человека Тютчев

Чтобы победить в себе «злую жизнь», чтобы не вносить в мир природы «разлада», надо с нею слиться, раствориться в ней

Из противоположения бессилия личности и всемогущества природы возникает страстное желание хотя на краткое мгновение заглянуть в тайные глубины космической жизни, в ту ее душу, для которой все человечество – лишь минутная греза тяготение Тютчева к «древнему родимому хаосу» хаос исконное начало всякого бытия, из которого вырастает и сама природа Хаос – сущность природа – проявление сущности

Из противоположения бессилия личности и всемогущества природы возникает страстное желание хотя на краткое мгновение заглянуть в тайные глубины космической жизни, в ту ее душу, для которой все человечество – лишь минутная греза

тяготение Тютчева к «древнему родимому хаосу»

хаос

исконное начало всякого бытия, из которого вырастает и сама природа

Хаос – сущность

природа – проявление сущности

поэзия Тютчева Воспитана на образцах немецкой поэзии Поэзия Тютчева ,  в лучших своих созданиях,  жива  не метафорами и антитезами, как поэзия французская, но целостностью замысла и певучестью строфы , как поэзия немецкая . Гейне,  Ленау,  Эйхендорф, отчасти Шиллер

поэзия

Тютчева

Воспитана на образцах немецкой поэзии

Поэзия Тютчева ,

в лучших своих созданиях,

жива не метафорами и антитезами, как поэзия французская, но целостностью замысла и певучестью строфы , как поэзия немецкая .

Гейне,

Ленау,

Эйхендорф,

отчасти Шиллер

приемы творчества и приемы стиха 1 . полная параллель между явлениями природы и состояниями души. 2.  Тютчев стремился определять предметы по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы «импрессионистическим», и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование, их магичность. 3 . сопоставление предметов, по-видимому, совершенно разнородных, и в стремлении найти между ними сокровенную связь (оксиморон). 4. внутренние рифмы и ассонансы 5. Тютчев -  мастер и родоначальник поэзии намеков.

приемы творчества и приемы стиха

1 . полная параллель между явлениями природы и состояниями души.

2. Тютчев стремился определять предметы по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы «импрессионистическим», и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование, их магичность.

3 . сопоставление предметов, по-видимому, совершенно разнородных, и в стремлении найти между ними сокровенную связь (оксиморон).

4. внутренние рифмы и ассонансы

5. Тютчев -

мастер и родоначальник поэзии намеков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей