СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Факторы успешной социализации ребенка в обществе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно?

Просмотр содержимого документа
««Факторы успешной социализации ребенка в обществе»»

Консультация педагога социального для законных представителей

«Факторы успешной социализации ребенка в обществе»



Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.

Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.

Этапы социализации

Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:

  • Младенчество (ребенок до года);

  • Раннее детство (от одного до трех лет);

  • Дошкольный возраст (от трех до шести лет);

  • Младший школьный возраст (от шести до десяти лет);

  • Младший подростковый возраст (от десяти до двенадцати лет);

  • Подростковый возраст.

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

  • Заводить друзей, уметь решать конфликты;

  • Мог чувствовать себя уверенно и решать проблемы в нестандартной ситуации;

  • Не боялся трудностей;

  • Умел обращаться за помощью, когда это необходимо и оказывать помощь;

  • Смог в будущем учиться и работать в команде.

Верным помощником социализации детей становится опыт. Причем, необязательно позитивный. Именно поэтому часто говорят о том, что опыт общения с разными детьми, выполнения четких правил и даже первые конфликты и попытки их решения — можно получить только в коллективе. Это действительно так, но коллектив может быть любым. Кружок рисования, друзья по детской площадке, спортивная секция — тоже подойдут.

Если ребенок уже перешел в категорию младшего школьного возраста, но обучается дома, переживать о социализации тоже не стоит. Заменить школьный коллектив и стать «агентами социализации» могут:

  • Родственники (общение с близкими — это тоже общение);

  • Друзья по кружкам и секциям;

  • Встречи «хоумскулеров» (родителей детей, которые находятся на домашнем обучении, часто договариваются о совместном досуге, чтобы обеспчить детям социализацию);

  • Детские оздоровительные лагеря.

Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.

Как повысить уровень социализации ребенка?

  • Если речь о малыше — отвечайте на его запросы оперативно, прислушивайтесь к нему. Не стоит игнорировать плачь ребенка или считать его проблемы «глупыми», не стоящими внимания;

  • Следите за мимикой ребенка и повторяйте его, улыбайтесь ему в ответ, сделайте грустное лицо, когда он печален. Это поможет ребенку разобраться со своими эмоциями.

  • Не бойтесь взять маленького ребенка с собой в гости или в торговый центр. Рядом с родителями малыш будет чувствовать себя в безопасности, он — по вашей защитой. А опыт общения с окружающей средой даст новый толчок к развитию.

  • Не позволяйте людям брать ребенка на руки, если ему это не нравится, так он научится выстраивать границы.

  • Если ребенок кричит в магазине или в кафе, не кричите в ответ, отвечайте спокойно и тихо. Ребенок сделает простой вывод: в обществе не принято кричать. Конечно, в силу эмоциональной незрелости, он не сможет постоянно контролировать себя, но это знание — важный базис для будущей жизни.

  • Научите ребенка веселиться и шутить, развитию чувства юмора помогут забавные песенки и стишки, игры, при которых можно вместе подурачиться — драка подушками, например.

  • Не оставляйте маленьких детей наедине с конфликтами на детской площадке, вмешайтесь, чтобы помирить обе стороны и показать ребенку, что вы рядом, когда нужна помощь. А вот дети старшего школьного возраста уже нуждаются в большей самостоятельности, но вы должны быть рядом на случай, если ребенку понадобится поддержка. Посоветовать, как быть и защитить, если речь не об обычном конфликте, а о настоящей травле.

  • Постарайтесь обеспечить ребенку комфортную среду и возможность регулярно общаться с другими детьми разного возраста, но не стоит и перегружать общением, если ребенок хочет побыть один. Иногда это требуется всем нам.

  • Не давите на ребенка и не заставляйте его дружить с сыном вашей подруги или ребенком соседки. Ребенок может сам выбирать себе друзей.

  • Подавайте детям позитивный пример. «Я тебе сказала, дурак, не смей обзывать людей», — плохой способ показать ребенку, что обзываться не надо.

Будет лучше, если у ребенка появится опыт взаимодействия в разных коллективах: спортивном, творческом, с друзьями во дворе, с одноклассниками. В каждом из них общение будет разным, ребенку будет легче находить баланс в будущем между рабочими и личными отношениями и выстраивать общение с коллегами и друзьями. Факторы социализации школьников Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?». Семья

Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.

В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине. 

Улица

Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык. 

Интернет

В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.

Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.

Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда. 

Кружки и занятия

Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.

Средства социализации школьников

Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?». 

Бытовые навыки

В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой. 

Элементы духовной культуры

Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту. 

Образование

Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.  

Трудности в социализации

Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.














Консультация педагога-психолога для законных представителей

«Как выстроить доверительные отношения с детьми»


Многие родители задумываются о том, как построить доверительные отношения с детьми. Это очень верный подход, потому что такие отношения помогут детям справиться с трудностями, возникающими у них вне дома: в детском саду, в школе, на улице.

С самого раннего возраста ребенок должен знать, что его всегда выслушают, дадут ему совет и не осудят. А также смогут понять чувства, которые он испытывает. В этом случае ребенок будет делиться с родителями своими радостями и бедами, и, главное, у него будет самое важное детское чувство – чувство защищенности.

Что нужно делать родителям, чтобы их отношения с детьми были доверительными?

1.Разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы. Ребенок нуждается в общении не меньше, чем в пище и одежде. Разговор – главный инструмент общения, и говорить следует обо всем, даже о самых незначительных событиях, произошедших с ребенком за день.

2.Хорошо, когда и родители рассказывают ребенку о себе: о том, что было на работе, о чувствах, испытанных за день. Иногда родители хотят серьезно поговорить с ребенком, но у них не получается, потому что раньше они избегали таких разговоров, обрывали детей, ссылаясь на занятость. Именно поэтому родителям, полезно включать в разговоры рассказы о том, что волновало, пугало или радовало их, когда они были в таком же возрасте, как их ребенок теперь. Важно делиться с ним яркими воспоминаниями из дошкольного детства, рассказами о переживаниях и впечатлениях в школьные годы. Такие родительские рассказы укрепляют доверие и улучшают взаимоотношения между родителями и детьми.

3.Рассматривать семейный альбом с фотографиями. Рассматривание вместе с детьми альбома с семейными фотографиями или личного альбома ребенка помогает укрепить эмоциональную близость. Детям очень нравится перебирать свои фотографии, слушать рассказы о своих «приключениях».

4.Рассказывать о своих чувствах. Например, родитель испытывает раздражение по какому-либо поводу, но не говорит об этом ребенку. Ребенок, в свою очередь, догадывается о состоянии родителя по его мимике, позе, жестам, интонации. И, если ему говорят, что все хорошо, ребенок чувствует фальшь, у него появляется недоверие. К тому же сильные эмоции все равно найдут выход в резких словах или действиях. Когда отрицательные эмоции озвучены, проговорены взрослым или ребенком, их накал уменьшается.

5.Помнить, что реальный образ ребенка может не соответствовать родительским ожиданиям. Родители часто переживают: соответствует ли развитие ребенка его возрасту, кто его друзья, как он должен выглядеть, чем ему лучше увлекаться, какую профессию в дальнейшем осваивать и т. п. Важно помнить, что ожидания не всегда соответствуют возможностям ребенка. Кроме того, у него есть свое представление об окружающем мире, о том, что для него наиболее интересно, важно и желанно. Родителям достаточно знать о чувствах ребенка, его интересах и увлечениях, о том, с кем он дружит, и т. д. Не следует переносить свои ожидания на его жизнь, лучше просто попробовать стать для него примером.

6.Делать что-то вместе. Совместные занятия детей и родителей не только помогают детям стать более самостоятельными в будущем и получить разнообразные навыки, но и укрепляют их взаимоотношения с мамой и папой. У ребенка появляется самоуважение, чувство значимости, чувство общности со всеми членами семьи. Вместе можно ходить в магазины, делать подарок дедушке, собирать растения для гербария, выбирать новые чашки, играть в бадминтон, рисовать картинки, посвященные прошедшему отпуску, печь пирог или читать книжку.

7.Дарить детям «специальное время». Суть «специального времени» заключается в том, что родители или один из них проводят с ребенком, например, 20-30 минут в день, занимаясь тем, чем он захочет. Это время предназначено не для воспитательной или дисциплинарной работы, а для налаживания отношений. Если каждый день отводить пару десятков минут для общения со своим ребенком (во время игр, совместной деятельности, прогулок, бесед и т. п.), это укрепит и улучшит ваши отношения с ним, а также защитит его от многих проблем в будущем.

8.Поддерживать ребенка в трудных ситуациях, избегать критики. Когда ребенок, например, получил на уроке низкую оценку, родителям следует спокойно выяснить, почему это произошло: «Давай разберемся,

что же у тебя не получается, и подумаем, что тут можно сделать…», «Ты очень огорчен из-за оценки?», «Можешь рассказать, какое задание у тебя было?», «Какая часть была трудной для тебя?».

Для детей их родители – главные люди в жизни, от которых ребенок ждет защиты, помощи, советов, поддержки, а не унижений и критики. Необходимо полностью исключить из своего лексикона при общении с детьми такие фразы, как «Уйди с глаз долой», «Это твои проблемы», «Как ты мне надоел». Что бы ни случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю и хочу тебе помочь. Давай разберемся вместе!»

9.Разрешать ребенку высказывать собственное мнение. Родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными, умели высказывать и отстаивать свою точку зрения. При проведении семейных советов следует предложить ребенку высказать свое мнение по поводу обсуждаемой темы, и, пока он говорит, не перебивать и не комментировать его. Конечно же, это надо делать не для проформы, а будучи готовым иногда принимать точку зрения ребенка и действовать в соответствии с ней.

10.Уметь слушать ребенка. Нужно стараться больше слушать и меньше говорить, выражать заинтересованность: «Я понимаю», «Это интересно», «В этот момент ты чувствовал…» При этом следует искренне вникать в смысл слов ребенка, задавать вопросы, уточнять непонятное, обращать внимание на жесты и мимику ребенка, поскольку не все можно выразить словами.

11.Следить за смыслом высказываний, интонацией и тембром голоса. 

В доверительных отношениях есть еще одна важная составляющая: при их наличии взаимодействие родителей и детей имеет постоянную основу, общение является ежедневным, систематическим. Это дает родителям возможность вовремя заметить перемены, которые происходят с ребенком (их причиной могут стать проблемные ситуации, в том числе, связанные с насилием в школе или на улице). Более того, не воспитатель или учитель будут рассказывать на собраниях о том, что происходит в группе детского сада или в классе – родители узнают обо всем от самого ребенка.

Несколько рекомендаций для установления доверительных отношений с ребенком

• Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка.

• Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенок должен вернуться домой.

• Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой.

• Обнимайте ребенка.

• Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!