Пояснительная записка.
Программа “Экология комнатных растений ” - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, месторасположения школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений кабинета биологии постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидатофиты (в аквариуме), гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).
Актуальность.
Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии. Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения. Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.
Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы. Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.
Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период..
Программа может быть использована для биологического образования учащихся в 6-8 классах. Она рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю..
Цель: воспитание экологически грамотного ученика, формирование экологических знаний и умений в познавательно-трудовой деятельности
задачи программы:
Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений.
Ознакомление учащихся с биологическими особенностями комнатных растений.
Формирование у обучающихся исследовательских навыков.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.
Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты.
Выполнять учебный рисунок
Определять комнатные растения, используя справочную литературу.
Знать систематику комнатных растений.
Формы занятий:
- беседы
- викторины
-опыты
- конкурсы
- праздники.
Тематческое планирование.
№ | Темы. | теория | практика |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Растение- целостный организм. | 2 | 1 |
3 | Общие вопросы агротехники комнатных растений. | 9 | 4 |
4 | Систематика растений. | 4 | 2 |
5 | Экология комнатных растений. | 4 | 4 |
6 | Экскурсия в школьный сад и огород. | 1 | |
7 | Итоговая работа - проект | 2 | |
| Итого. | 20+1 | 11 |
Содержание программы.
Введение (1ч).
Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.
1.Растение – целостный организм (2ч.).
Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка. Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.
Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.
2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (9 ч.).
Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь. Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой. Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений. Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения. Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.
Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.
Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.
Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.
Практическая работа №5. Профилактический осмотр растений.
3. Систематика растений (4 ч.).
Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.
Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.
Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.
Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.
Практическая работа № 6. Систематизация растений кабинета биологии.
Практическая работа № 7. Посев семян (финика, авокадо и др.).
4. Экология комнатных растений ( 4 ч.).
Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты). Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие. Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений. Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.
Практическая работа № 8.. Изготовление этикеток для комнатных растений.
Практическая работа №9. Оформление композиции “Уголок тропического леса”.
Практическая работа № 10. Создание комнатного садика в ёмкости.
Практическая работа № 11. Уход за комнатными растениями весной.
Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Экскурсии в школьный сад , дендрарий.
Итоговая работа- защита проектов.
Литература.
Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов:Лицей,2005. – 288с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.
Киселёва Н.С. Анатомия и морфология растений. Курс лекций. – Минск: Вышэйш. школа, 1971.
Тейлор Б. Воздух. Вода. Погода. Климат. Серия “Взгляд на мир”. М.: “КУбК”, 1995 - с. 50.
Пономарёва И.Н. и др. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: 6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ,2006. – 319 с.
Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.: “Кладезь-Букс”, 2005. – 255с.