СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультативный курс " Комнатные растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология 6-8 классы Факультативный курс 2 комнатные растения".

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс " Комнатные растения"»


Пояснительная записка.

Программа “Экология комнатных растений ” - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, месторасположения школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений кабинета биологии постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидатофиты (в аквариуме), гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Актуальность.

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии. Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения. Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы. Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период..

Программа может быть использована для биологического образования учащихся в 6-8 классах. Она рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю..

Цель: воспитание экологически грамотного ученика, формирование экологических знаний и умений в познавательно-трудовой деятельности



задачи программы:

  1. Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений.

  2. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями комнатных растений.

  3. Формирование у обучающихся исследовательских навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.

  • Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты.

  • Выполнять учебный рисунок

  • Определять комнатные растения, используя справочную литературу.

  • Знать систематику комнатных растений.

Формы занятий:

  • - беседы

  • - викторины

  • -опыты

  • - конкурсы

  • - праздники.


Тематческое планирование.


Темы.

теория

практика

1

Введение.

1


2

Растение- целостный организм.

2

1

3

Общие вопросы агротехники комнатных растений.

9

4

4

Систематика растений.

4

2

5

Экология комнатных растений.

4

4

6

Экскурсия в школьный сад и огород.

1


7

Итоговая работа - проект

2



Итого.

20+1

11




Содержание программы.

Введение (1ч).

Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

1.Растение – целостный организм (2ч.).

Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка. Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.

2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (9 ч.).

Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь. Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями, делением куста, отводками, луковицами, прививкой. Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений. Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения. Вредители комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.

Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.

Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

Практическая работа №5. Профилактический осмотр растений.

3. Систематика растений (4 ч.).

Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

Практическая работа № 6. Систематизация растений кабинета биологии.

Практическая работа № 7. Посев семян (финика, авокадо и др.).

4. Экология комнатных растений ( 4 ч.).

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты). Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие. Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений. Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.

Практическая работа № 8.. Изготовление этикеток для комнатных растений.

Практическая работа №9. Оформление композиции “Уголок тропического леса”.

Практическая работа № 10. Создание комнатного садика в ёмкости.

Практическая работа № 11. Уход за комнатными растениями весной.

Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Экскурсии в школьный сад , дендрарий.

Итоговая работа- защита проектов.

Литература.

  1. Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.

  2. Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов:Лицей,2005. – 288с.

  3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

  4. Киселёва Н.С. Анатомия и морфология растений. Курс лекций. – Минск: Вышэйш. школа, 1971.

  5. Тейлор Б. Воздух. Вода. Погода. Климат. Серия “Взгляд на мир”. М.: “КУбК”, 1995 - с. 50.

  6. Пономарёва И.Н. и др. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: 6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2004. – 240 с.

  7. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ,2006. – 319 с.

  8. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.: “Кладезь-Букс”, 2005. – 255с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!