Клетка, ее строение.
Цель урока:
познакомить учащихся со структурной единицей организма – клеткой;
расширить представления о разнообразии клеток в живых организмах;
воспитывать бережное отношение к растениям, животным и окружающему нас миру.
Оборудование: презентация по уроку « Клетка, ее строение», микроскоп, предметные стекла, препаровальные иглы, раствор Люголя, чешуя лука.
Оформление доски – новые термины:
микроскоп
органоиды клетки
мембрана
цитоплазма
ядро
митохондрия
лизосома
эндоплазматическая сеть
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы будем изучать новую тему из раздела «Биология — наука о живой природе»
Объявление темы урока, ее цели.
Объяснение нового материала:
I. Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений).
- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов).
- А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.
Впервые клетку открыл знаменитый английский ученый - естествоиспытатель Роберт Гук.
Сегодня уже известно в организме около 200 разновидностей клеток, которые дышат, питаются, растут, делятся и умирают. Когда клетка вырастает, она делится на две дочерние, те вновь делятся, образуя новые клетки. Благодаря делению клеток растет и весь организм. Клетки отличаются друг от друга по форме и размерам, внешнему виду и выполняемым функциям.
Есть особые клетки-половые. Женская половая клетка называется яйцеклетка, мужская - сперматозоид. Соединяясь, они дают начало новым организмам. Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом. А вот яйцеклетку курицы очень хорошо видно невооруженным глазом. Самая большая яйцеклетка в яйце страуса и вмещает 30 куриных яиц. Хорошо видны яйцеклетки рыб- икринки, которые бывают у разных рыб разных размеров. Все они содержат большой запас питательных веществ, необходимый для развития зародыша.
II. Строение клетки.
Любой организм имеет органы:
Растение- корень, стебель, листья, цветы, плоды.
Животные и человек - различные внутренние органы, которые образуют системы органов.
Клетка тоже имеет свои «органы», которые называются органоидами.
Каждая клетка имеет три главных части:
1. оболочку, которая «одевает» клетку и придает ей прочность;
2. цитоплазму - полужидкая масса, составляет основное содержание клетки и состоит из воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов;
3. ядро - самый важный органоид клетки, который управляет ее жизнедеятельностью.
Также клетки имеют:
митохондрии, которые отвечают за дыхание клетки;
лизосомы - выполняют процесс пищеварения;
клеточный центр- центр координации всех процессов клетки;
эндоплазматическая сеть - обеспечивает транспортную функцию по обмену веществ;
аппарат Гольджи – это пузырьки и полости, в которых накапливаются и используются вещества клеткой;
в растительной клетке есть пищеварительная вакуоль, которая служит в клетке для пищеварения;
хлоропласты – имеют зеленый цвет. В них происходит процесс накопления питательных веществ на свету (показ слайдов и таблицы)
III. Практическая работа.
Тема: Рассматривание клетки кожицы лука под микроскопом.
Работа в тетради.
Цель: определить структуру клетки;
найти ядро, цитоплазму, пищеварительную вакуоль;
определить размеры клетки;
зарисовать увиденные клетки в тетради.
IV. Работа с раздаточным материалом
V. Работа с учебником.
Параграф №7, стр. 34.
Что изображено на рисунках?
Проверь свои знания.
ИТОГ УРОКА
Оценки за урок. Домашнее задание.