ФГОС третьего поколения: что нового?
С 1 сентября 2022 года
года начали действовать ФГОС в каждой школе, и обучающиеся , которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других обучающихся продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии
родителей обучающихся.
ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ:
Первое поколение ФГОС ( с 2004 г.)
Второе поколение ФГОС
(НОО с 2009 г., ООО с 2010 г., СОО с 2012 г.)
Третье поколение ФГОС
(с 01.09.2022 г.)
В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения,
формирование у обучающихся культуры пользования информационно- коммуникационными технологиями и пр.
Главные отличия
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: в документе будут
максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет
школьник и что освоит. Также упор сделан на
применении знаний на практике.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФГОС:
Создание единого образовательного пространства по всей РФ
Обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
http://edsoo.ru https://edu.gov.ru

Можно выделить несколько позитивных моментов:
Повышается прозрачность системы образования, за что все мы бьемся уже долгое время.
Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность
включения в процесс образования родителей.
Качество образования повысится за счет единства содержания.
Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
Определена система требований к тому, как должна
реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности
для того, чтобы ребята получили качественное
образование.
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников Строго обозначено, какие темы должны освоить
дети в определённый год обучения, содержание
тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике»,
«Обществознанию» и «Географии»
Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации
Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут
Обеспечение доступа к информационно-образовательной
среде образовательной организации, в том числе электронной
программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
Определено базовое содержание программы воспитания
Уточнены задачи и условия программы коррекционной
работы с детьми с ОВЗ

А что о воспитании?
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда
девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности.
Отдаленный результат – это то, что определенно можно отнести к системе образования. В 2022 году ученики начали
обучение по обновленным ФГОС, но каков будет
результат, мы увидим только спустя несколько лет.
Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о
введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки
на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые
стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно- технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое
воспитание».
Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор
сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Срок получения ООО – 5 лет Не установлено сокращение | Срок получения ООО – не более 5 лет Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам |
Общие, размытые формулировки результатов освоения образовательной программы | Отказ от размытых формулировок. А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются: Базовые логические действия. Базовые исследовательские действия. Работа с информацией; в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»; в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС). Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС). В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку) |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: требований не устанавливал | Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. |
Деление учеников на группы: норм не устанавливал. | Деление учеников на группы: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход. |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
ООП ООО включает в себя: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования УУД Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | ООП ООО включает в себя: Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования УУД Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы. Система условий реализации основной образовательной программы | ООП ООО включает в себя: Рабочая программа воспитания Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ) Учебный план План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности) Характеристика условий реализации программы ООО в соответствие с требованиями ФГОС. |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные. | Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся. |
Второй иностранный язык обязательный | Второй иностранный язык изучается из перечня, предлагаемого Организацией, по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних и при наличии необходимых условий в Организации |
В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности | Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии» |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика» | Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика» Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» |
В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География» | В предметную область «Общественно- научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География». «История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История» |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
| При изучении предметной области ОДНКНР по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей), из перечня, предлагаемого организацией |
Единый уровень требований по предметам | Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология |
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов | Уменьшилось количество часов аудиторной нагрузки: Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
| Более детально расписаны требования к условиям реализации программы основного общего образования (новый вид – общесистемные требования). Особое внимание уделено формированию функциональной грамотности как государственной гарантии качественного образования |
Предметные требования для обучающихс я с ОВЗ прописывал ись по каждому предмету дополнитель ным блоком | Предметные требования едины для всех обучающихся. Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие: Возможность увеличения срока обучения до 6 лет. Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами. Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет «Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.) Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка» Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи добавляется «Развитие речи» Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка. |
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Личностные результаты: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное | Личностные результаты: Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
| Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль. |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
| Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» |
| Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно |
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010 | ФГОС ООО 2022 |
Структура рабочих программ различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | Структура рабочих программ одинакова для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Учет рабочей программы воспитания: только в разделе «Тематическое планирование» | Учет рабочей программы воспитания: во всех разделах рабочей программы |
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности | Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности: в программе должны быть указаны формы проведения занятий |
Учебный план (обязательные для изучения)
Предметные области | Учебные предметы |
Русский язык и литература | Русский язык, Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература** |
Иностранные языки | Иностранный язык, Второй иностранный язык* |
Математика и информатика | Математика, Информатика |
Общественно-научные предметы | История, Обществознание, География |
Естественнонаучные предметы | Физика, Химия, Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | - |
Искусство | Изобразительное искусство, Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности |
*осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий,
**осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Новый ФГОС НОО третьего поколения: изменения стандартов
ОТЛИЧИЯ ФГОС НОО 2010 и 2022:
| БЫЛО | СТАЛО |
Требования к структуре содержательного раздела ООП | Раздел включал: программу формирования УУД на уровне; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы | На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. |
Требования к рабочим программам | Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий | Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. |
ОТЛИЧИЯ ФГОС НОО 2010 и 2022:
| БЫЛО | СТАЛО |
Требования к пояснительной записке | Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. | Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. |
Требования к результатам освоения программы | Требований было меньше | Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. |
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ | Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было | закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. |
Рабочая программа воспитания | Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы | Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней |
ОТЛИЧИЯ ФГОС НОО 2010 и 2022:
| БЫЛО | СТАЛО |
Содержание календарного плана воспитательной работы | Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах | Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует |
Объем часов аудиторной нагрузки | 2904 – минимум, 3345 – максимум | 2954 – минимум, 3190 – максимум |
Объем часов внеурочной деятельности | 1350 часов | 1320 часов |
Деление учеников на группы | Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы | Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей |
Учебный план (обязательные для изучения)
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык, Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики: учебные модули: "Основы православной культуры"; "Основы иудейской культуры"; "Основы буддийской культуры"; "Основы исламской культуры"; "Основы религиозных культур народов России"; "Основы светской этики" |
Искусство | Изобразительное искусство, Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура | Физическая культура |
ОТЛИЧИЯ ФГОС НОО 2010 и 2022:
| БЫЛО | СТАЛО |
Психолого- педагогические условия | Требований было меньше | Акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого- педагогическое сопровождение участников образовательных отношений |
Особенности обучения детей с ОВ З | Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о | ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя |
| | |