СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Февральская революция 1917 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории 9 класса на тему "Февральская революция 1917 года"

Просмотр содержимого документа
«Февральская революция 1917 года»

Февральская революция 1917 года. Свержение монархии



Подготовила:Ахмедханова Софья Валерьевна.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Луга


  1. Цель урока: Усвоение новых знаний, выработка умений выявлять

причинно-следственные связи , делать выводы,

активизация познавательной деятельности учащихся

благодаря использованию элементов развивающего и

личностно-ориентированного обучения на этапе

изучения новой темы.


Тип урока: Урок изучения новой темы.


    1. Оборудование: мультимедийная установка


Оформление: на экране– запись темы урока, краткого плана, терминов

урока.


План: 1. Причины февральской революции 1917 года.

2. Начало революционных событий в Петрограде.

3. Формирование двоевластия.

4. Свержение монархии.

5. Результаты первого этапа революции.


Термины урока: революционная ситуация

отречение

регент

двоевластие

Учредительное собрание

Советы

Временное правительство


Ход урока: «Ребята, мы приступаем к изучению нового периода истории

России XX века; который продолжался 10 лет, а начался с

одного из самых важных и драматических событий нашей

отечественной истории – с революции 1917 года. Это событие

стало поворотным моментом в истории нашего государства. Как можно оценить события февраля 1917г.?

На этот вопрос постараемся ответить после изучения данной темы.


Тема урока: «Начало революции 1917 года. Свержение монархии».


Цели урока: Мы ставим следующие цели –

  • выявить и сформировать причины начала революционных

событий

  • детально изучить события февраля – марта 1917 года

  • рассмотреть структуру новых органов власти

  • выявить последствия первых шагов новой власти

  • сделать все необходимые выводы.

Вспомним, что такое революция. И какая сложилась обстановка накануне революции.

Словарная работа:

Революция – коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.


Образное повествование:


. Прежде чем мы узнаем, что произошло в России в феврале

1917 года, я попрошу вас вспомнить, каким было внутреннее и

внешнее положение Российской империи к концу 1916 года.

А). Россия, как союзницы Антанты, продолжает своё участие во II

Мировой войне. В конце 1916 года Антанта имеет явное преимущество

перед Германией и её союзниками.

Б). После разгрома русских армий в Восточной Пруссии в 1914 году и

неудач в 1915 году – положение России на Восточном фронте в 1916 г.

немного улучшилось, фронт стабилизировался. В 1915 году Германия

рассчитывала вывести Россию из войны, её планы не осуществились.

В). Военная компания на Восточном фронте была более успешной.

Доказательством этому служит Брусиловский прорыв

Г). Улучшилось снабжение армии боеприпасами. Но армия была

недовольна слишком затянувшейся войной.

Д). Экономическое положение внутри страны ухудшилось – сократились

поставки продовольствия в города. Всё шло на фронт.

Е). Авторитет монарха резко падал. Причины – Распутин, влияние жены,

неудачи на фронте.


Вывод: Какие из перечисленных вами факторов могли бы привести к

революционному взрыву:

  • затянувшаяся война

  • экономические трудности – ухудшение положения народа

  • падение престижа монархии.


Учитель: Ваши предположения абсолютно верные. А теперь посмотрим,

какие же факторы станут главными, определяющими начало

революции.

В начале 1917 года ситуация в стране ухудшилась, она стала взрывоопасной.

Во-первых: экономические трудности нарастали, в городах не хватало хлеба, длинные очереди скорее напоминали политические митинги, в рабочих кварталах крупных городов фактически начался голод, болезни, процветала спекуляция, неудержимо росли цены. Участились забастовки , погромы лавок и магазинов, демонстрации, на которых звучали не только экономические лозунги, но и призывы к свержению царя и немедленном прекращении войны.

Во-вторых: неудачи двух предыдущих лет войны, просчёты командования, слишком затянувшаяся война являлись причинами крайнего недовольства народа, особенно крестьян. Многие из них ушли на фронт, уже третий год были оторваны от земли и хозяйства. Их семьи голодали, в деревне назревало недовольство, готовое вот – вот вырваться наружу. В армии было неспокойно, солдаты устали, участились неповиновения, братания с противником.

И, наконец, в третьих: встал законный вопрос – кто виноват?

Безусловно, главная ответственность ложилась на императора. Но увы, в это трудное время император проявил свою полную несостоятельность. Престиж монарха и его семьи упал. Практически все политические силы заговорили о свержении императора .


Итак, в конце 1916 – начале 1917 гг. в стране сложилась революционная ситуация.

Вспомните значение этого понятия.

Сколько раз в истории нашего государства такая ситуация складывалась?

  • 1859-1861гг. перед отменой крепостного права

  • 1881г. когда убили Александра II

  • 1905 г. первая революция в Россия

  • 1917 г. Февральская революция


Идём дальше:

Чтобы оценить всю остроту революционной ситуации в России в

начале 1917 года; окунёмся в атмосферу тех дней.

Работа с документом:

Телеграмма Председателя Государственной думы М. В. Родзянко Николаю II 26 февраля 1917 г.

Положение серьезное. В столице — анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя... Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.


Предположения о причинах революции вы сделали.


Сделаем окончательный вывод:

На доске написаны предположения ( 3 см.выше)

  1. К чему привели экономические трудности – рост недовольства

  2. Чем были вызваны эти трудности -- затяжной войной

  3. Кто мог решить эти проблемы -- император

  4. Почему не решил -- не мог или не хотел (дискуссия)


Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу:

«Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».



В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция.

Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград.

В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника.

Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции.



Причины Февральской революции 1917г.

Задачи, которые необходимо было решить в ходе революции:

1. Аграрный вопрос оставался острым. Крестьяне страдали от нищеты и малоземелья, боролись против помещиков


2. Отсутствие справедливого рабочего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями


3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости


4. Самодержавие переживает кризис


5. Народ ждет прекращения войны


6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду


По характеру Февральская революция _______________________________________________________________________________________________________



Какие задачи необходимо решить, чтобы ликвидировать проблемы в стране?

Из причин выводят задачи революции, фиксируют в рабочий лист. С помощью учителя определяют характер Февральской революции 1917г.

Проверка самостоятельной работы учащихся. Таблица в рабочем листе имеет такой вид.



Причины Февральской революции 1917г.

Задачи, которые необходимо

было решить

в ходе революции:

1. Аграрный вопрос оставался острым. Крестьяне страдали от нищеты и малоземелья, боролись против помещиков

Ликвидация помещичьего землевладения

2. Отсутствие справедливого рабочего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями

Введение 8-часового рабочего дня и рабочего

законодательства

3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости

Прекращение русификационной политики

самодержавия

4. Самодержавие переживает кризис

Свержение самодержавия

5. Народ ждет прекращения войны

Прекращение империалистической войны

6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду

Установление демократической

республики, проведение реформ

По характеру Февральская революция буржуазно-демократическая


До сих пор у историков нет единого мнения о том, кто же руководил ходом Февральской революции? Мы попробуем определить движущие силы революции и ответить на этот вопрос, работая с учебником и заполнив таблицу. Данный вид работы можно предложить выполнить в парах.

Работа с таблицей может быть дифференцированной: сильные учащиеся получают рабочий лист с пустой таблицей, для слабых учащихся можно частично заполнить столбцы или строки таблицы.

Читают текст учебника,

заполняют столбцы таблицы.


Проверка самостоятельной работы учащихся. Таблица в рабочем листе имеет такой вид.

Основные события Февральской революции 1917г.

Дата

События

Итоги

18 февраля

Забастовка рабочих Путиловского завода. Администрация закрывает завод. Более 30 тыс. рабочих без средств к существованию.

Начало массовых выступлений в столице

23 февраля

Колонна демонстрантов, возглавляемая женщинами требуют хлеба и возвращения мужчин с фронта.

Массовая экономическая стачка

25 февраля

Всеобщая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Столкновения рабочих с жандармерией.

Экономические забастовки перерастают в политическую стачку

26 февраля

Аресты членов политических партий. Государственная дума распущена на два месяца императором.

Выступление Павловского полка, перешедшего на сторону восставших.

Жертвы, положение в столице осложняется

27 февраля

Солдаты запасного батальона Волынского полка отказываются повиноваться командиру, убивают его, присоединяются к демонстрантам. Захвачены арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, завладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом.

Толпа и депутаты Государственной думы собрались у Таврического дворца

Массовый переход солдат на сторону народа

Правительство не справляется с ситуацией

Созданы органы «Временный комитет членов Государственной думы» М.В. Родзянко и Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов во главе с Чхеидзе

1 марта

Между лидерами двух органов достигнуто соглашение

Образовано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым

2 марта

Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила

Михаил отказался от престола. Российская монархия фактически перестала существовать





К чему приводит отречение Николая II от престола? Какие органы власти сформированы в России? Кем была представлена каждая ветвь власти? Указать сильную и слабую стороны сформированных властей.

Складывается система двоевластия. Дают определение. В рабочем листе заполняют таблицу.



Таблица в рабочем листе имеет такой вид.


Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.

Этот указ стал грубейшим просчётом императора, абсолютно недопустимой ошибкой. – Почему?


Из приведённых выше фактов видно, каковы истоки формирования двоевластия: - с одной стороны – Государственная дума, распущенная царём, но не подчинившаяся его указу,

  • с другой стороны - стихийно создаваемые органы власти революционного народа.

Бывшие депутаты Государственной думы для управления столицей и всем государством создали Временный исполнительный комитет Государственной думы. Это первый орган власти.

В это время было решено создать Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В него вошли рабочие, солдаты, члены социал – демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции.

Это второй орган власти.

Итак: сформировалось двоевластие - уникальное явление в политической жизни страны.

Попробуем сравнить эти два органа власти:

  • кто вошёл в орган власти ?

  • опыт работы.


Как же складывались отношения между двумя органами власти?

Уже вечером 1 марта Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Петросовет смогли договориться о создании Временного правительства. В него вошли члены Думы – представители либеральных партий, но все шаги, постановления нового правительства должны были быть одобрены Петросоветом. Возглавил его князь Львов.

Ещё до создания Временного правительства Петроградский совет издаёт свой знаменитый приказ № 1, который фактически лишил офицерство всякой власти над солдатами. Он позволял:

  • создавать выборные солдатские комитеты

  • уравнять в правах солдат и офицеров

  • отменить традиционные формы армейской дисциплины


Каковы возможные последствия этого приказа?




Вопросы: 1. Почему правительство назвали Временным ?

2. Чьё влияние было более значительным во Временном

правительстве.

3. А кто был сильнее ? Почему?

4. В чём суть приказа № 1?

Вывод по вопросу: учащиеся делают самостоятельно.

Закрепление терминов.


IV В связи с бурными событиями в Петрограде, революцией, захлестнувшей всю страну, мы с вами совсем забыли об императоре. А ведь судьбу монарха и монархии надо было решать незамедлительно. Во время февральских событий Николай II находился в Могилеве, в ставке главнокомандующего русской армией.

Дайте оценку Николая II как Верховного главнокомандующего:


Из письма императрицы: «Милый, наш Друг совершенно вне себя от

того, что Брусилов не послушался твоего приказа о приостановке

наступления. Он говорит, что тебе было внушено свыше издать этот

приказ. Наш друг надеется, что ты всё же будешь настаивать на своём

решении.


Николай II : «Дорогая, Брусилов немедленно по получению моего

приказа отдал распоряжение остановиться….»


К началу 1917 года царская семья настолько потеряла уважение в глазах народа, что об изменениях во власти говорили все – от министра до рабочего. На митингах и стачках звучало: «Долой царя!», «Долой самодержавие». В высших кругах общества распространялась идея о «другом» царе.


В чём состояла традиционная система передачи власти?

Таким образом, чтобы снизить напряжённость в обществе, императору настоятельно советовали отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.

  1. Кого называли регентом?

  2. Приведите примеры регентства в нашей истории.

(Софья при Петре I и Иване, Меньшиков при Петре II,

Анна Леопольдовна при Иване VI)

Как уже говорилось выше, Николай II предпринял попытку вернуться в Царское Село, но 1 марта ему сообщили, что все железнодорожные узлы заняты восставшими. Царский поезд был вынужден повернуть в Псков, в ставку Северного фронта. Именно здесь, на путях, в штабном вагончике

2 марта 1917 года после долгих колебаний император подписал акт отречения от престола в пользу брата Михаила. Но Михаил отказался от престола, заявив, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.

Монархия в России прекратила своё существование. 8 марта 1917 года Петросовет принял решение об аресте царской семьи. 1 августа 1917 года по распоряжению Временного правительства вся царская семья была отправлена в Тобольск, а уже после утверждения советской власти в Сибири, переведена в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля была расстреляна.

  • К какой династии принадлежал Николай II?

  • Сколько времени правила эта династия в России?

(с Михаила Фёдоровича – 1613 г. до Николая II – 1917 г. : 304 г.)


Подведём итоги. Каковы результаты первого этапа революции.


Д\З параграф 10, ответить на вопросы№1-4.






Приложение 1


Первая точка зрения. О. Волобуев: «Россия шла к крушению монархии, потому что ни правившие ею самодержцы, ни окружение, высшая бюрократия оказались не в состоянии провести необходимые стране преобразования. Первая мировая война усугубила трагедию пореформенной России».

Вторая точка зрения. Г. Иоффе: «Узелки того, что потом провозгласили Февральской революцией, завязались в хлебных очередях и в случае умелого оперативного реагирования городских властей могли быть быстро развязаны. Этого не произошло. И движение стало шириться, втягивая в себя все новые слои рабочих, городских обывателей, а затем и солдат Петроградского гарнизона, практически разложившегося. В случае энергичных действий со стороны властей или командования не существовало сколько-нибудь серьезных препятствий для локализации и прекращения того, что происходило в столице, по крайней мере в последние февральские дни. Вот почему ничего закономерного в феврале 1917г., по-моему, не существовало, и какого-то неотвратимого пути к нему я лично не вижу».





__________________________________________________________________________




Приложение 1


Первая точка зрения. О. Волобуев: «Россия шла к крушению монархии, потому что ни правившие ею самодержцы, ни окружение, высшая бюрократия оказались не в состоянии провести необходимые стране преобразования. Первая мировая война усугубила трагедию пореформенной России».

Вторая точка зрения. Г. Иоффе: «Узелки того, что потом провозгласили Февральской революцией, завязались в хлебных очередях и в случае умелого оперативного реагирования городских властей могли быть быстро развязаны. Этого не произошло. И движение стало шириться, втягивая в себя все новые слои рабочих, городских обывателей, а затем и солдат Петроградского гарнизона, практически разложившегося. В случае энергичных действий со стороны властей или командования не существовало сколько-нибудь серьезных препятствий для локализации и прекращения того, что происходило в столице, по крайней мере в последние февральские дни. Вот почему ничего закономерного в феврале 1917г., по-моему, не существовало, и какого-то неотвратимого пути к нему я лично не вижу».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!