Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1 - 4 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВАКО, 2018. - 16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
Задачи:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Содержание курса
1класс
Тема | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Введение в экономику (1час) | Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика? | Групповая, беседа Вид | познавательная |
Тема 2. Потребности (2 часа) | Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. | групповая, индивидуальная, практикум | познавательная, игровая. |
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов) | Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности. | групповая, индивидуальная, беседа, практикум | познавательная, ценностно-ориентированная |
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа) | Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет. | | |
Тема 5. Товары и услуги (6 часов) | Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. | групповая, индивидуальная , беседа, практикум | познавательная, ценностно-ориентированная. |
Тема 6. Деньги (8 часов) | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. | групповая, индивидуальная, беседа, практикум, игра | деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. |
Тема 7. Маркетинг (4 часа) | Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция. | групповая, индивидуальная , беседа, | познавательная, ценностно-ориентированная, игровая. |
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2часа) | Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома. | групповая, практикум | познавательная, игровая. |
Учебно-тематический план
1 класс, 33часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Введение в экономику | 1 | 1 | - |
2 | Потребности | 2 | 1 | 1 |
3 | Источники удовлетворения потребностей | 6 | 2 | 4 |
4 | Домашнее хозяйство | 4 | 2 | 2 |
5 | Товары и услуги | 6 | 1 | 5 |
6 | Деньги | 8 | 4 | 4 |
7 | Маркетинг | 4 | 2 | 2 |
8 | Задачи от Гнома - Эконома | 2 | - | 1 |
| Итого: | 33 | 10 | 23 |
2 класс
Тема | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа) | Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика» | групповая практикум | познавательная игровая |
Тема 2. Потребности (1 час) | Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. | индивидуальная практикум | познавательная игровая |
Тема 3. Торговля (12 часов) | Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле | групповая индивидуальная беседа практикум игра | познавательная игровая |
Тема 4. Графики (3 часа) | Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов» | групповая беседа практикум | познавательная |
Тема 5. Деньги (5 часов) | История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки | групповая беседа практикум | познавательная игровая |
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов) | Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками | групповая индивидуальная практикум игра | познавательная игровая |
Тема 7. Экономические задачи (3 часа) | Решаем задачи с экономическим содержанием | групповая индивидуальная практикум игра | познавательная игровая |
Тема 8. Аренда (1 час) | Аренда. Что такое «аренда». История аренда | групповая беседа | познавательная |
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа) | Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России. | групповая практикум | познавательная игровая |
Учебно-тематический план
2 класс, 34часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Знакомство с Бурундуком и компанией | 2 | 1 | 1 |
2 | Потребности | 1 | 1 | - |
3 | Торговля | 12 | 2 | 10 |
4 | Графики | 3 | 1 | 2 |
5 | Деньги | 5 | 3 | 2 |
6 | Занимательная экономика | 5 | - | 5 |
7 | Экономические задачи | 3 | 0 | 3 |
8 | Аренда | 1 | 1 | - |
9 | Банки. Вклады | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
3 класс
Тема | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час) | Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики! | групповая игра | познавательная игровая |
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов) | Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике | групповая индивидуальная практикум игра беседа | познавательная игровая |
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа) | Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение; | групповая индивидуальная практикум игра беседа | познавательная игровая |
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки | групповая беседа практикум игра | познавательная игровая |
Тема 5. Штрафы (1 час) | Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы | групповая беседа | познавательная |
Тема 6. Деловая этика (1 час) | Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет; | групповая беседа | познавательная |
Тема 7. История профессий (1 час) | Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии | групповая практикум | познавательная |
Тема 8. Налоги (2 часа) | Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный) | групповая практикум беседа | познавательная |
Тема 9. Международная торговля (1 час) | Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт | групповая беседа | познавательная |
Тема 10. Экономические задачи (5 часов) | Решаем экономические задачи на нахождение прибыли | групповая практикум беседа | познавательная |
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов) | Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам. | групповая практикум индивидуальная | познавательная |
Учебно-тематический план 3 класс, 34часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Встреча в лесной экономической школе | 1 | - | 1 |
2 | Основы экономического развития | 10 | 6 | 4 |
3 | Реклама. Качество товара | 4 | 2 | 2 |
4 | Банки. Ценные бумаги | 3 | 2 | 1 |
5 | Штрафы | 1 | 1 | - |
6 | Деловая этика | 1 | 1 | - |
7 | История профессий | 1 | 1 | - |
8 | Налоги | 2 | 1 | 1 |
9 | Международная торговля | 1 | 1 | - |
10 | Экономические задачи | 5 | 1 | 4 |
11 | Занимательная экономика | 5 | 1 | 4 |
| Итого: | 34 | 17 | 17 |
4 класс
Тема | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов) | Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | этические беседы мини-исследования игры | познавательная игровая |
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов) | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? | этические беседы мини-исследования игры | познавательная игровая |
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) | На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации. | этические беседы мини-исследования игры | познавательная игровая |
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов) | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | этические беседы мини-исследования игры | познавательная игровая |
Учебно-тематический план 4 класс, 34часа
№ п/п | Темы | Количество часов | теория | Практика |
1 | Как появились деньги и какими они бывают | 13 | 10 | 3 |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 8 | 6 | 2 |
3 | Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 5 | 4 | 1 |
4 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 8 | 6 | 2 |
5 | Из чего складываются доходы в семье | 8 | 6 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | |
План | Факт |
Введение в экономику (1 час) |
1 | Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 | 07.09 | |
Потребности (2 часа) |
2 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 | 14.09 | |
3 | Какие бывают потребности? | 1 | 21.09 | |
Источники удовлетворения потребностей (6 часов) |
4 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 | 28.09 | |
5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 | 05.10 | |
6 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 1 | 12.10 | |
7 | Источники удовлетворения потребностей. | 1 | 19.10 | |
8 | Источники удовлетворения потребностей. | 1 | 02.11 | |
9 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | 09.11 | |
Домашнее хозяйство (4 часа) |
10 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. | 1 | 16.11 | |
11 | Бюджет семьи. | 1 | 23.11 | |
12 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 30.11 | |
13 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 07.12 | |
Товары и услуги (5 часов) |
14 | Как товар попадает в магазин? | 1 | 14.12 | |
15 | Где можно приобрести товары? | 1 | 21.12 | |
16 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 1 | | |
17 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 1 | | |
18 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 1 | | |
Деньги (8 часов) |
19 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 1 | | |
20 | Как и где хранятся деньги? | 1 | | |
21 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 | | |
22 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 | | |
23 | Деньги и товары. | 1 | | |
24 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 1 | | |
25 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 1 | | |
26 | Роль денег в жизни человека. | 1 | | |
Маркетинг (4 часа) |
27 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | | |
28 | Рынок. Обмен. Торговля. | 1 | | |
29 | Рынок. Обмен. Торговля. | 1 | | |
30 | Продавец и покупатель. | 1 | | |
31 | Конкуренция. | 1 | | |
Задачи от Гнома - Эконома (2часа) | | |
32 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 | | |
33 | Подводим итоги первого экономического года. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | | |
План | Факт |
|
Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа) | |
1 | Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. | 1 | 02.09 | | |
2 | Экономика в жизни человека. | 1 | 09.09 | | |
Потребности (1 часа) | |
3 | Труд и удовлетворение потребностей. | 1 | 16.09 | | |
Торговля (12 часов) | |
4 | Когда и где возникла торговля? | 1 | 23.09 | | |
5 | Зачем современному обществу нужна торговля? | 1 | 30.09 | | |
6 | Зачем современному обществу нужна торговля? | 1 | 07.10 | |
7 | Как и где производятся товары? | 1 | 14.10 | | |
8 | Как и где производятся товары? | 1 | 21.10 | |
9 | Что такое цена товара? | 1 | 11.11 | | |
10 | Почему цены на товары разные? | 1 | 18.11 | |
11 | От чего зависит цена товара? | 1 | 25.11 | |
12 | Товары ежедневного потребления. Какие они? | 1 | 02.12 | | |
13 | Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. | 1 | 09.12 | | |
14 | Качество товара и его себестоимость. | 1 | 16.12 | | |
15 | Рынок. Проблема выбора качественного товара. | 1 | 23.12 | | |
Графики ( 3 часа) | |
16 | Отношения покупателя и продавца. Этикет. | 1 | | | |
17 | Что такое график? | 1 | | | |
18 | Виды графиков. | 1 | | |
Деньги (5 часа) | |
19 | Графики доходов и расходов. | 1 | | | |
20 | История денег. Деньги бумажные и металлические. | 1 | | | |
21 | Деньги России и мира. | 1 | | | |
22 | Почему каждый народ имеет свои деньги? | 1 | | | |
23 | Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки. | 1 | | | |
Занимательная экономика (5 часов) | |
24 | Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. | 1 | | | |
25 | Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. | 1 | | |
26 | Экономика и русский язык. | 1 | | | |
27 | Экономика в окружающем нас мире. | 1 | | | |
28 | «Мой первый экономический проект». | 1 | | | |
Экономические задачи (3 часа) | | | |
29 | Экономические задачи. | 1 | | | |
30 | Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». | 1 | | | |
31 | Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». | 1 | | |
Аренда ( 1 час) | |
32 | Аренда. Что такое аренда? История аренды. | 1 | | | |
Банки. Вклады ( 2 часа) | |
33 | Банки. Крупные банки нашей страны. | 1 | | | |
34 | Зачем люди вкладывают деньги в банк. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | |
План | Факт |
Встреча в лесной экономической школе (1 час) |
1 | Встреча в лесной экономической школе. | 1 | 03.09 | |
Основы экономического развития (10 часов) |
2 | Экономика и основы экономического развития. | 1 | 10.09 | |
3 | Экономика и основы экономического развития. | 1 | 17.09 | |
4 | Коммерческая тайна. Тайна производства. | 1 | 24.09 | |
5 | Акционерное общество. | 1 | 01.10 | |
6 | Создание акционерного общества. | 1 | 08.10 | |
7 | Акции. Ценные бумаги. | 1 | 15.10 | |
8 | Кризис в экономике. | 1 | 22.10 | |
9 | Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». | 1 | 12.11 | |
10 | Естественная и искусственная монополия. | 1 | 19.11 | |
11 | Роль правительства в экономике. | 1 | 26.11 | |
Реклама. Качество товара (4 часа) |
12 | Реклама и качество товара. | 1 | 03.12 | |
13 | Что можно, а что нельзя рекламировать? | 1 | 10.12 | |
14 | Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары. | 1 | 17.12 | |
15 | Штрих-коды на товарах: что они обозначают?. | 1 | 24.12 | |
Банки. Ценные бумаги (3 часа) |
16 | Банки. История и виды вкладов. | 1 | | |
17 | Назначение и виды ценных бумаг. | 1 | | |
18 | Сбербанк – главный банк страны. | 1 | | |
Штрафы ( 1 час) |
19 | Штрафы: кто платит, когда и за что? | 1 | | |
Деловая этика ( 1 час) |
20 | Деловая этика. | 1 | | |
История профессий ( 1 час) |
21 | Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | | |
Налоги (2 часа) |
22 | Налоги и их виды. | 1 | | |
23 | Налоги и их виды. | 1 | | |
Международная торговля (1 час) |
24 | Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом? | 1 | | |
Экономические задачи ( 5 часов) |
25 | Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли». | 1 | | |
26 | Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли». | 1 | | |
27 | Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка». | 1 | | |
28 | Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка». | 1 | | |
29 | Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка». | 1 | | |
Занимательная экономика (5 часов) |
30 | «Занимательная экономика». | 1 | | |
31 | «Занимательная экономика». | 1 | | |
32 | «Занимательная экономика». | 1 | | |
33 | «Занимательная экономика». | 1 | | |
34 | «Занимательная экономика». | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | |
План | Факт |
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов) |
1 | Как появились деньги? | 1 | 06.09 | |
2 | История монет | 1 | 13.09 | |
3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | 20.09 | |
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | 27.09 | |
5 | Бумажные деньги | 1 | 04.10 | |
6 | Безналичные деньги | 1 | 11.10 | |
7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | 18.10 | |
8 | Исследование «Деньги современности» | 1 | 01.11 | |
9 | Представление результатов исследования | 1 | 08.11 | |
10 | Валюты | 1 | 15.11 | |
11 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 | 22.11 | |
12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 | 29.11 | |
13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 1 | 06.12 | |
Из чего складываются доходы в семье (8 часов) |
14 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 13.12 | |
15 | Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. | 1 | 20.12 | |
16 | На что семьи тратят деньги? | 1 | | |
17 | Вот я вырасту и стану… | 1 | | |
18 | Профессии будущего и настоящего | 1 | | |
19 | А чем занимаются банкиры? | 1 | | |
20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | | |
21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | | |
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) |
22 | На что семья тратит деньги? | 1 | | |
23 | Подсчитаем все расходы семьи. | 1 | | |
24 | Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? | 1 | | |
25 | Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. | 1 | | |
26 | Бюджет Российской Федерации | 1 | | |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов) |
27 | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника | 1 | | |
28 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | | |
29 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | | |
30 | Товары и услуги. Игра «Древо решений» | 1 | | |
31 | Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия» | 1 | | |
32 | Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта | 1 | | |
33 | Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта | 1 | | |
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 | | |