СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовое планирование: Миф или реальность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать как на уроках обществознания, так и во внеурочной деятельности по "Финансовой грамотности"

Просмотр содержимого документа
«Финансовое планирование: Миф или реальность»

Проект подготовил

Учитель истории и обществознания

Сормова Татьяна

Владимировна

МБОУ СОШ №5 пгт. Печенга


«Финансовое планирование: Миф или реальность»


Цель изучения темы — формирование компетенций, необходимых для устойчивого улучшения состояния семейных финансов в долгосрочной перспективе.

Ключевая проблема темы: Практический смысл повышения собственной финансовой грамотности в конечном счете состоит в улучшении финансового положения своей семьи для наиболее полного удовлетворения ее потребностей. Однако для этого недостаточно способности и готовности принимать правильные решения и использовать отдельные финансовые инструменты. Успех зависит от того, насколько отдельные решения и действия согласованы друг с другом. Как объединить разнообразные проблемы и приемы управления финансами в единую систему, чтобы добиться устойчивого улучшения состояния семейных финансов с течением времени?

Для решения ключевой проблемы темы требуется ее детализация до уровня более узких задач (подпроблем, учебных вопросов):

  1. Как навести порядок в семейных финансах?

  2. Как улучшить состояние семейных финансов?

Задача 1 «Как навести порядок в семейных финансах?»

Расшифровка задачи 1: Многие люди умеют принимать грамотные финансовые решения, но в их финансах все равно царит хаос: отдельные рациональные решения не согласованы друг с другом и в результате не соответствуют интересам самого человека: наше финансовое положение оказывается гораздо хуже, чем могло бы быть (при оптимальном использовании доступных нам прямо сейчас ресурсов). Можно ли навести порядок в своих финансах, и что для этого нужно сделать?

Шаги решения задачи 1:

  1. Объединять различные финансовые решения в единую систему управления финансами.

  2. Выстраивать иерархию финансовых целей.

  3. Проводить аудит текущего финансового положения.

Чтобы избежать хаоса в финансах, необходимо ими управлять, то есть согласовывать различные финансовые цели и решения таким образом, чтобы они соответствовали нашим (реальным, а не только кажущимся в данный момент) интересам. Увязать расходы и доходы с нашими потребностями помогают финансовые цели (краткосрочные, долгосрочные и глобальные). Для того чтобы оценить текущее состояние финансов, необходимо провести их аудит. Выписав все доходы и расходы, мы сможем выявить недостатки текущего состояния финансов, в том числе несоответствие получаемых нами доходов и оплачиваемых нами расходов во времени.

Ключевые понятия задачи 1: управление финансами, финансовое планирование (в широком смысле), финансовый план (в широком смысле), краткосрочное планирование, долгосрочное планирование, управление по целям, финансовая безопасность, финансовое благополучие, финансовая независимость.

Задача 2 «Как улучшить состояние семейных финансов?»

Расшифровка задачи 2: Для того чтобы устранить наиболее сложные ошибки и значительно повысить качество жизни, нужно активно управлять своими финансами и достаточно хорошо понимать свои жизненные планы. Какими методами и инструментами управления семейными финансами нужно для этого овладеть?

Шаги решения задачи 2:

  1. Управлять семейными финансами в краткосрочном периоде.

  2. Управлять своими глобальными финансовыми целями.

  3. Управлять семейными финансами в долгосрочном периоде.

Управление семейными финансами нужно осваивать постепенно, начиная с хороших бытовых практик (разумной экономии, сбережения, ведения бюджета) в краткосрочном периоде и заканчивая активным инвестированием в свое будущее.

Краткосрочный (обычно годовой) финансовый план называется бюджетом. Достижение краткосрочных целей связано в первую очередь с экономией (сбережением) и расстановкой приоритетов. Под оптимизацией бюджета понимается составление такого варианта бюджета, который обеспечивает наиболее полную реализацию целей при наименьших затратах ресурсов. Недостаточно составить бюджет, нужно также его дисциплинированно исполнять и при необходимости корректировать.

Годовой бюджет является основой для более масштабных финансовых планов, описывающих достижение глобальных и долгосрочных финансовых целей. Долгосрочные цели образуют иерархию, переводящую нас из известного нам текущего состояния (описывается бюджетом) в желаемое в отдаленном будущем (определяется глобальными финансовыми целями). Составлению долгосрочного финансового плана предшествует прогнозирование ситуации в будущем, при условии, что никаких действий по изменению текущего состояния не будет предпринято. Долгосрочные цели формулируются относительно этого варианта прогноза и отражают желаемые изменения.

Ключевые понятия задачи 2: бюджетирование, планирование, прогнозирование, проектирование, корректировка бюджета, оптимизация бюджета, исполнение бюджета.

В ходе научного исследования мы использовали метод эмпирического уровня: наблюдение

С помощью этого метода исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Количество исследуемых людей-67, из них 30 мужчин, 25 женщин и 12 детей

Мужчины без списка продуктов 93%, имеющие список-7%, женщины без списка 72%, имеющие список-28%, дети без списка 83%, имеющие список-17%

А так же метод экспериментально-теоретического уровня: эксперимент;

Этот метод исследования помогает не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

Эксперимент - поход в магазин со списком продуктов и без него (для большего эффекта, отправились за покупками на голодный желудок).

В ходе эксперимента было выявлено, что

- количество продуктов в корзине было на много больше куплено без списка,

- в основном были продукты, которые не приносят пользы человеку, лишь удовлетворяют первичный голод

- много лишних, однотипных по вкусовым качествам продуктов

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение;

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найти их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

Гипотеза

Вывод: таким образом, решение ключевой проблемы (ключевые выводы) темы «Как обеспечить устойчивое улучшение состояния семейных финансов в долгосрочной перспективе?» состоит в активном управлении финансами — регулярном учете, прогнозировании, планировании, оптимизации и контроле доходов и расходов в пределах года и в долгосрочной перспективе. Управление финансами позволяет семье вырваться из бедности или преумножить свои ресурсы, достичь финансовой безопасности, финансовой независимости и финансового благополучия. Управление семейными финансами требует не только дисциплины и аккуратности, но и владения специальными методами и инструментами, а также грамотного использования финансовых инструментов.