СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура как фактор стрессоустойчивости человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует много способов использования стрессовой энергии.Они позволяют почувствовать себя лучше и не наносить вред окружающим

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура как фактор стрессоустойчивости человека»

Физическая культура как фактор стрессоустойчивости человека









План



Введение 3

  1. Понятие стресса 4

  2. Симптомы стресса 5

  3. Физическое воспитание и стресс 6

Заключение 10

Список литературы 11



Введение



Когда нас переполняют эмоции мы ищем выход в физической активности. «Выпуская пар», мы хлопаем дверьми, бьем кулаком о стол, и громко кричим. Пытаясь снять стресс с помощью физической активности, некоторые люди поступают совершенно нерационально.

Чтобы понять что такое стресс необходимо коснуться его истории…

Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" ученого, лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Конечно же, стресс существовал и раньше - ведь и кислород открыли только в 17 веке, но как никак люди до этого тоже чем-то дышали. Селье взял технический термин «стресс», означающий "напряжение", "нажим", "давление", из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал. Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах.

Существуют социально приемлемые способы использования стрессовой энергии. Они позволяют почувствовать себя лучше и не наносить вред окружающим.

Как использовать физические упражнения для снятия стресса. Физические упражнения – это способ использования стрессовой продукции – усиленного серцебиения, учащенного дыхания, мышечного напряжения и тому подобного, - который позволяет нивелировать их влияние на ваш организм. К тому же физические упражнения переключают ваше внимание со стрессов на физическую нагрузку.











  1. Понятие стресса



Стресс - неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. 1При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании.

Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.

Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. В сущности состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства, обычно начинают проявляться в возрасте после 15-20 лет. Тревожные расстройства расцениваются как хронические заболевания, которые могут прогрессировать без лечения. На данный момент существуют эффективные методы их лечения.



  1. Симптомы стресса



Физические симптомы: боли и страдания, сжимание челюстей, скрипение зубами, диарея или запор, частое мочеиспускание, изжога, боль в животе, отрыжка и метеоризм, тошнота и головокружение, боль в груди, быстрое сердцебиение, затруднённое дыхание, потеря полового влечения, частые простуды, заикание, дрожь ног, рук или губ, боль в шее, боль в спине, мышечные спазмы, звон и жужжание в ушах, частое краснение и потливость, холодные или потные руки, ноги, сухость во рту, сложное глотание, сыпь, зуд, крапивница, мурашки по коже, необъяснимая и частая аллергия, усталость, вялость, слабость.2

Если вы испытываете какие-либо из тревожных признаков стресса, важно обратиться к врачу для полной оценки. Ваш врач поможет вам определить, действительно ли симптомы, которые в себе обнаружили, связаны со стрессом. Хотя, если подумать, большинство физических заболеваний как раз являются следствием хронического стресса, и это ещё одна из главнейших причин, почему вам следует научиться управлять своим стрессом.

















3.Физическое воспитание и стресс



При любой физической нагрузки в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья». Действительно, выработка эндорфинов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Именно это снимает депрессивное состояние во время физической активности, например, физических упражнений. Наиболее полезны физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе: на улице, в парке, в лесу и т. д., так как когда человек находится на солнце, то в его организме вырабатывается серотонин, который также повышает эмоциональный фон.3

Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни, использование разнообразных упражнений способствуют оздоровлению позвоночника, улучшают кровоснабжение тканей, укрепляют мышцы и связки, снимают напряжение, уменьшают нагрузку на межпозвоночные диски и тем самым предупреждают развитие остеохондроза и связанных с ним болей, а в следствие, и уменьшают как саму возможность возникновения дистрессов, так и их неблагоприятные воздействия на организм. С древних времен известна пословица «движение – жизнь», просто и лаконично подчеркивающая большое значение физической активности для человека; движение является необходимым условием жизнедеятельности организма и поддержания его биологических связей с внешней средой.

Занятия гимнастикой оказывают общеукрепляющее действие, вследствие чего лечебная физкультура по праву считается вполне приемлемым и важнейшим методом активной функциональной терапии. Большинство пациентов и врачей относятся к физическим упражнениям только как к средству, благоприятно влияющему на ход патологического процесса, его развитие и исход. Однако помимо этого, занятия лечебной физкультурой служат и физическому воспитанию, способствуют морально‑психологическому совершенствованию и реабилитации: развивают активность, настойчивость, целеустремленность, координацию, выносливость, укрепляют волевую сферу, способствуют соблюдению гигиенических правил и осознанию важности участия самого больного в процессе лечения.4

Занятия физическими упражнениями могут проводиться как в кабинетах лечебной физкультуры, так и в домашних условиях. Важным условием проведения занятия следует считать достаточный приток свежего воздуха, с этой целью помещение предварительно проветривают, а при достаточной закалке пациента можно упражняться и при открытых окнах в любой сезон года. Для занятий лучше подбирать легкую, удобную, не стесняющую движений одежду, желательно без излишних металлических значков и застежек, чтобы предотвратить случайные травмы и порезы; отлично подойдет свободный хлопчатобумажный или шерстяной костюм спортивного покроя. Занятия можно проводить в любое время дня, однако необходимо учитывать связь с приемом пищи: нецелесообразно заниматься на полный желудок или сразу после пробуждения, когда тело еще не разогрето. Заниматься гимнастикой следует не раньше, чем через полчаса после еды, и не позже, чем за два часа до ночного сна.

Во время самостоятельных занятий физическими упражнениями непременно следует соблюдать принцип последовательного увеличения нагрузок, чрезвычайно важно строго и объективно следить за своим самочувствием. В том случае, если после занятия появляется чувство вялости, усталости, отмечаются резкие боли в мышцах и суставах, нарушается сон, это значит, что была дана излишняя нагрузка, и необходимо уменьшить объем физической работы либо продолжительность занятия.

Необходимо также помнить, что лечебное применение физических упражнений эффективно только тогда, когда пациент сознательно и активно принимает участие в лечении, систематически и с удовольствием занимается гимнастикой, соблюдает строгую последовательность при постоянном переходе от легких упражнений к более трудным. Особое значение имеют принципы доступности и прочности выработанных навыков. Принцип активности и сознательности играет важную роль и является основой успешного лечения. Целеустремленность больного усиливает эмоционально‑волевой фон проводимого лечения и помогает внутренне справиться болезнью, способствуя, таким образом, скорейшему восстановлению трудоспособности. Осуществлять подбор упражнений в программу занятий и определять способ их выполнения больным следует только в сопоставлении с клиническими проявлениями заболевания, общим состоянием организма, возрастом больного.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Физическое воспитание позволяет не только укрепить опорно-двигательный аппарат и сердечнососудистую систему, но и порой помогает человеку справиться со многими эмоциональными расстройствами, в том числе и со стрессом. Физические упражнения, массаж, плавание, бег – все это оказывает благоприятное влияние на профилактику стрессовых расстройств и их устранение. Когда на человеческое тело оказывает влияние нагрузка, в голову «лезет» меньше различных мыслей. И как говорится: «В здоровом теле – здоровый дух!». Итак, физическая культура относится к так называемым безлекарственным методам лечения стресса.

На первом месте в устранении стресса стоит дыхательная гимнастика:

Сосчитать до 10, затем медленно вдохнуть носом, задержать дыхание, выдохнуть воздух через нос и потянуться всем телом. Сделать 5 свободных вдохов и расслабить мышцы живота. Затем глубокий вдох и такой же выдох. Повторить упражнение 4 раза.

Водные процедуры. Вам на собственном опыте необходимо определить, что будет полезно именно Вам. Можно использовать горячие или тёплые ванну и душ, можно с утра, а можно на ночь. Можно попробовать закаливающие процедуры. Всем полезен контрастный душ; 1 минута - тёплая вода, 15 секунд - холодная и так от 5 до 10 повторов.

Благоприятное действие оказывает и массаж:

Массаж центральной части подбородка указательным пальцем круговыми движениями 9 раз по часовой и 9 раз против часовой стрелки в течение 2-3 минут.

Массаж среднего пальца по 2-3 минуты на каждой руке - нормализует артериальное давление (АД).5

Для лиц испытывающих стресс и стрессонеустойчивых (те кто легко поддаются стрессовым воздействиям) важным аспектом в профилактике и лечении является выполнение ежедневной зарядки. Для этого подойдут абсолютно любые общеукрепляющие упражнения. Так как выполняя зарядку мы не стремимся накачать какую-либо группу мышц, а преследуем лишь единственную цель: оздоровление организма и устранение стресса.



Заключение



Итак, стресс — это непрерывное испытание, длящееся всю жизнь и связанное с взаимодействием между личностью и физическими, психологическими, духовными и социальными потребностями жизни. Стресс порождают не только жизненные кризисы, стрессорами являются все жизненные потребности. Стресс — это находящаяся в нас кинетическая энергия, которую можно использовать и преобразовать в продуктивную, направленную на улучшение жизни движущую силу. Он является естественным компонентом здоровой жизни, но если он выходит из-под контроля, то становится дистрессом и приводит в конечном счете к саморазрушению организма. Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе — старайтесь вести нестрессовый образ жизни. Это легко сказать, но трудно выполнить, и тем не менее… Будьте счастливы или, по крайней мере, находитесь в гармонии с вашей деятельностью и чувствами. В повседневной жизни мы все испытываем стрессы. Факторы, вызывающие стресс, обычно действуют извне, и все же 90 % стрессов, которые мы испытываем, происходят из-за негативного восприятия этих факторов. Стресс становится бедой, если мы подчиняемся ему как губительной силе. Наше восприятие, интерпретация событий и обстоятельств, в гуще которых мы находимся, могут или погубить нас, или придать нам новые силы. При здоровом и трезвом восприятии наша реакция на стресс может позволить нам превратить даже критический стресс в средство для достижения цели. Таким образом, ключом к управлению стрессом является то, как мы сами воспринимаем стрессовую ситуацию. Чем для нас является стресс — благом или злом, зависит от причин, вызвавших его, от социальной среды, в которой мы находимся, от того, как мы сами его воспринимаем, и от поддержки, которую мы получаем от окружающих.



Список литературы



  1. Медицинский справочник «Видаль» // Общие сведения о стрессе. М. 2009 г.

  2. Е. Г. Щекина, С. М. Дроговоз. Как бороться со стрессом?- М. 2005г.

  3. Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий.- М. 2007 г.

  4. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс».- М.: ТОО «ТП», 1998.

  5. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса».-М.: «Наука», 1983.

  6. Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу Хосе Сильва».- «Питер», 1996.

Размещено на Allbest.ru

1 Вознесенская Т. Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий.- М. 2007 г.-с. 45


2 Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл «Психотренинг по методу Хосе Сильва».- «Питер», 1996.-с. 16


3 Медицинский справочник «Видаль» // Общие сведения о стрессе. М. 2009 г.-с.67


4 Е. Г. Щекина, С. М. Дроговоз. Как бороться со стрессом?- М. 2005г.-с. 17


5 Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс».- М.: ТОО «ТП», 1998.-с.34


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!